Международный валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на широкое освещение деятельности Международного Валютного Фонда, для большинства роль этой организации на мировой арене остается загадочной. Мало кто может однозначно сказать, для чего создан Международный Валютный Фонд и чем он занимается. Некоторые полагают, что МВФ существует для субсидирования экономического развития бедных стран, путая его с Всемирным банком или другими организациями по оказанию помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ 7
МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 10
КВОТЫ И ПРАВО ГОЛОСА. 10
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ 11
ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ 12
ВАЛЮТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ 16
СБОРЫ 17
СДР 18
НАДЗОР 19
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТАЦИИ 21
КОНСУЛЬТАЦИИ 21
УСЛУГИ 23
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35

Работа содержит 1 файл

К - Международный валютный фонд - 2000.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     В 1944 году страны-основатели МВФ пришли к выводу, что организация будет  функционировать наиболее эффективно и принимать максимально ответственные  решения, если количество голосов каждого члена будет непосредственно связано с суммой средств, внесенных в МВФ в счет квоты. Поэтому страны с наибольшим взносом в МВФ имеют самое большое влияние при принятии решений по вопросам политики организации. Так, например, Соединенные Штаты на настоящий момент имеют более 265 000 голосов, или около 18 процентов от общего количества, а Палау – около 270 голосов, или 0,002 процента от общего количества голосов.

Источник  финансирования

     Взносы  по квоте, или членские взносы, о  которых говорилось выше, являются основным источником денежных средств МВФ. Теоретически общая сумма квот в настоящее время составляет около 212 млрд. долларов США, но на практике эта сумма существенно меньше. Поскольку страны-члены выплачивают 75 процентов взносов в счет квоты в национальной валюте, а большая часть национальных валют редко пользуется спросом за пределами страны-эмитента, около половины средств на балансе МВФ не может быть использовано. В течение обычного года МВФ, за редким исключением, предоставляет ссуды только приблизительно в 20 валютах, и большинство потенциальных заемщиков МВФ предъявляют спрос только на основные конвертируемые валюты: доллар США, японскую иену, немецкую марку, фунт стерлингов и французский франк.

     Поскольку каждая страна-член имеет право получения кредитов от МВФ на сумму в несколько раз превышающую взнос по квоте, то суммы квот может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей государств-членов в кредитах в периоды серьезных потрясений в мировой экономике. На этот случай МВФ с 1962 года располагает кредитной линией, предоставленной рядом правительств и банков различных стран мира, и в настоящее время размеры этой кредитной линии составляют около 24 млрд. долларов США. Данная кредитная линия, называемая Генеральными соглашениями о займах, возобновляется каждые пять лет. МВФ выплачивает проценты по любым займам, получаемым в рамках этих соглашений, и обязуется погасить кредиты в течение пяти лет. Описанный механизм был дополнительно укреплен за счет принятия решения о создании Новых соглашений о займах, которые после вступления в силу предоставят МВФ возможность получения дополнительно 40-45 млрд. долларов США.

Финансовая  помощь

     МВФ предоставляет ссуды только государствам-членам, испытывающим трудности с осуществлением платежей, то есть странам, которые не имеют достаточных поступлений в иностранной валюте для оплаты закупок у других стран. Поступления страны складываются из доходов от экспорта, от оказания услуг (таких как банковские и страховые услуги) и от туризма. Денежные средства также поступают в форме доходов от капиталовложений за границей и, в случае более бедных стран, в форме помощи, оказываемой более благополучными странами. Однако страны, как и люди, могут тратить больше, чем они получают, временно покрывая разницу за счет займов, пока не будет исчерпан весь возможный кредит, что в конечном итоге, как правило, и случается. Когда это происходит, страна сталкивается с рядом неприятных обстоятельств, из которых не последним оказывается общее падение покупательной способности национальной валюты и вынужденное сокращение импорта из других стран. В этой ситуации страна может обратиться за помощью к МВФ, который на время предоставит ей достаточные валютные средства, с тем чтобы она могла упорядочить работу экономического механизма страны, преследуя задачи стабилизации валюты и укрепления внешней торговли.

