Международный валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на широкое освещение деятельности Международного Валютного Фонда, для большинства роль этой организации на мировой арене остается загадочной. Мало кто может однозначно сказать, для чего создан Международный Валютный Фонд и чем он занимается. Некоторые полагают, что МВФ существует для субсидирования экономического развития бедных стран, путая его с Всемирным банком или другими организациями по оказанию помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ 7
МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 10
КВОТЫ И ПРАВО ГОЛОСА. 10
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ 11
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ 12
ВАЛЮТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ 16
СБОРЫ 17
СДР 18
НАДЗОР 19
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТАЦИИ 21
КОНСУЛЬТАЦИИ 21
УСЛУГИ 23
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35

Работа содержит 1 файл

К - Международный валютный фонд - 2000.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Надзор

     Может сложиться впечатление, что переход  от системы валютного паритета к  сегодняшней системе открытого  обмена означает подрыв влияния МВФ. Но это не так, поскольку нынешний подход требует еще более глубокой вовлеченности МВФ в процесс разработки и проведения экономической политики государств-членов, влияющей на валютный курс. При переходе к действующей в настоящее время системе страны-члены возложили на МВФ задачу расширить круг своей деятельности за пределы вопросов обменного курса, который в конечном итоге является лишь результатом проведения широкого круга самых разнообразных экономических мер, анализировать все аспекты экономической системы каждого государства-члена, сказывающиеся на стоимости его валюты, а также проводить объективную оценку показателей функционирования экономики каждой страны-члена, с тем чтобы эта информация могла быть использована всем сообществом государств, входящих в организацию. Словом, нынешняя система требует большей прозрачности политики государств-членов и создает для МВФ более широкое поле деятельности в сфере контроля за этой политикой. Описанная деятельность МВФ называется “надзором”, или контролем за политикой государств-членов в отношении обменного курса. Осуществление надзора основывается на той посылке, что твердая и последовательная внутренняя экономическая политика обеспечивает стабильность обменного курса и ведет к развитию и процветанию мировой экономики. После финансового кризиса 1995 года в Мексике и на фоне разворачивающегося финансового кризиса в Азии МВФ была усилена работа в области надзора.

Техническая помощь и консультации

Консультации

     Проводя периодические консультации с государствами-членами, МВФ получает информацию, позволяющую судить, насколько ответственно и открыто действует страна, определяя условия купли и продажи ее валюты правительствами и гражданами других стран, а также информацию об общем экономическом положении страны. Эти консультации, кроме того, предоставляют МВФ возможность высказаться за отмену ограничений, которые могли быть введены странами в отношении прямого перевода национальной валюты в иностранную. В первые годы существования МВФ такие периодические консультации были обязательны только для членов, установивших ограничения на обмен валюты, но с 1978 года они проводятся со всеми государствами-членами.

     Обычно  консультации проводятся ежегодно, но Директор-распорядитель может предложить дополнительные обсуждения, если страна неожиданно сталкивается с серьезными экономическими трудностями, или считается, что она использует практику, противоречащую интересам других членов. Каждый год в столицу страны направляется группа из четырех или пяти сотрудников МВФ, которые проводят около двух недель, собирая информацию и проводя встречи с представителями правительства для обсуждения вопросов государственной экономической политики. На первом этапе консультаций производится сбор статистических данных по экспорту и импорту, заработной плате, ценам, занятости, процентным ставкам, денежной массе в обращении, инвестициям, налоговым поступлениям, бюджетным расходам и другим аспектам экономической жизни, влияющим на курс национальной валюты. Второй этап заключается в проведении обсуждений с высокопоставленными сотрудниками государственного аппарата для определения эффективности экономической политики в течение предыдущего года и ожидаемых изменений в следующем году, Эти обсуждения дают также возможность оценить прогресс, достигнутый страной в устранении возможных ограничений на обмен валюты. По завершении совещаний группа сотрудников МВФ возвращается в штаб-квартиру в Вашингтоне и готовит подробный доклад для обсуждения на Исполнительном совете. В обсуждениях, естественно, участвует исполнительный директор, представляющий страну. Он дает дополнительные разъяснения относительно экономической ситуации в стране и заслушивает оценки ее экономических показателей, представляемые другими членами Исполнительного совета. Затем краткое изложение проведенных обсуждений, часто содержащее предложения по преодолению отмеченных недостатков, передается правительству страны. С мая 1997 года МВФ публикует подробные отчеты о результатах консультаций по статье IV (включая мнение Исполнительного совета) со странами, давшими свое согласие на обнародование этой информации (т.е., в сообщениях для прессы или в общих информационных сообщениях МВФ).

