Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов международного кредита и его роль в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие международного кредита;
- изучить функции и роль международного кредита в экономике;
- определить принципы, формы и источники международного кредитования;
- определить, какое место занимает Россия на международном кредитном рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы международного кредита…………………………….5
1.1. Сущность и формы международного кредита………………………..5
1.2. Принципы и источники международного кредита…………………..11
1.3. Функции международного кредита…………………………………...15
2. Международные кредитные отношения России…………………...…………19
2.1. Анализ международных кредитных отношений РФ в
2007-2010 гг…………………………………………………………………19
2.2. Международный кредит России в 2011 г…………………………….24
3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России…..26
3.1. Международное кредитование и финансирование России…………26
3.2. Россия – должник……………………………………………………...32
3.3. Россия – кредитор……………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ДКБ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

    Решение по объему заимствований на 2010 год  пока не принято, сейчас обсуждаются  и согласовываются «последние цифры». 
 
 
 
 

3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России.

3.1. Международное кредитование  и финансирование  России.

     В России в условиях переходного периода  к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Они рассматривались в качестве стимула инвестиционного процесса и экономического роста. Но реальная действительность развеяла эти иллюзии.

     Внешние факторы сыграли негативную роль в развитии кризиса 1998 г., показав необходимость сбалансированного подхода к привлечению внешних ресурсов, их эффективному использованию.5

     Тенденции и этапы внешних заимствований. В СССР внешние ресурсы поступали в основном в двух формах: несвязанных банковских кредитов и экспортных кредитов, обусловленных определенными товарными поставками. Последние также предоставлялись в подавляющей массе банками. Осуществлялось также коммерческое (фирменное) кредитование, но эти потоки были невелики. Внешторгбанк практиковал размещение валютных облигационных займов, но эти эмиссии были незначительны. Советский Союз не вступил в члены международных финансовых организаций и не имел доступа к их кредитам.

     Доступ  к льготному официальному финансированию на двухсторонней основе открылся только после прекращения «холодной войны». Прямые инвестиции не допускались преимущественно по идеологическим соображениям. Об эмиссии корпоративных ценных бумаг не могло быть и речи, поскольку акционерных компаний не было. Таким образом, иностранное кредитование опиралось на банковский кредит в двух его формах - несвязанных валютных и экспортных кредитов.

     После распада СССР зарубежные банки фактически свернули кредитование государственных институтов и поддерживали лишь слабые связи с частными российскими банками. Кредитование их считалось очень рискованным, и поэтому сверх ЛИБОР начислялся высокий спрэд (5-6%).

     После вступления России в основные международные финансовые организации в 1992 г. они, прежде всего МВФ, стали основными кредиторами на начальном этапе перехода к рыночной экономике. В 1955 г. на долю кредитов МВФ приходилось более 70% поступивших в Россию внешних ресурсов. Основным заемщиком выступало государство.

     В короткой истории международных  кредитно-финансовых отношений современной России можно выделить несколько этапов. Первый - с 1992 г. до 1995 г. включительно. В это время Россия была слабо интегрирована в мировой финансовый рынок, и ресурсы поступали преимущественно в форме официального финансирования. Второй этап - период активной интеграции государственных и частных институтов в мировой финансовый рынок. Но уже в конце 1997 г. обозначились первые признаки глобального кризиса, кульминация которого наступила 17 августа 1998 г.

     Третий  этап - глобальный кризис и выход  из него (1998-2000 гг.) после завершения в 2000 г. реструктуризации российского долга Лондонскому клубу. Четвертый этап международных кредитно-финансовых отношений России относится к началу 2000-х гг. Благодаря начавшемуся экономическому росту они приобрели стабильность, международный кредитный рейтинг России повышается. Роль официального финансирования сведена на нет. Внешние ресурсы стали активно привлекаться главным образом частными заемщиками, государство прибегает к ним в ограниченных дозах и регулярно погашает свой внешний долг.

     Рассмотрим  основные виды финансовых потоков в  Россию. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это долгосрочные вложения, осуществляя которые инвестор преследует стратегические цели. ПИИ обычно сопряжены с поступлением не только финансовых ресурсов, но также технологии, управленческого опыта, торговой марки и т.д. Российская статистика относит к прямым инвестициям вложения, в результате которых инвестор владеет как минимум 10% акций компании.

