Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов международного кредита и его роль в мировой экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие международного кредита;
- изучить функции и роль международного кредита в экономике;
- определить принципы, формы и источники международного кредитования;
- определить, какое место занимает Россия на международном кредитном рынке.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы международного кредита…………………………….5
1.1. Сущность и формы международного кредита………………………..5
1.2. Принципы и источники международного кредита…………………..11
1.3. Функции международного кредита…………………………………...15
2. Международные кредитные отношения России…………………...…………19
2.1. Анализ международных кредитных отношений РФ в
2007-2010 гг…………………………………………………………………19
2.2. Международный кредит России в 2011 г…………………………….24
3. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России…..26
3.1. Международное кредитование и финансирование России…………26
3.2. Россия – должник……………………………………………………...32
3.3. Россия – кредитор……………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы…
возврата;
в) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских
билетов) и кредитных операций;
г) регулирование объема
Выполняя эти взаимосвязанные
двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С
одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его
расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена,
углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.
Международный
кредит используется для укрепления
позиций иностранных кредиторов
в конкурентной борьбе. Границы международного
кредита зависят от источников
и потребности стран в иностранных
заемных средствах, возвратности
кредита в срок. Нарушение
этой объективной границы порождает
проблему урегулирования внешней
задолженности стран-заемщиц.
2. Международные кредитные отношения.
Внешний долг России на 1 июля 2007 г. составил 399,2 млрд. долл. На 1 января 2007 г. внешний долг РФ составлял 313,2 млрд. долл. Задолженность бывшего СССР, накопленная с 1992 г, составила 9,4 млрд. долл. на 1 января 2007 г. Задолженность России перед бывшими социалистическими странами на 1 января 2007 г. составляет 1,9 млрд. долл, задолженность перед международными финансовыми организациями на 1 июля 2007 г составила 5,1 млрд. долл.
Внешний долг РФ возрос за 1-й квартал 2007 г. с 313,2 млрд. долл. на 1 января 2007 г. до 355 млрд. долл. на 1 апреля. Внешний долг органов государственного управления за 1-й квартал 2007 г сократился с 44,7 млрд. долл. до 43,4 млрд. долл., в том числе федеральных органов управления - с 43,2 млрд. долл. до 41,9 млрд. долл.
Новый российский долг федеральных органов управления уменьшился за 1-й квартал 2007 г с 33,8 млрд. долл. до 33 млрд. долл. В структуре собственно российского долга на 1 апреля 2007 г. 5,3 млрд. долл. составляли кредиты международных финансовых организаций /4,6 млрд. долл. - МБРР и 0,7 млрд. долл. - прочие/, 2,4 млрд. долл. - прочие кредиты, 24,2 млрд. долл. - ценные бумаги в иностранной валюте /4,7 млрд. долл. - еврооблигации, размещенные по открытой подписке и выпущенные при реструктуризации ГКО; 18,6 млрд. долл. - еврооблигации, выпущенные для реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом; 1 млрд. долл. - ОВГВЗ/, ценные бумаги в рублях - 0,7 млрд. долл.
Долг бывшего СССР сократился с 9,4 млрд. долл. на 1 января 2007 г. до 8,9 млрд. долл. на 1 апреля 2007 г. В структуре бывшего союзного долга на 1 апреля 2007 г. 0,1 млрд. долл. составляли кредиты стран - членов Парижского клуба кредиторов, 1,9 млрд. долл. - задолженность перед бывшими социалистическими странами, 2 млрд. долл. - ОВГВЗ.
Внешний долг субъектов РФ в 1-м квартале 2007 г. сохранился в размере 1,5 млрд. долл., из которых 1 млрд. долл. приходилось на кредиты и 0,5 млрд. долл. - ценные бумаги в рублях.
Внешние долги банковской системы /без участия в капитале/ за 1-й квартал 2007 г. возросли со 101,2 млрд. долл. до 110,9 млрд. долл. В структуре долгов банковской системы на 1 апреля 2007 г. 0,5 млрд. долл. составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, 74,4 млрд. долл. - кредиты, 29,3 млрд. долл. - текущие счета и депозиты, 4,1 млрд. долл. - долговые ценные бумаги.