     Помимо  периодических консультаций МВФ  также проводит специальные консультации со странами, политика которых оказывает  значительное влияние на мировую экономику. В ходе таких специальных консультаций рассматривается экономическое положение в мире и производится оценка направлений дальнейшего развития ситуации. Результаты этих обсуждений публикуются МВФ дважды в год в издании World Economic Outlook (“Перспективы мировой экономики”). Это издание содержит ценную информацию о мировой экономике и прогнозы ее развития, и, поскольку в нем указываются различные варианты политики, оно помогает странам строить экономическую политику с учетом возможных изменений в политике других государств.

     В настоящий момент МВФ известен широкому кругу неспециалистов своей деятельностью  по предоставлению кредитов на миллиарды  долларов странам, находящимся в  центре азиатского финансового кризиса, а также России. В прошлом, возможно, наиболее заметной была деятельность МВФ по предоставлению крупных ссуд в связи с долговым кризисом 80-х годов. Затем, в середине 90-х годов, широкое освещение получило предоставление огромных кредитов Мексике и России. Например, в 1983 и 1984 годах МБФ выделил ссуды на общую сумму около 28 млрд. долларов США государствам-членам, испытывавшим трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами организации. В 1995 году МВФ предоставил Мексике кредит на сумму почти в 18 млрд. долларов США, а России в размере более 6,2 млрд. долларов США – для помощи этим странам в прохождении сложного периода реформ. По состоянию на 31 марта 2000 года МВФ было выделено в общей сложности около 10,5 млрд. долларов СДР России в поддержку ее экономических программ. Быстрая и широко освещавшаяся в печати реакция МВФ на последние кризисные ситуации может создать впечатление, что МВФ прежде всего является кредитным учреждением. Это неверно, поскольку МВФ остается преимущественно контролирующей организацией, занимающейся координацией усилий по расширению сотрудничества в разработке экономической политики. Тем не менее финансовая функция является важным направлением деятельности МВФ.

Услуги

     Кроме контроля за международной валютной системой и финансовой поддержки стран-членов, МВФ оказывает помощь своим членам путем предоставления технической помощи в отдельных специальных областях своей деятельности, обеспечения работы учебного института в Вашингтоне, проведения учебных курсов за границей, а также выпуска разнообразных публикаций по всем аспектам работы международной валютной системы и операций МВФ.

     Иногда  из-за недостатка кадров, обученных  технически сложным вопросам государственных  финансов и деятельности центрального банка, или желая получить внешнее  независимое мнение, многие страны обращаются в МВФ за помощью в решении проблем в этих областях или просят предоставить эксперта для работы с государственными финансовыми ведомствами, пока не будут подготовлены достаточно квалифицированные отечественные кадры. Такие просьбы об оказании помощи особенно часто поступали в 60-е и 70-е годы, когда многие новые независимые страны неожиданно столкнулись с проблемами создания центральных банков, выпуска новой валюты, разработки налоговой системы и создания других финансовых и денежных элементов системы современного суверенного государства. МВФ направлял экспертов из числа своего персонала или опытных консультантов для передачи необходимых знаний и подготовки кадров. В 90-е годы решение стран Восточной Европы, Балтии, России и других государств и бывшего СССР перейти от централизованного планирования к рыночной экономике и войти в международную валютную систему потребовало от МВФ самой интенсивной работы по оказанию им технической помощи. За последнее время потребности перечисленных стран в технической помощи несколько сократились, но одновременно вырос спрос на этот вид деятельности МВФ со стороны развивающихся стран Африки и Ближнего Востока. В настоящее время поступают просьбы об оказании специализированной помощи в области бухгалтерского учета, подготовки бюджета, управления государственными расходами, разработки денежно-кредитных инструментов, систем социального обеспечения и социальной защиты, развития денежных рынков, банковского регулирования и надзора, статистики, исследовательской работы, законодательства, налоговой политики и управления. В 1998 финансовом году (с 1 мая 1997 года по 30 апреля 1998 года) на техническую помощь было выделено 17 процентов общего бюджета МВФ.