     Иностранным инвесторам в России предоставлен национальный режим. Это означает, что условия их деятельности не могут быть менее благоприятны, чем для резидентов. В этой связи многие льготы, предоставленные иностранным инвесторам в конце 1980-х гг., были отменены.

     Иностранный капитал инвестируется в основном в отрасли, приносящие быструю прибыль, а также в добычу сырья, прежде всего в нефтяную промышленность. Большие масштабы приобретает слияние ведущих западных компаний с российскими нефтяными гигантами. Около 1/2 ПИИ направляется в торговлю и общественное питание. Отмеченная отраслевая структура ПИИ определяет и их территориальное размещение. Первое место с большим отрывом от других регионов занимает Москва - около 1/2. Важное значение в качестве объектов прямого инвестирования приобретают регионы, где разрабатываются нефтяные месторождения.

     Тенденции на фондовом рынке России, как и  многих других формирующихся рынков, во многом зависят от конъюнктуры развитых рынков, прежде всего США. Однако в период кризиса развитых фондовых рынков в начале 2000-х гг. российский рынок проявил некоторую автономность, показав рост при падении курса акций на развитых рынках. Это было обусловлено тем, что на Западе кризис был в наибольшей степени вызван крахом высокотехнологичных фирм, а на российском рынке преобладают акции сырьевых и энергетических компаний, для которых конъюнктура складывалась благоприятно.

     Поэтому российский фондовый рынок дает возможность  зарубежным инвестиционным фондам диверсифицировать свои вложения. Эта возможность стала еще более реальной после получения Россией инвестиционного кредитного рейтинга от компании «Мудис» в октябре 2003 г.

     Международные банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных банковских кредитов и экспортных кредитов, которые также обслуживались банками. Международные банки не без основания рассматривали СССР как надежного партнера. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991-1992 гг. банки фактически отказались от кредитования России.

     Международное банковское кредитование России стало  быстро возрождаться с 1996 г. Но в отличие от прошлых времен кредиты предоставлялись не государству, а частному сектору. При этом в соответствии с распространенной в тот период практикой кредитования стран с формирующимися рынками международные банки в качестве партнеров предпочитали банки, а не компании. Это позволяло им перекладывать на российские банки риски конечных заемщиков. Для российских банков такая практика также была выгодна, поскольку приносила им высокие прибыли за счет большой разницы в процентах между привлеченными средствами и выданными кредитами.

     Накануне  кризиса 1998 г. примерно 40 российских банков получили рейтинги международных агентств. На 1 декабря 1997 г. отношение иностранных пассивов к нетто-активам российских банков составляло 14%, т. е. было примерно на том же уровне, что и в странах Юго-Восточной Азии накануне финансового кризиса в этом регионе. У банков с разветвленными международными связями этот показатель был значительно выше среднего - 28-38%. На 1 января 1998 г. доля нерезидентов в общем объеме привлеченных российскими банками межбанковских кредитов достигла 60%).

     Однако  кризис 1998 г., выявив серьезные дефекты в деятельности российских банков, привел к резкому снижению доверия к ним со стороны международных банков. Российские крупные банки – активные партнеры международных банков стали банкротами. Серьезный удар по престижу российских банков был нанесен из-за их отказа (невозможности) выполнять форвардные контракты после четырехкратной девальвации рубля. Международные банки фактически возобновили синдицированное кредитование российских банков лишь с конца 2001 г., хотя отдельные кредиты были предоставлены несколько раньше.

     На  мировой рынок синдицированных  кредитов вышли крупные российские банки, некоторые по нескольку раз. Объем привлеченных кредитов превысил 750 млн. долл. Самый крупный кредит был получен Внешторгбанком (240 млн. долл.). Кредиты предоставлялись, как правило, на сроки от 6 до 12 месяцев под плавающую процентную ставку ЛИБОР. Надбавка сверх ЛИБОР (спрэд), которая зависит от платежеспособности заемщика, колебалась в пределах от 2,95 до 4,25% (спрэд для первоклассных заемщиков составляет 0,7-0,8%). Таким образом, российские банки получают дорогие по международным критериям синдицированные краткосрочные кредиты. Это негативно отражается на процентной ставке кредитов, предоставленных национальным конечным заемщикам, и не удовлетворяет их спрос на средне- и долгосрочные кредиты.

