Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение сущности Национального банка, его место и роль в финансовой системы страны.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
изучить сущность НБРК
отдельно рассмотреть задачи, функции и операции НБРК
рассмотреть организацию и внутреннею деятельность НБРК
рассмотреть принципы денежно-кредитной политики НБРК
провести анализ деятельности на примере годового отчета НБРК
рассмотреть, как НБРК ведет контроль за инфляцией
Введение………………………………………………………………………….…3
I Национальный банк Республики Казахстан как центральный банк страны
1.1. Задачи, функции и операции Национального банка……………………..…5
1.2. Капитал и резервы Национального банка…………………………………...7
1.3. Денежно – кредитная политика Национального банка…………………......9
II Анализ деятельности Национального банка на примере годового отчета Национального банка за 2008 год
2.1. Организация и внутренняя деятельность Национального банка………….13
2.2. Денежно – кредитная политика, управление золотовалютными активами и валютное регулирование………………………………………………………….15
2.3. Эмиссионные операции и оборот наличных денег………………………...20
III Вопросы усиления денежно - кредитной политики Национального банка
3.1. Пути усиления работы в сфере банковской деятельности ………………..21
3.2. Национальный банк в организации контроля за инфляцией……………...25
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы …………………………………………....33
Приложения
Объем кредитования правительства всегда определяется уровнем дефицита бюджета и возможностям его покрытия за счет альтернативных источников. Чем больше дефицит бюджета, тем важнее расширение альтернативных, безинфляционных источников, каковыми являются внешние займы, ценные правительственные бумаги.
Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 6, затем до 3 месяцев. Открытием нового финансового рынка в 1995г. Стали торги межбанковскими кредитами, организуемые межбанковской финансовой платой.
В 1995г. Национальным банков начата практика предоставления кредитов на ломбардной основе, объемы их не велики, что обусловлено с их экономической сутью. Банки обращаются за ними в случае крайней необходимости.
Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, осуществляемых НБРК на вторичном рынке в целях регулирования объема денежной массы. Это наиболее гибкий метод регулирования объема денежной массы в обращении, ликвидности коммерческих банков и кредитных вложений. Смысл его заключается в том, что, желая затормозить эмиссию денег и ограничить кредитную экспансию банков, Национальный банк продает на рынке ценные бумаги, списывая соответствующие суммы с резервных счетов банков, купивших эти бумаги. Напротив, пытаясь стимулировать выпуск денег и предоставление кредитов, он осуществляет обратную операцию – покупает ценные бумаги и зачисляет стоимость их на резервные счета банков. Тем самым НБРК своими операциями на открытом рынке создает банковской системе выгодные условия своей ликвидности, или наоборот, а также регулирует объем денежной массы в обращении. Если ценные бумаги продаются Национальным банком по заранее обусловленному курсу, то последний устанавливается, как правило, несколько ниже рыночного в целях стимулирования покупателей – банков и тем самым сужая их кредитные возможности. При покупке НБРК ценных бумаг увеличивается величина минимальных резервов коммерческих банков и у них появляется возможность расширения активных ссудных операций с клиентурой. При продаже НБРК ценных бумаг коммерческим банкам, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, кредитные ресурсы сокращаются, происходит снижение денежной массы.
Таким образом, через операции с ценные бумаги на открытом рынке Национальный банк оказывает влияние на объем денежной массы в обращении, резервы коммерческих банков и их кредитоспособность. Основным инструментом оперативного регулирования является эмиссия нот НБРК, объемы которой устанавливается исходя из целевых ориентиров по денежным агрегатом.
Интервенция на валютном рынке – это купля – продажа иностранной валюты на межбанковском биржевом рынке для воздействия на курс тенге. Интервенция на валютном рынке осуществляется в рамках общей денежно – кредитной политики. С повышением мировых цен на нефть и металлы и увеличением экспортной выручки НБРК с целью стерилизации с 2000г. систематически проводит валютную интервенцию. Основная часть поступлений нефтедолларов и от приватизации государственно собственности поступает в национальный фонд.
Количественные ограничения по операциям банка. Под прямыми количественными ограничениями НБРК понимается максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование
конкретных видов кредитов в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальной банк вправе применять данный инструмент денежно – кредитной политики в случае невозможности приостановления инфляции косвенными методами денежно – кредитного регулирования. [9,4]
Изучив раздел « денежно – кредитная политика», можно сказать, что она проводится Национальным банком в целях обеспечения стабильности цен в РК и осуществляется путем установления официальной ставки рефинансирования, уровня ставок вознаграждения и минимальных резервных требовании, по итогам которого происходит значительное улучшение состояния экономики в целом.
Глава 2. Анализ деятельности Национального банка Казахстана на примере годового отчета НБРК за 2008 год
Чтобы подробнее понять деятельность Национального банка, и узнать какие изменения произошли в 2008 году в организации и внутренней деятельности НБРК, денежно – кредитной политики и в эмиссионных операциях, во второй главе приводится анализ деятельности Национального банка на примере годового отчета за 2008 год.