     В Институте МВФ, с момента его  основания в 1964 году при штаб-квартире в Вашингтоне, были организованы курсы и семинары для более чем 10000 должностных лиц практически из всех стран-членов, сфера профессиональной деятельности которых тесно связана с направлениями работы МВФ. Большинство слушателей являются работниками министерств финансов, центральных банков и других государственных финансовых ведомств. За это время Институт добился значительных успехов в ознакомлении слушателей с работой валютной системы и ролью МВФ в ее функционировании. Обучение в Институте также помогло стандартизировать в мировых масштабах методы сбора и представления статистики платежного баланса, а также денежно-кредитной и финансовой статистики, что имело положительный эффект для всех стран-членов. Кроме того, курсы и семинары МВФ проводятся в Объединенном венском институте, работа которого обеспечивается МВФ и другими международными организациями, а также в недавно созданном Региональном учебном институте МВФ и правительства Сингапура. МВФ также осуществляет сотрудничество с учебными учреждениями в Африке, в арабских странах и в Латинской Америке.

     Доступ  к данным о состоянии налогово-бюджетной  и денежно-кредитной сфер и внешнего долга каждого государства-члена  позволил МВФ стать уникальным источником такой информации для всего сообщества государств-членов. МВФ рассматривает обмен статистическими данными как неотъемлемый элемент сотрудничества в рамках организации. Практически с момента своего основания МВФ издает ежемесячные и ежегодные статистические публикации, такие как International Financial Statistics (“Международная финансовая статистика”), которые не только информируют страны о финансовом положении других членов, но и являются непревзойденным по качеству и широте охвата источником статистической информации для банков, исследовательских институтов, университетов и средств массовой информации.

     С 1996 года в рамках масштабной инициативы по разработке стандартов, которые  помогали бы странам в работе по распространению более точной и  своевременной экономической и  финансовой статистики для широких кругов пользователей, МВФ была создана электронная доска объявлений в сети Интернет. На этой доске объявлений помещаются данные о странах, следующих установленным стандартам, а также информация для пользователей о том, где они могут получить соответствующие данные. За счет публикации финансовых данных удается обеспечить большую прозрачность экономической политики государств-членов. Описанная инициатива углубляет отмечавшуюся в последние годы тенденцию, когда международные организации, коммерческие банки, академические учреждения, неправительственные организации и широкие слои других пользователей стали все шире обращаться к МВФ в поисках информации, которая не может быть с легкостью получена из других источников.

     Помимо  статистических публикаций, а также выходящего два раза в год справочника World Economic Outlook (“Перспективы мировой экономики”) и издаваемого ежегодно отчета International Capital Markets (“Международные рынки капитала”), МВФ также готовит Annual Report (“Годовой отчет”) с всесторонним описанием деятельности, проведенной за отчетный год; документы непериодической серии (Occasional Papers) по вопросам финансов, денежно-кредитной политики и экономических событиях на уровне отдельных стран и регионов; серию изданий Press/Public Information Notices (в которых приводится сводная информация о консультациях с государствами-членами), выходящих три раза в год; серию брошюр по экономическим вопросам (Economic Issues Pamphlets), в которых четко и сжато описываются важнейшие направления проводимых в МВФ научных исследований; книги и материалы семинаров по широкому спектру экономических, финансовых и правовых вопросов; ежеквартальный академический журнал (Staff Papers), рассказывающий о результатах экономических исследований сотрудников организации; доклады сотрудников МВФ о последних событиях в экономике государств-членов; “Обзор МВФ” (выходящее раз в две недели издание, в котором помещаются статьи о деятельности МВФ, экономическом положении в отдельных странах и международных финансах); ежеквартальное Finance and Development (“Финансы и развитие”); а также целый ряд рабочих документов и других исследовательских работ сотрудников МВФ.