     Столкнувшись  с проблемой в области платежей, страна может безотлагательно получить в МВФ сумму в размере 25 процентов  квоты, то есть ту часть, которая была внесена в золоте или конвертируемой валюте. Если эти 25 процентов квоты недостаточны, государство-член, испытывающее более серьезные трудности, может просить МВФ предоставить большие средства и в течение нескольких лет получить ссуды, в совокупности превышающие взнос по квоте в три раза. Однако данный лимит не распространяется на ссуды, предоставляемые в рамках особых механизмов финансирования МВФ, включая механизм резервной поддержки, созданный в декабре 1997 года для предоставления краткосрочного финансирования государствам-членам, сталкивающимся с неожиданной и разрушительно сказывающейся на экономике потерей доверия со стороны рынка (первой страной, воспользовавшейся данным механизмом, стала Корея).

     Предоставляя  государству-члену кредиты на сумму, превышающую первоначальные 25 процентов квоты, МВФ руководствуется двумя принципами. Во-первых, общий валютный резерв, находящийся в распоряжении МВФ, должен использоваться на благо всего сообщества стран-членов. Поэтому ожидается, что каждая страна, получающая кредит в валюте другой страны из общего резерва, возвратит средства, как только будут преодолены проблемы с осуществлением платежей. За счет этого общие средства могут обращаться среди государств-членов и быть в наличии во всякий момент, когда в них возникает потребность. Во-вторых, прежде чем МВФ выдаст средства из общего резерва, страна должна показать, каким образом она намерена решить проблему платежей, с тем чтобы она была в состоянии выплатить задолженность перед МВФ в течение обычного срока возврата кредитов, составляющего три-пять лет (в отдельных случаях этот срок может быть продлен до десяти лет). Логика этих требований проста. Страна, испытывающая проблемы в области платежей, тратит больше средств, чем она получает, и эта ситуация не изменится, пока не будет проведена экономическая реформа.

     Поскольку МВФ несет обязательство перед  всеми государствами-членами проводить  только рациональные с финансовой точки  зрения операции, он предоставляет  кредиты исключительно на условии  их эффективного использования странами-членами. Поэтому страна-заемщик обязуется начать проведение ряда реформ для устранения причины затруднений с осуществлением платежей и создания условий для “высококачественного” экономического роста. Направляя в МВФ просьбу о выделении кредита, потенциальный заемщик представляет также план реформ, обычно содержащий такие меры как снижение государственных расходов, проведение более жесткой денежно-кредитной политики и преодоление определенных “структурных” недостатков (например, приватизация неэффективных государственных предприятий). В последнее время опыт МВФ в работе с государствами-членами в области их программ экономических преобразований показал, что для обеспечения высококачественного роста необходимо проведение более глубоких и более широких реформ. Это означает необходимость уделения большего внимания таким задачам, как обеспечение наличия в стране надлежащей системы социальной защиты для смягчения последствий проводимых преобразований для бедных слоев населения, обеспечение надлежащей направленности и эффективности государственных расходов (включая повышение статуса расходов на здравоохранение и образование), а также достижение надлежащего управления (с минимальными возможностями для коррупции, высокой степенью открытости и гласности налогово-бюджетной политики и процесса выработки политических решений).

     Конкретные  положения программы преобразований определяются самой страной, и поэтому  программа реформ является программой государства-члена, а не МВФ. МВФ  следит только за тем, чтобы изменения  в политике были достаточны для преодоления проблем в области платежей государства-члена и не наносили излишнего ущерба другим членам. В зависимости от сложности проблемы платежей и запрашиваемой суммы кредита, члены Исполнительного совета, представляющие все сообщество государств-членов решают, являются ли реформы действительно достаточными и имеются ли у МВФ разумные основания полагать, что предоставленные средства будут возвращены.

     Если  члены Исполнительного совета считают, что реформы решат проблему, осуществляется поэтапная выдача кредита (обычно в течение одного-трех лет), привязываемая к прогрессу страны в осуществлении реформ. Если не возникнет новых проблем, кредит будет возвращен в срок, и государство-член, проведя необходимые реформы, выйдет из сложившейся ситуации экономически окрепшим.