2.1 Организация и внутренняя деятельность Национального банка
Национальный банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Председатель НБРК назначается Президентом Республики с согласия сената сроком на 6 лет. Высшим органом НБРК является Правление. В состав Правления входят Председатель и четыре должностных лица, один председатель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан, а также руководитель уполномоченного органа . Органом оперативного управления НБРК является Совет директоров, в его состав входят Председатель НБРК, его заместители, руководители структурных подразделений НБРК.
Организационная структура. Структура и общая численность ( 3580 единиц ) НБРК утверждены Указом Президента от 31 декабря 2003 года № 1271 « Об утверждении положения и структуры Национального Банка Республики Казахстан» . На основании этого положения в 2008 году структура НБРК была дополнена самостоятельным управлением ( Управление риск-менеджмента) , а также один самостоятельный отдел преобразован в самостоятельное управление (Управление по защите государственных секретов). С учетом преобразований организационная структура на конец отчетного периода состоит из 11-ти департаментов ( 1 департамент в городе Астана) и 12 самостоятельных управлений центрального аппарата, 18-ти филиалов, 2-х представительств за рубежом ( в Российской Федерации и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии ) и 4 подотчетных организаций.( Рисунок 2.1.1 ). [10]
Кроме того, НБРК является единственным учредителем (принадлежит 100% акций) АО « Казахстанский фонд гарантирования депозитов» и АО « Резервный центр Национального Банка Республики Казахстан « Q-BRO» и одним из акционеров АО « Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» (57.61%) и АО Национальный аналитический центр при Правительстве и Национальном Банке Республике Казахстан» (50%) .
На конец 2008 года штатная численность НБРК в сравнении с 2007 годом не потерпела существенных изменений. По акционерным обществам штатная численность увеличилась на 17,8% , что связано в основном с созданием АО « национальный аналитический центр при Правительстве и Национальном Банке Республики Казахстан «Q-DRO» .Списочная численность НБРК в сравнении с 2007 годом увеличилась на 2,5%, по акционерным обществам- на 32,1% ( Таблица 2.1.2 ).В 2008 году по новому штатному расписанию назначен на должность 251 работник.
На конец 2008г. понизился на 4,3 процентных пункта уровень текучести кадров по НБРК и составил 12,4%.
Уровень текучести по Центральному аппарату НБРК понизился на 9,1 процентных пункта и составил 4,7%.
По филиалом данный показатель понизился на 8 процентных пункта и составил 8,3%.
По организациям (РГП) уровень текучести понизился на 5,9 процентных пункта и составил 10%. Отмечается рост уровня текучести на 17,6 процентных пункта в акционерных обществах, который составил 42,1%. В образовательной структуре персонала наибольшую долю (62,7%) составляют работники с высшим образованием, 16,3% приходится на работников со средним специальным образованием и 21%- со средним образованием . По организациям данные показатели составляют соответственно 54,5%,22,2%, 23,3%, по акционерным обществам -87%, 12,2% , 0,8%.
Политика Национального банка в области человеческих ресурсов направлена на создание стабильного, надежного кадрового состава. Более стабильной категорией работников НБРК являются, работники со стажем работы в НБРК « от десяти до двадцати лет» их удельный вес составляет (29,8%) Наименьший удельный вес(8,5%) составляют работники со стажем работы « до одного года».
Внутренний аудит. В 2008г. Проведены 34 аудиторские проверки . Кроме того, по заданию руководства Национального банка было проведено 4 внеплановых проверок . По результатам аудиторских проверок было представлено 136 рекомендаций подразделениям НБРК по улучшению системы внутреннего контроля, из них 26 рекомендаций направлены на совершенствование нормативных актов. В целях улучшения системы внутреннего контроля и 2008г. Была разработана Программа гарантии и повышения качества по внутреннего аудита в НБРК.
Финансово-хозяйственная деятельность. (Таблица 2.1.3). За 2008г. Национальным банком получена чистая прибыль в сумме 30 197,0 млн. тенге (результатом деятельности в 2007г. являлась чистая прибыль в сумме 37 820,9 млн. тенге).За отчетный период доходы НБРК составили 68 017,9 млн. тенге , уменьшившись на 20 252,2 млн. тенге (22,9%) ,затраты достигли 37 820,9 млн. тенге, уменьшившись на 13 203,6 млн. тенге (25,9%). Прибыль дочерних организаций НБРК составила 3 855,5 млн. тенге ( РГП-967,9 млн. тенге, АО-2 887,6 млн. тенге). Консолидированная чистая прибыль НБРК ( с учетом дочерних организаций) составила 34 052,5 млн. тенге.
Организаций Национального банка. Доходы республиканских государственных предприятий НБРК от реализации за 2008г. составили 9 279,4 млн. тенге, расходы на производство продукции -7 912,8 млн. тенге. Чистый доход составил 2 887,6 млн. тенге.
