Международный валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на широкое освещение деятельности Международного Валютного Фонда, для большинства роль этой организации на мировой арене остается загадочной. Мало кто может однозначно сказать, для чего создан Международный Валютный Фонд и чем он занимается. Некоторые полагают, что МВФ существует для субсидирования экономического развития бедных стран, путая его с Всемирным банком или другими организациями по оказанию помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ 7
МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 10
КВОТЫ И ПРАВО ГОЛОСА. 10
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ 11
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ 12
ВАЛЮТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ 16
СБОРЫ 17
СДР 18
НАДЗОР 19
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТАЦИИ 21
КОНСУЛЬТАЦИИ 21
УСЛУГИ 23
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35

Работа содержит 1 файл

К - Международный валютный фонд - 2000.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Государственный таможенный комитет

Российская  таможенная академия

Кафедра таможенных платежей и валютного контроля 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  курсу «Основы  внешнеэкономической  деятельности»

«Международный  валютный фонд» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр. ЭФ-32

Кириллов М.В.

Проверила

Овчинникова А.Е. 
 
 
 

Москва

2000

 

     Содержание.

ВВЕДЕНИЕ.

     Несмотря  на широкое освещение деятельности Международного Валютного Фонда, для  большинства роль этой организации  на мировой арене остается загадочной. Мало кто может однозначно сказать, для чего создан Международный Валютный Фонд и чем он занимается. Некоторые полагают, что МВФ существует для субсидирования экономического развития бедных стран, путая его с Всемирным банком или другими организациями по оказанию помощи. Другие представляют его себе как международный центральный банк, контролирующий денежную эмиссию в мировом масштабе. Третьи рассматривают МВФ как влиятельную политическую организацию с жесткой ориентацией, неутомимую в своем стремлении добиться рационализма в бюджетной сфере и способную каким-то образом заставить своих членов следовать по пути экономического консерватизма. На самом деле ни одно из приведенных выше описаний не отражает сущности Международного Валютного Фонда, МВФ не является ни банком развития, ни всемирным центральным банком, ни учреждением, способным или желающим принуждать своих членов предпринимать какие-либо особые меры. На самом деле он представляет собой организацию сотрудничества, в которую добровольно вступили более 180 стран, признавшие пользу взаимных консультаций в рамках данного форума с целью обеспечения стабильности системы купли и продажи своих национальных валют, с тем чтобы платежи в иностранной валюте могли осуществляться между странами бесперебойно и без задержек.

История создания организации

     Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Большинство знает об этой эпохе по мрачным фотографиям с изображением ферм, разрушенных пылевыми бурями, и безработных, стоящих в очередях за бесплатным супом. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, оставив озадаченных вкладчиков без единого цента, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли, покинутые фермы заросли бурьяном, не работали заводы, суда простаивали в ожидании несуществующих грузов, а десятки миллионов рабочих проводили дни в поисках работы, которой не было.

     Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в  меньшей степени пострадал и не столь видимый мир международных финансовых и денежных рынков. Общее недоверие к бумажным деньгам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран последовали примеру Соединенного Королевства, вынужденного отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость валюты в золоте и тем самым на протяжении многих лет обеспечивал определенность и стабильность цены денег. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели фиксированной цены в золоте, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны накапливали запасы золота и валют, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к дальнейшему сокращению количества рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную, и даже предпринимали попытки использования механизмов бартера (когда, например, один локомотив обменивался за 100 тонн кофе), при котором полностью исключается использование денег. Другие правительства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Эта практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в форме подобной же девальвации валюты торговыми конкурентами. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между стоимостью валют. В этих условиях происходил спад мировой экономики. В период с 1929 по 1932 год товарные цены в мире упали на 48 процентов, а объем международной торговли сократился на 63 процента.

