Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов международного кредита и его роль в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие международного кредита;
- изучить функции и роль международного кредита в экономике;
- определить принципы, формы и источники международного кредитования;
- определить, какое место занимает Россия на международном кредитном рынке.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы международного кредита…………………………….5
1.1. Сущность и формы международного кредита………………………..5
1.2. Принципы и источники международного кредита…………………..11
1.3. Функции международного кредита…………………………………...15
2. Международные кредитные отношения России…………………...…………19
2.1. Анализ международных кредитных отношений РФ в
2007-2010 гг…………………………………………………………………19
2.2. Международный кредит России в 2011 г…………………………….24
3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России…..26
3.1. Международное кредитование и финансирование России…………26
3.2. Россия – должник……………………………………………………...32
3.3. Россия – кредитор……………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…
В 1995 г. на долги Советского Союза приходилось 85% российского суверенного долга. В начале 2003 г. долг СССР снизился менее чем до 1/2 его общей суммы. Это было обусловлено, во-первых, быстрым ростом российского долга во второй половине 90-х гг. Во-вторых, методом реструктуризации долгов через Лондонский клуб. Долги банкам были конвертированы в еврооблигации, и обязательство по ним взяло на себя российское правительство.
В
документе «Об основных направлениях
политики Правительства Российской
Федерации в сфере
3.3. Россия – кредитор.
Советский Союз, правопреемницей которого по зарубежным финансовым активам стала Россия, предоставлял кредиты развивающимся странам в основном по идеологическим, политическим и военно-стратегическим мотивам. До 80% кредитов было связано с экспортом советского оружия. От подобных кредитов требовалась, прежде всего, политическая отдача, а не экономическая эффективность. Вместе с тем в ряде стран при содействии Советского Союза было построено много объектов, имевших большое народнохозяйственное значение.
После прекращения «холодной войны» и распада Советского Союза в 1992 г. прежние стратегические цели исчезли. Но одновременно в России повысилась заинтересованность в возврате заемных средств ее должниками. Это породило идею взаимозачета путем обмена нашей задолженности Западу на долги нам со стороны развивающихся стран. Однако эти долги отличаются по своему качеству.
Погашение
нашей задолженности
Многие страны-должники де-факто просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.
Столкнувшись с описанной ситуацией и будучи лишена возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Результат этого акта оценивается по-разному. Многие страны, которые уже прибегали к содействию Парижского клуба, были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Важным для России было признание курса 0,6 руб. за 1 долл. при пересчете долговых обязательств. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать. Критики вступления России в Парижский клуб считают, что путем двухсторонних переговоров удалось бы добиться большего. Но многие страны-должники вообще не намеревались вступать с Россией в переговоры о погашении своего долга.
На страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны – Кубу, Монголию и Вьетнам – приходилось до 40% долга. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.
В российской практике известны также такие методы урегулирования долга, как его выкуп с дисконтом (скидкой), продажа долгов. Однако они не приобрели широкого распространения, поскольку обязательства российских должников котируются очень низко и могут быть реализованы только с большим дисконтом. Переуступка долга за бесценок не отвечает и долгосрочным интересам России, поскольку в этом случае она утрачивает завоеванные позиции. Предлагаются также варианты конверсии долга в инвестиции, в экономику стран-должников. Но при всей своей привлекательности эти проекты труднореализуемы. Все упирается в отбор объектов для инвестирования, которые устраивали бы обе стороны.
В
1992 г. долг развивающихся стран России
был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г.
– 76,7 млрд. долл. Сокращение его произошло
главным образом в результате
списания долговых обязательств. По некоторым
оценкам, Россия может рассчитывать на
долговые платежи развивающихся стран
в размере не более 30 млрд. долл. в течение
предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный
прорыв в отношениях с нашими должниками
не приходится, хотя возможности двухстороннего
урегулирования с рядом стран не исчерпаны.
Итак, кредит играет важнейшую роль в развитии международного товарооборота, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Огромную роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный Валютный Фонд, Международный банк Реконструкции и Развития, Европейский банк Реконструкции и Развития и др.
Международный кредит - кредит, предоставляемый государствами, банками, фирмами, другими юридическими или физическими лицами одних стран правительству, банкам, фирмам других стран.
Принципы международного кредита:
1. Возвратность кредита.
2. Срочность кредита.
3. Платность кредита. Ссудный процент.
4. Обеспеченность кредита.
5. Целевой характер кредита.
Функции международного кредита:
1. Перераспределительная функция.
2. Экономия издержек обращения.
3. Ускорение концентрации капитала.
4. Обслуживание товарооборота.
5. Ускорение научно-технического прогресса.
Источниками международного кредита служат:
Временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме; денежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.
Проблема
утверждения стратегии
Система
международного кредитования и финансирования
России за истекшие годы претерпевала
серьезные изменения. До кризиса 1998
г. эти ресурсы в основном привлекались
государством из официальных источников.
Частные участники рыночной экономики
делали лишь первые шаги по выходу на мировой
финансовый рынок, но пока не разразился
глобальный, в том числе финансовый, кризис.
1. Авдокушин E.Ф. Международные экономические отношения. - М., Юристъ, 2003 г., 366 с.
2. Долженкова
Л. Реформирование
системы // Банковское дело №12, 2001 г., С. 16-21.
3. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007 г., 576 с.
4. Акопова
Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н.
Мировая экономика и
5. Банковское дело: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2001 г., 459 с.
6. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002 г., 352 с.
7. Александровский Е.Э. Структура группы всемирного банка // Деньги и кредит. - 1997 г. - №11. С. 66-71.
8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. И. Максимова, А. В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 г., 622 с.
9. Бабич
А.М., Павлова Л.Н. Финансы.
10. Власов
А.В. Внешнеэкономические
11. Звонова Е.А., О внешней задолженности России. Деньги и кредит. 2000 г., № 8, С. 27-33.
12. Боровиков
В. И. Денежное обращение,
13. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 576 с.
14. Моисеев А.А., Международные кредитно - финансовые организации. - М., МНИМП, 2001 г., 272 с.
15. Свиридов О. Ю., Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М., ИКЦ МарТ, 2007 г., 224 с.
16. Рудый К. В., Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. - М., Новое знание, 2007 г., 432 с.
17. Моисеев А.А., Международные кредитно - финансовые организации. М., МНИМП, 2007 г., 272 с.
18. Общая теория денег и кредита: Учеб. / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
19. Саркисян А. Россия в системе мирового долга // Вопросы экономики. 1999. № 5. С. 94-108.
20. Статистика
Центрального Банка России http
Информация о работе Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России