Акционерные общества Национального банка. Доходы акционерных обществ за 2008г. Составили 2 887,6 млн. тенге.
Подводя итог нужно отметить, что в 2008 году структура НБРК была дополнена самостоятельным управлением, штатная численность не потерпела существенных изменений по сравнению с 2007г., чистая прибыль была получена меньше чем в 2007г., а также по результатам аудиторских проверок было представлено 136 рекомендаций по улучшению системы внутреннего контроля. Из этого следует сделать вывод: что Национальному банку нужно усовершенствовать систему внутреннего контроля в организации и внутренней деятельности НБРК.
2.2 Денежно-кредитная политика, управление золотовалютными активами и валютное регулирование
Этот раздел нам раскрывает основные направления и инструменты денежно – кредитной политики применяемые Национальным банком в 2008 году, а также управление золотовалютными активами и валютное регулирование.
Денежно-кредитная политика. В2008 году инфляционные процессы носили разнонаправленный характер. В 1 полугодии 2008 года на мировых товарных рынках наблюдалось значительное повышение цен на сырье, продовольствие и другие товары. В результате на товарных рынках возник неустойчивый «ценовой» пузырь, который во 2 половине 2008 года лопнул, вызвав резкое падение цен на продовольствие, сырьевые товары и металлы. Снижение мировых цен на сырьевые товары, в том числе и на нефть, повлекло за собой замедление роста цен на отдельные виды продукции предприятии реального сектора Казахстана в августе-октябре 2008 года. Промышленная продукция в целом за 2008г. Стала дешевле на 18,6%. Цены на энергоресурсы снизились за 2008г. На 23,4% , в том числе нефть стала дешевле на 40,5%, газовый конденсат - на 42,4%. Тем не менее, природный газ стал дороже на 35,7%, уголь - на 76,3%, нефтепродукты - на 17,0%.
В этих условиях в 2008г. Национальный банк проводил денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильной финансовой системы и стабильности цен. С учетом замедления инфляции и отсутствия фундаментальных факторов к ее ускорению основной упор делался на стабилизацию ситуации и поддержку краткосрочной ликвидности в банковской системе.
Инструменты денежно-кредитной политики. За 2008 год по сравнению с 2007 годом объем выпущенных краткосрочных нот уменьшился на 30,7% и составил 2,9 трлн. тенге. Их объем в обращении в 2008г. вырос на 36,4% до 312,3 млрд. тенге . От банков в 2008г. Было привлечено депозитов на сумму 6.1 трлн. Тенге, что на 46,3% больше, чем в 2007г. С целью обеспечения финансовой стабильности принимались меры по предоставлению банкам краткосрочной тенговой ликвидности, а также по совершенствованию системы рефинансирования банков Национальным банком. За 2008год Национальным банком были проведены операции обратного РЭПО в объеме 862,9 млрд. тенге, операции СВОП — 4 080,5 млрд. тенге.
Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней. На внутреннем валютном рынке в 2008 году НБРК выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. За 2008 год нетто-покупка на внутреннем валютном рынке составила 3.4 млрд. долл.
Итогом операций НБРК стало пополнение ликвидности банков на 830,6 млрд. тенге за 2008год. .
Денежные агрегаты. Динамика показателей денежного предложения в 2008г. демонстрировала невысокие показатели роста. За 2008г. чистые международные резервы НБРК в текущих ценах увеличились на 12.6% до 19,4 млрд . долл. Чистые валютные запасы увеличились на 13,1% в результате покупки валюты на внутреннем рынке.
Активы в золоте выросли на 8,0% в результате проведенных операций и увеличения его цены на мировых рынках на 4,4% .
Международные резервы страны в целом, включая деньги Национального фонда (27,5 млрд. долл.), увеличились за 2008год на 22,6% и составили 47,млрд. долл. За 2008г. чистые внутренние активы НБРК увеличились на 38,2%.
Увеличении чистых активов банковской системы за 2008 год стало основным фактором увеличения денежной массы на 35,4% до 6267,2 млрд.тенге.
Денежный мультипликатор увеличился с 3,16 в декабре 2007 года до 4,11 в декабре 2008 года в результате опережающего темпа роста денежной массы по сравнению с темпами расширения денежной базы. Рост денежного мультипликатора был обусловлен снижением коэффициента резервирования,на который, в свою очередь, повлияло снижение нормативов минимальных требований. В структуре денежной массы наличные деньги в обращении за 2008г. выросли на 16,0% до 857,8 млрд тенге, а депозиты резидентов- на 39,1% до 5 409,4 млрд. тенге. Рост наличных денег в обращении связан с ростом выплат по заработной плате и снятием срочных вкладов физических лиц.
Золотовалютные активы Национального банка. Общий объем валовых золотовалютных активов НБРК на конец 2008г. составил 19,4 млрд. долл.