     Созванные в 30-е годы несколько международных  конференций для рассмотрения мировых  валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения  были, очевидно, недостаточны. Требовалось добиться сотрудничества всех стран в невиданных ранее масштабах для создания новой валютной системы и международного учреждения, которое осуществляло бы постоянное наблюдение за ней. Два ученых, Гарри Декстер Уайт в Соединенных Штатах и Джон Мейнард Кейнс в Соединенном Королевстве, почти одновременно предложили в начале 40-х годов создать именно такую систему, контроль за которой осуществлялся бы не через отдельные международные совещания, а постоянно действующей организацией сотрудничества. Эта система должна была реагировать на требования времени и способствовать обмену валют без ограничений, установлению четкой и однозначной стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальвация, приведшей почти к полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество пришло к соглашению о создании системы и организации для контроля за ней. Окончательные переговоры о создании Международного Валютного Фонда состоялись в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США) с участием представителей 44 стран, МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне, округ Колумбия (США) в мае 1946 года, имея в своем составе 39 членов.

     В настоящее время членами МВФ  являются более 180 государств. Членом организации  может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и  обязательства, предусмотренные уставом  МВФ. Все крупные страны являются членами МВФ. Страны Восточной Европы, имевшие в прошлом экономику с централизованным планированием, и страны бывшего СССР также вступили в организацию и в настоящий момент находятся на различных стадиях перехода к рыночной экономике. Страны-члены могут в любой момент выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чешская Республика и Словацкая Республика), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и вновь вступили в организацию.

Организация

     Многие  полагают, что МВФ – это организация, обладающая огромными полномочиями и независимостью, которая решает, какую экономическую политику должны проводить ее члены, диктует государствам свои решения и затем контролирует их выполнение. Это совершенно неверное представление. Напротив, не МВФ, а государства-члены диктуют МВФ, какой политики ему придерживаться. Руководящие инициативы однозначно направляются от правительств государств-членов в МВФ, а не наоборот. Определяя обязательства отдельного государства-члена перед МВФ или вырабатывая конкретные положения соглашений о предоставлении кредита той или иной стране, МВФ действует не от своего имени, а как посредник, выражающий волю большинства государств-членов в приложении к каждой отдельной стране.

     Первым  звеном в цепи передачи руководящих  инициатив является Совет управляющих, в который входит по одному управляющему от каждой страны и такое же количество заместителей управляющих. Поскольку  управляющие и их заместители являются министрами финансов или руководителями центральных банков соответствующих стран, они могут авторитетно выступать от имени своих правительств. Временный комитет (несмотря на свое название существующий с 70-х годов) консультирует их по вопросам функционирования международной валютной системы, а Совместный комитет МВФ и Всемирного банка по вопросам развития информирует их об особых потребностях более бедных стран. Поскольку управляющие и их заместители полностью заняты работой в столицах своих стран, они собираются только на ежегодные совещания для принятия совместных официальных решений по вопросам деятельности МВФ.

     В остальное время управляющие  передают пожелания своих правительств по вопросам повседневной деятельности МВФ своим представителям, образующим Исполнительный совет МВФ в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Не менее трех раз в неделю проводятся официальные совещания 24 исполнительных директоров, которые следят за проведением политики, принятой правительствами государств-членов через Совет управляющих. В настоящее время восемь исполнительных директоров представляют по одной стране: Германию, Китай, Россию, Саудовскую Аравию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Францию и Японию. Другие 16 исполнительных директоров представляют группы стран. Исполнительный совет редко принимает решения путем официального голосования, вместо этого делается попытка обеспечить полное согласование позиций его членов, что позволяет свести к минимуму столкновения мнений по важным вопросам и способствует общему согласию с уже принятыми решениями.

     МВФ насчитывает около 2600 постоянных сотрудников, работающих под руководством Директора-распорядителя, который назначается Исполнительным советом и также является его  председателем. По традиции Директор-распорядитель должен быть европейцем или, по крайней мере, неамериканцем, (Президент Всемирного банка по традиции является гражданином США). В штате международных служащих представлено 122 страны. В организации работают в основном экономисты, а также специалисты по статистике, научные работники, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, финансовых систем и деятельности центральных банков, лингвисты, писатели-публицисты, редакторы и вспомогательный персонал. Основная часть персонала работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, кроме того, незначительное количество сотрудников также прикомандировано к небольшим отделениям организации в Париже, Женеве, Токио и при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке или представляют МВФ, выполняя временные задания в странах-членах (на настоящий момент в 64 государствах-членах работает 70 “постоянных представителей” МВФ). В отличие от исполнительных директоров, представляющих конкретные страны, сотрудники МВФ являются международными гражданскими служащими. Они отвечают перед всеми государствами-членами за проведение политики МВФ и не представляют интересов отдельных стран.