Долговые обязательства перед прямыми инвесторами составляли 28,6 млрд. долл., 134,4 млрд. долл. - кредиты, 25,5 млрд. долл. - долговые ценные бумаги, 3,1 млрд. долл. - задолженность по финансовому лизингу (см. Приложение 1).
Государственный внешний долг России в 2008 году на 1 января составил 471 млрд. долл.
Задолженность бывшего СССР сократилась с 7,1 млрд. долл. на 1 января 2008 года до 7 млрд. долл. на 1 апреля 2008 года.
Задолженность перед международными финансовыми организациями сократилась с 5 млрд. долл. на 1 января 2008 г. до 4,5 млрд. долл. на 1 апреля 2008 г. (см. Приложение 2).
Внешний долг Российской Федерации на 1 июля 2009 года составил 468,4 млрд. долларов США. В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность выросла на 0,9 млрд. долларов США, за счет курсовой и стоимостной переоценок сократилась на 5,4 млрд. долларов США, за счет прочих изменений - уменьшилась на 0,5 млрд. долларов США.
В отчетном периоде объем иностранных долговых обязательств частного сектора сократился на 13,2 млрд. долларов США, и по состоянию на 1 июля 2009 года составил 434,5 млрд. долларов США (91,4% внешнего долга страны). Динамичное сокращение долговых обязательств российских банков - со 166,3 до 141,7 млрд. долларов США, сопровождалось увеличением внешней задолженности прочих секторов до 292,8 млрд. долларов США.
Общий объем внешней задолженности органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования вырос на 8,3 млрд. долларов США - до 41,1 млрд. долларов США, а его доля в структуре совокупного внешнего долга составила 8,6%.
Внешние долговые обязательства российских банков снизились в отчетном периоде на 24,6 млрд. долларов США. Удельный вес задолженности банковского сектора в совокупном внешнем долге Российской Федерации уменьшился до 29,8% (на начало 2009 года - 34,6%). Наиболее существенным - на 19,5 млрд. долларов США - было сокращение задолженности по кредитам. В результате объем ссудной задолженности уменьшился до 105,2 млрд. долларов США, а ее доля в структуре внешнего долга российских банков снизилась до 74,2%. Обязательства перед нерезидентами по текущим счетам и депозитам сократились до 28,5 млрд. долларов США (20,1%), по долговым ценным бумагам, принадлежащим нерезидентам, - до 3,2 млрд. долларов США (23%), задолженность перед прямыми инвесторами в форме субординированных кредитов составила 4,8 млрд. долларов США (3,4%).
В отличие от банковского сектора изменения обязательств перед нерезидентами прочих секторов экономики имели разнонаправленную динамику: в 1 квартале 2009 года наблюдалось их сокращение, а в апреле-июне 2009 года - активный рост. В целом, в первом полугодии 2009 года суммарный объем внешнею долга российских корпораций увеличился на 11,5 млрд. долларов США, а их доля во внешнем долге Российской Федерации выросла до 61,6% (58,6% - на начало 2009 года). В структуре иностранной задолженности прочих секторов наибольший удельный вес занимали обязательства по кредитам - 79,7% (233,5 млрд. долларов США), на долговые обязательства перед иностранными прямыми инвесторами, включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам, приходилось 143% (42,0 млрд. долларов США), на долговые ценные бумаги, принадлежащие нерезидентам - 3,2% (9,4 млрд. долларов США), прочие обязательства составили 2,7% (8,0 млрд. долларов США).
Структура внешнего долга по срокам погашения в отчетном периоде практически не изменилась: долгосрочные обязательства, составляющие 86,5%, выросли до 411,5 млрд. долларов США (на 4,1 млрд. долларов США), а краткосрочные (13,5%) сократились до 64,1 млрд. долларов США (на 9,0 млрд. долларов США) (см. Приложение 3).
Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1.01.2011 составил 488.7млрд. долларов США и увеличился на 21.4 млрд. долларов США, при этом за счет операций платежного баланса он вырос на 31.4 млрд. долларов США, а впоследствии курсовых и прочих изменений снизился на 10млрд. долларов США.