     Кроме распространения печатных материалов, МВФ также бесплатно размещает  на своем сервере (http://www.imf.org) в сети Интернет все свои сообщения для прессы и публичные заявления, тексты всех дополнительных изданий МВФ, а также полный текст World Economic Outlook(“Перспективы мировой экономики”) и полные тексты всех рабочих документов, готовящихся сотрудниками организации.

Деятельность  последнего времени

     Быстрые изменения, происходящие в 90-е годы, поставили перед МВФ наиболее сложные задачи за всю его историю. В этой связи было обращено особое внимание на необходимость обеспечения  того, чтобы деятельность и механизмы МВФ в полной мере соответствовали требованиям новой мировой системы интегрированных глобальных рынков товаров, услуг и капитала. В частности, МВФ постоянно перестраивает свою деятельность в области надзора, включая работу, направленную на повышение устойчивости работы банков, распространение данных и помощь в повышении качества управления. Гибко реагируя на изменение задач и ситуации в мире, МВФ продолжает оставаться эффективным и адекватным орудием решения международных финансовых вопросов.

     С начала 90-х годов МВФ проводит широкую кампанию по оказанию помощи государствам Центральной Европы, странам Балтии, России и другим государствам бывшего СССР в осуществлении трудного перехода от системы централизованного планирования к рыночной экономике. Большая часть работы по этому направлению сосредоточивалась на предоставлении информации и кадровой поддержки для создания финансовых и экономических структур (центральных банков, налоговых систем, тарифных режимов и обеспечении конвертируемости валюты), необходимых для функционирования системы свободного предпринимательства. При этом немаловажную роль в рамках этой помощи играло также предоставление финансовых ресурсов названным странам.

     В рамках своей постоянной работы, направленной на содействие экономическому развитию и проведению рациональной экономической политики в развивающихся странах, МВФ сотрудничает с Всемирным банком в деле помощи странам с низкими доходами, накопившим наиболее крупную внешнюю задолженность. Эта программа призвана помочь странам, проводящим последовательные экономические преобразования, снизить бремя внешнего долга до такого уровня, при котором они смогут обеспечивать его устойчивое обслуживание.

     В середине десятилетия в Мексике  разразился финансовый кризис, который  продемонстрировал уязвимость государств-членов по отношению к резким изменениям настроения участников рынка, что ведет к непредсказуемым и значительным оттокам капитала. Мексика быстро приняла меры по введению решительной программы стабилизации, а МВФ также оперативно предоставил помощь, утвердив 1 февраля 1995 года крупнейший пакет финансирования, когда-либо предоставлявшийся одному государству-члену, на общую сумму в 17,8 млрд. долларов США. Эти исключительные меры помощи были призваны нормализовать настроения в мировом финансовом сообществе и остановить распространение кризиса в Мексике на другие государства. Разразившийся недавно финансовый кризис в Азии привел к предоставлению Корее в декабре 1997 года рекордной ссуды в 20,9 млрд. долларов США в рамках крупной международной программы финансовой помощи. Чрезвычайно крупные ссуды были также предоставлены Индонезии (11,2 млрд. долларов США в ноябре 1997 года) и Таиланду (4,0 млрд. долларов США в августе 1997 года). А в июле 1998 года серьезные экономические и финансовые проблемы в России привели к тому, что МВФ предоставил Российской Федерации 11,2 млрд. долларов США в дополнение к предоставленному в марте 1996 года кредиту в размере 9,2 млрд. долларов США. В настоящее время Россия является крупнейшим должником МВФ, ее общий долг составляет 18,7% от общей суммы непогашенных кредитов, выданных МВФ (см. приложение №1 и №2).

Информация о работе Международный валютный фонд