     Вступая в МВФ, государство-член обязуется  информировать других членов об используемом механизме определения стоимости  национальной валюты по отношению к валютам других стран, воздерживаться от применения ограничений на обмен национальной валюты на иностранную и проводить экономическую политику упорядоченного и конструктивного роста национального богатства и благосостояния всего сообщества стран, входящих в МВФ. Государства-члены обязуются соблюдать этот кодекс поведения. Как указывалось выше, МВФ не может заставить своих членов не нарушать этих обязательств, но он может оказывать и оказывает на них моральное давление, с тем чтобы добиться от государств-членов выполнения тех правил и положений, которые они добровольно согласились соблюдать, При этом МВФ, безусловно, имеет больше возможностей воздействия на государства, получающие от него кредиты. Если страна постоянно пренебрегает своими обязательствами перед МВФ, остальные государства-члены, действуя через МВФ, могут постановить, что страна-нарушитель лишается права получать кредиты, или, в качестве последней меры, могут обратиться к стране с предложением выйти из организации. Однако обычно считается, что страна готова приложить все усилия для совместного решения общих задач МВФ (в противном случае она не вступала бы в организацию), и любое невыполнение обязательств, добровольно взятых на себя при вступлении в члены организации, объясняется факторами, не поддающимися непосредственному контролю государства-члена.

     В различные периоды государства-члены  ставили перед МВФ разные задачи, определявшиеся складывающейся ситуацией  в мире, и организация продемонстрировала исключительную гибкость в решении  этих задач в рамках своих полномочий. В настоящее время страны-члены возлагают на МВФ обязанности по контролю за общей системой упорядоченного обмена национальных валют, предоставлению государствам-членам кредитов на реорганизацию экономики для обеспечения возможностей более глубокого сотрудничества в рамках системы, и предоставлению других услуг, включая техническую помощь и профессиональную подготовку кадров, для оказания содействия государствам-членам в проведении политики, отвечающей интересам всего сообщества членов МВФ.

Механизмы функционирования.

Квоты и право голоса.

     При вступлении в МВФ каждая страна вносит определенную сумму средств, называемую взносом в счет квоты, который  по форме аналогичен взносу в общество взаимного кредита.

     Квоты имеют несколько назначений. Во-первых, они образуют денежный фонд, которым МВФ может пользоваться для предоставления ссуд государствам-членам, испытывающим финансовые трудности. Во-вторых, квота служит основой определения суммы средств, которую может заимствовать государство-член, оплатившее свой взнос, или которую государство-член может получить при периодическом распределении особых активов, называемых СДР (специальные права заимствования). Чем больше взнос страны, тем больший кредит она может при необходимости получить. В-третьих, квота определяет количество голосов государства-члена. Размер квоты, которую должна внести каждая страна, устанавливается МВФ самостоятельно на основе анализа национального богатства и экономических показателей государства-члена. Чем богаче страна, тем больше ее квота. Размер квоты пересматривается каждые пять лет и может быть увеличен или уменьшен в зависимости от потребностей МВФ и экономического положения государства-члена. В 1946 году 35 стран-членов МВФ внесли 7,6 млрд. долларов США; к 1998 году членами МВФ было выплачено в счет своих квот свыше 193 млрд. долларов США. В настоящее время было принято предложение об увеличении квот до общей суммы 212 млрд. долларов США; для принятия этого предложения за него должно было проголосовать не менее 85 процентов государств-членов МВФ. Соединенные Штаты, являясь страной с самыми высокими экономическими показателями, сделали наибольший взнос в МВФ, составляющий около 18 процентов от общей суммы квот (около 35 млрд. долларов США); государство Палау, вступившее в МВФ в декабре 1997 года, имеет наименьшую квоту и внесло около 3,8 млн. долларов США.

Информация о работе Международный валютный фонд