     Экспортные  кредиты, в больших размерах привлекавшиеся в советские времена, выдаются обычно под гарантию государства. Российские власти сдержанно относятся к этой форме кредитования. Такая позиция аргументируется тем, что в силу своей связанности они выгоднее стране-кредитору, чем заемщику. Тем не менее, стремясь активизировать инвестиционный процесс, российское правительство в 1993-1997 гг. предоставило гарантии по этим кредитам на крупные суммы. Однако с их погашением возникли большие трудности. По этой причине, а также в силу активного выхода российских банков и компаний на мировой финансовый рынок этот вид кредитования окончательно утратил свою значимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Россия – должник.

 

     К началу 2000 г. государственный внешний долг России составил более 158 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и был равен 113,39 млрд. долл. в ноябре 2004 г. Значительно снизилось долговое бремя, измеряемое отношением долга к ВВП. Если в 2000 г. этот показатель был равен 89%, то к 2003 г. - 36%. В этой связи государственный внешний долг перестал рассматриваться в качестве фактора, негативно влияющего на экономику страны. Однако на долговые платежи по-прежнему направляются большие суммы бюджетных средств.

     Государственный долг России сформирован, во-первых, из внешнего долга Советского Союза, во-вторых, из нового российского долга. Долг СССР в основном образовался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22,5 в 1985 г. до 96,6 млрд долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во-первых, экономическими условиями, прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика не смогла адаптироваться к падению цен на нефть, и для оплаты импортных закупок потребовались крупные иностранные кредиты, во-вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В соответствии с ней в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Этими средствами предприятия распорядились крайне неэффективно.

     После распада СССР заключено соглашение о распределении долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986-1990 гг.

     Рассчитанная  таким образом доля России составила 61,3%. На втором месте, с большим отрывом, следовала Украина (16,3%). На основе этого критерия также должны были распределяться внешние активы (собственность за рубежом, долг иностранных государств Советскому Союзу).

     Однако  только Россия, и то частично, обслуживала  свой долг. Но согласно заложенному в соглашении принципу солидарной ответственности к России могли быть предъявлены такие же претензии, как и к другим странам. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг при условии перехода к ней прав на все внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил кредиторов, Россию и почти все бывшие союзные республики. Только Украина выразила свое особое мнение.

     Впоследствии  это решение подвергалось критике  с разных позиций. Некоторые оппоненты соглашения считают, что России не следовало брать на себя долговые обязательства государства, которое перестало существовать. Другие полагали, что нужно было ограничиться принятием долга в размере 61,3%).

     Кроме советского долга, регулируемого на многосторонней основе по отработанным схемам в рамках Парижского и Лондонского клубов, России от СССР достался еще коммерческий долг внешнеторговых организаций, которые осуществляли в кредит централизованные закупки товаров за рубежом по поручению правительства СССР. Фактически этот долг был государственным, и в 1994 г. Россия подтвердила свои обязательства. Однако лишь в конце 2002 г. было принято правительственное постановление «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами». Этот долг оформлен в государственные облигации со сроком погашения в 2010 и 2030 гг. Основная сумма долга и капитализированные проценты были дисконтированы. Ставка была установлена на основе ЛИБОР + спрэд.

     После урегулирования этого долга фактически по всем долгам Советского Союза были достигнуты соглашения. Исключение составляет лишь долг перед ГДР - 6,5 млрд переводных рублей. Происхождение его таково. После распада СЭВ Россия в качестве правопреемницы Советского Союза оказалась должником ГДР, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. С этими странами, кроме Германии, долги были урегулированы. Сумма задолженности России бывшим странам СЭВ составила 2,7 млрд. долл. (на 1 ноября 2004 г.).

     Таким образом, в России завершился этап кризисного управления внешним долгом, когда использовались такие методы, как реструктуризация, рефинансирование, секьюритизация, частичное списание долга.

     Эффективность управления долгом находится в прямой зависимости от использования рыночных долговых инструментов. Однако в структуре российского суверенного долга на долю внешних облигационных займов приходится около 1/3 его общей суммы.

Информация о работе Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России