Совокупные заимствования банков и прочих секторов достигли 442.1 млрд. долларов США (в структуре внешнего долга Российской Федерации их доля выросла до 90.5%). Органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования нарастили вн федеральной задолженешнюю задолженность до 46.6 млрд. долларов США (снижение доли в структуре совокупного долга до 9.5%). Вместе с тем удельный вес внешнего долга государственного сектора вырос за год до 40.8% и достиг 199.3 млрд. долларов США.
Обязательства федеральных органов управления выросли до 32.2 млрд. долларов США. Основной формой наращивания федеральной задолженности в 2010 году являлись новые облигационные займы, доля которых в структуре суверенного долга возросла до 77.8 %. Удельный вес второй по значимости категории федеральной задолженности – кредитов международных финансовых организаций – равнялся 9.8%.
Новый российский долг занимал превалирующее место в структуре суверенного долга (91,0%), на заимствования, принятые на себя Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР приходилось 9,0%.
Обязательства субъектов Российской Федерации на 1.01.2011 выросли до 2,4 млрд. долларов США. Это – максимальный уровень с 1999 года. Весь прирост задолженности приходился на региональные ценные бумаги в российских рублях, приобретенные нерезидентами.
В 2010 году задолженность органов денежно-кредитного регулирования снизилась на 2,6 млрд. долларов США и на 1.01.2011 составила 12,0 млрд. долларов США. Почти неизменной осталась задолженность по наличным рублям у нерезидентов.
После
существенного сокращения в 2009 году
внешние обязательства российск
Международные (золотовалютные) резервы РФ представляют собой высоколиквидные иностранные финансовые активы, имеющиеся в распоряжении Центрального банка РФ и Правительства РФ по состоянию на отчетную дату. Международные резервы состоят из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и средств в иностранной валюте. Монетарное золото включает в себя золото в слитках, находящееся в хранилище и на счетах ответственного хранения. В категорию средств в иностранной валюте входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета, срочные депозиты и депозиты до востребования в иностранных центральных банках, БМР и других кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО и прочие финансовые требования к нерезидентам.
Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством РФ на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов РФ.
Финансовые
требования Банка России и Правительства
РФ к резидентам, выраженные в иностранной
валюте, не включаются в состав международных
резервов РФ.
2.2. Международный кредит России в 2010 г.
Россия в 2010 году, занимая на внешних рынках, может прибегнуть как к выпуску еврооблигаций, так и к привлечению кредитов у международных финансовых организаций, рассматриваются все варианты. Общий знаменатель таков, что пока надо рассматривать все варианты, и мы можем прибегнуть и к заимствованиям через евробонды (облигации, номинированные в евровалюте), и у международных финансовых институтов.
Россия не выходила на внешние рынки заимствований с 1998 года. В 2010 году правительство намерено пойти на этот шаг, чтобы хотя бы частично покрыть дефицит бюджета, который может достигнуть 7,5% ВВП.
Ранее, когда Минфин рассчитывал уложиться в дефицит бюджета-2010 в 5% ВВП, планировалось, что Россия может выпустить еврооблигации на сумму до 10 млрд. долларов. Теперь, по мнению экспертов, необходимость во внешних заимствованиях может быть существенно больше, в том числе, чтобы сохранить на будущее часть средств Резервного фонда.
В
июне Минфин начал технические консультации
со Всемирным банком о возможности
привлечения кредитных средств
в рамках программы внешних
Некоторые экономисты полагают, что Россия, входящая в «большую восьмерку», должна выходить на открытый рынок и размещать облигации, а не стремиться занимать средства у ВБ, МВФ или других финансовых институтов, пусть и по невысоким ставкам.
Евробонды размещаться, наверное, будут. Это даст нам определенную публичность, нам важно презентовать Российскую Федерацию, потому что мы не выходили на внешние рынки уже несколько лет.
С другой стороны, по цене заимствований евробонды будут дороже, чем привлечение кредита у Всемирного банка. Поэтому при принятии окончательного решения нам надо будет взвесить, что, с одной стороны, мы получаем ликвидный инструмент, с другой стороны, — более дешевые ресурсы.
Информация о работе Международные валютно-кредитные и финансовые отношения России