     МВФ предоставляет ссуды странам-членам, испытывающим проблемы в области  платежей, через различные механизмы, соответствующие особенностям проблем, которые они призваны решить. Двумя  наиболее часто используемыми механизмами являются соглашения о кредитах стенд-бай и механизм расширенного финансирования. Эти механизмы позволяют странам, испытывающим трудности в выполнении внешних текущих финансовых обязательств, получить кредитную линию в поддержку программы сроком от одного до двух лет (в случае механизмов стенд-бай) и от трех до четырех лет (в случае механизмов расширенного финансирования) с целью реорганизации финансов, перестройки экономики и принятия мер, направленных на возобновление экономического рост. В течение этого срока страна имеет возможность получать в МВФ средства частями, размер которых может доходить до максимальной величины кредитной линии, для осуществления внешних платежей, при условии, что страна не отступает от разработанной программы реорганизации экономической политики.

     В течение последних 25 лет МВФ также  предоставлял государствам-членам ссуды  через механизм, предназначенный  для решения проблемы временного сокращения экспортных поступлений  по причинам, в значительной степени  не поддающимся непосредственному контролю государства. Примером такой ситуации может быть уничтожение в результате заморозков большей части урожая кофе, который страна экспортирует для получения иностранной валюты (например, долларов США), используемой для оплаты текущих финансовых обязательств перед другими странами-членами. Страна может обратиться в МВФ с просьбой о выделении кредита – называемого в данном случае компенсационным финансированием – в связи с сокращением экспортных поступлений. Кредит обеспечит необходимые долларовые средства для покрытия текущих обязательств до экспорта следующего урожая и восстановления нормального оборота средств по внешним операциям. С 1988 года МВФ может также предоставлять “чрезвычайное финансирование” для помощи государствам-членам, проводящим поддерживаемые МВФ стабилизационные программы, в проведении этих программ на случай самых разнообразных непредвиденных внешних потрясений.

     Еще один механизм позволяет бедным странам  получать кредиты под низкие проценты на период коренной экономической перестройки, проводимой с целью преодоления факторов, в течение длительного времени подрывающих эффективность хозяйства. Отличительной особенностью этого метода кредитования – называемого финансированием структурной перестройки – является то, что он требует тесной координации с Всемирным банком – организацией, родственной МВФ, которая занимается исключительно вопросами экономического развития беднейших стран мира, - в работе по проведению реформ, призванных устранить причины проблем в области платежей и заложить основу экономического роста. Этот механизм финансируется за счет добровольных взносов государств-членов, которые, руководствуясь духом сотрудничества, отказываются от процентов по рыночной ставке, которые они могли бы получить, инвестируя эти средства иным образом. Страны-члены МВФ, находящиеся в более благополучном положении, выделили на финансирование этого механизма около 20 млрд. долларов США.

Валютные  механизмы

     В первые годы существования МВФ все  страны, вступая в организацию, принимали  на себя обязательство использовать единый метод расчета меновой стоимости своей валюты. Это была так называемая система валютного паритета. В то время США выражали стоимость доллара в золоте. Цена одной унции золота составляла ровно 35 долларов США. Золотое содержание доллара обеспечивалось правительством США, которое обязывалось обменивать по первому требованию доллары на золото по этому курсу. Вступая в МВФ, все остальные государства-члены также должны были определить стоимость своей валюты в золоте или долларах США (веса и чистоты по состоянию на 1 июля 1944 года). Государства-члены поддерживали стоимость своих валют в пределах одного процента от данного паритета, и если в той или иной стране возникало предположение, что изменение установленного курса положительно скажется на состоянии ее экономики, этот вопрос выносился на обсуждение – в рамках МВФ – с другими странами, которые должны были представить свое согласие на подобное изменение курса до его проведения. Система валютного паритета имела то значительное преимущество, что курс валют оставался стабильным и предсказуемым. Это было чрезвычайно удобно для международных инвесторов, дилеров и туристов, но со временем проявился и целый ряд недостатков системы. Изменение паритетной стоимости валюты представляло огромную проблему для правительства, связанную со значительным политическим риском, и каждое изменение паритетной стоимости одной из основных валют грозило общим кризисом системы. Система валютного паритета успешно служила мировому сообществу в течение около 25 лет. Однако она прекратила свое существование в начале 70-х годов, когда золотые запасы США оказались недостаточными для удовлетворения спроса на золото со стороны всех желающих, для которых возможность получить унцию золота за 35 долларов США представлялась слишком заманчивой сделкой.

     После отмены системы валютного паритета государства-члены МВФ пришли к  соглашению, что каждая страна будет  иметь право самостоятельно выбирать метод определения меновой стоимости  своей валюты. Единственное требование заключалось в том, что страны не должны более использовать золото в качестве основы стоимости своей валюты и должны предоставлять другим государствам-членам точную информацию о методе установления стоимости своей валюты. Существуют самые разнообразные методы. Многие крупные промышленно развитые страны используют плавающий валютный курс: валюта стоит столько, сколько за нее готовы платить участники рынка. Некоторые страны принимают меры по управлению свободными колебаниями курса путем покупки и продажи собственной валюты для воздействия на рынок (практика, грубо называемая “грязный плавающий курс”). Другие страны привязывают курс валюты к одной из основных валют или группе валют, и тогда, например, при росте стоимости французского франка растет и курс их валют. Многие европейские страны поддерживают курс своей валюты по отношению к другим валютам группы в определенном, заранее установленном диапазоне. Однако в рамках Европейского экономического и валютного союза официальное начало функционирования которого было положено 1 января 1999 года, одиннадцать стран-членов Европейского союза уже переходят к единой валюте, названной “евро”.

Сборы

     Государство, заимствующее средства в МВФ, выплачивает  различные сборы для покрытия операционных расходов МВФ и предоставления компенсации странам, валюту которых оно использует. В настоящее время заемщик выплачивает сборы за обслуживание и за обязательство в размере около 0,25% от суммы займа, а также процентные сборы в размере около 4,5% (за исключением кредитов в рамках описанного выше механизма финансирования структурной перестройки, по которым взимаются значительно более низкие процентные сборы). Государство-член МВФ получает проценты на свой взнос по квоте только в том случае, если другие страны заимствуют его валюту из общего фонда. Доходы страны в этой форме могут быть различными, но в последнее время они составляли около 4 процентов суммы национальной валюты страны, предоставлявшейся МВФ в ссуду другим странам. Как проценты, выплачиваемые заемщиком МВФ, так и вознаграждение, получаемое от МВФ кредитором, несколько ниже рыночного уровня, что соответствует духу сотрудничества стран в рамках организации.

СДР

      Предоставляя конвертируемую валюту государству-члену в рамках описанных  механизмов, МВФ стремится оказать  помощь государству-члену в стабилизации обменного курса его валюты. МВФ также может создавать специальные денежные средства в дополнение к резервным активам, которые большинство стран хранит на случай необходимости осуществления платежей в иностранной валюте. Как правило, большинство стран считают целесообразным иметь резервы, достаточные для осуществления платежей в течение нескольких месяцев. В 60-е годы стало очевидно, что развитие мировой экономики может тормозиться из-за нехватки резервов для поддержки происходившего в то время быстрого экономического роста во всем мире. Основными резервами тогда служили золото и доллары США, и ощущалась нехватка этих активов. Ограничением на предложение золота являются трудности, связанные с его разведкой и добычей. Рост золотых запасов отставал от быстрых темпов развития мировой экономики. Запасы долларов, которые могли хранить в резерве другие страны, зависели от готовности и желания США расходовать и инвестировать за границей больше средств, чем они получали из-за рубежа. Поскольку нельзя было рассчитывать, что США будут придерживаться такой практики до бесконечности, возникла опасность долговременного дефицита резервов. В этих условиях МВФ получил от государств-членов полномочия выпустить актив, названный СДР (специальные права заимствования), за счет которого страны-члены могут увеличивать свои резервы, хранимые в форме иностранной валюты и золота в центральных банках. Стоимость СДР определяется на основе средней стоимости пяти основных валют мира. На настоящий момент выпущено 21,4 млрд. СДР с совокупной стоимостью около 29 млрд. долларов США, что составляет около 2 процентов всех резервов.

Информация о работе Международный валютный фонд