Методика аудиторской проверки с прочими дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Дебиторские и кредиторские задолженности образуются не только вследствие осуществления сделок покупки-продажи, но также и вследствие проведения обменных операций, зачетов по взаимным требованиям, бартерных сделок, расчетов при помощи векселей со своими и третьими лицами и т.д. Финансовая отчетность предприятия должна в обязательном порядке корректно отражать подобные задолженности.
Аудит дебиторской и кредиторской задолженности проводится с целью подтвердить право, полноту, наличие и стоимостную оценку остатков по сальдо на счетах, которые использовались для расчетов между покупателями и поставщиками в конце отчетного периода.
Соответствие дебиторской и кредиторской задолженности фактическим остаткам на

Содержание

Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.1 Дебиторская и кредиторская задолженность: место в общей системе расчетов, цели и задачи аудита 6
1.2 Подготовка и планирование аудиторской проверки дебиторской и кредиторской задолженности. 10
1.3 Типичные ошибки, выявляемые в проверяемых организациях при аудиторской проверке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами. 15
Глава 2. Организационно – экономическая характеристика Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая». 17
2.1. Организационно – правовая характеристика Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» 17
2.2 Экономическая характеристика Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» 19
Глава 3. Аудиторская проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в Смоленском филиале АКГУП «Аптеки Алтая» 23
3.1. Оценка состояния первичного учета и внутреннего контроля. 23
3.2 Аудиторская проверка заключения договоров и их отражение в учете 26
3.3 Оформление результатов аудиторской проверки 29
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

кур.раб. аудит.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

    Смоленский  филиал АКГУП «Аптеки Алтая» имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском языке, регистрационным номером и другие необходимые реквизиты.

    Смоленский  филиал АКГУП «Аптеки Алтая» является краевым государственным унитарным  предприятием и преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В предусмотренных законом случаях.

    Учредительным документом Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» является Устав, все последующие изменения в котором регистрируются в установленном законом порядке.

    Смоленский  филиал АКГУП «Аптеки Алтая» осуществляет розничную торговлю медицинскими товарами, а так же оказывает услуги по льготному отпуску медицинский товаров.

    Организационная структура Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» представлена на рисунке 2.1.

                                                 Директор 
 
 
 
 
 
 

        Зам.директора Гл.бухгалтер  
 
 
 
 
 
 

                                                                                         кассир 
 

         Провизор, фармацевт, 

         санитарка 

    Рис. 2.1 Организационная структура Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» 

    Всего в штате Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» для осуществления деятельности организации на 1 января 2011 года состоит 13 человек.

 

2.2 Экономическая характеристика  Смоленского филиала  АКГУП «Аптеки  Алтая»

 

     Рассмотрим  основные технико-экономические показатели по итогам работы Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» за два года, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

 
    Показатель
 
2010г
 
2011г.
 
    Изменение
    1     3     4     5
    1. Выручка от реализации продукции,  работ и услуг, тыс. руб.  
68
 
164
 
96
    2. Себестоимость реализации продукции и услуг, тыс. руб. 46 121 75
    3. Валовая прибыль, тыс. руб. 21 43 22
    4. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.  руб. -9 -14 -5
    5. Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс. руб. -9 -16 -7
    6. Чистая прибыль (убыток) от хозяйственной  деятельности, тыс. руб. -10 -16 -6
    7. Среднесписочная численность работников, чел.      13     13 -
    8 . Дебиторская задолженность, тыс.  руб. 122 140 18
    9. Кредиторская задолженность, тыс.  руб. 389 642  
253
 

     Данные, представленные в таблице 2.1, характеризуют  работу Смоленского филиала АКГУП «Аптеки Алтая» за 2010 – 2011 годы следующим образом:

     1) судя по показателям выручки  от реализации продукции, предприятие  наращивает объемы деятельности. Выручка от реализации продукции  в 2011 году составила 241,18 % от выручки от реализации продукции и услуг в 2010 г., то есть 96 тыс. руб.

     2) так как Смоленский филиал АКГУП «Аптеки Алтая» в основном занимается посреднической торгово-закупочной деятельностью, аналогично выручке от продажи меняется и себестоимость реализованной продукции, то есть себестоимость продукции в 2011 году увеличивается в связи с увеличением объема реализации и составляет 263,04 % от показателя 2010 года, что соответствует величине 75 тыс. руб.;

     3) Валовая прибыль так же увеличилась в 2011г по сравнению с 2010г на 22 тыс.руб., но не смотря на это увеличились коммерческие расходы, что привело к убытку, в 2010г так и 2011г.

     4) в Смоленском филиале АКГУП «Аптеки Алтая» чистая прибыль(убыток), остающаяся в распоряжении предприятия, является отрицательной величиной и претерпевает довольно сильные изменения: в 2010 году ее величина составляла -10 тыс. руб., в 2011 году она составила -16 тыс. руб.;

     5) можно отметить увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, что говорит об увеличении величины задолженности перед поставщиками и подрядчиками, так как дебиторы не своевременно расплачиваются.

     В общем, можно охарактеризовать динамику всех показателей на протяжении рассматриваемого периода как отрицательную. Предприятие является не стабильным, так как у него имеется большая кредиторская задолженность, следовательно, идет большая просрочка по оплате и предприятие считается неплатежеспособным.

     Проанализируем соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.

    Такой показатель как соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает, сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности.

    При значительных различиях в оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности продолжительность финансового цикла может принимать отрицательное значение. Это значит, что финансирование деятельности организации осуществляется преимущественно за счет кредиторов. Однако при этом существенно возрастает риск потери ликвидности. В общем приближении считается, что размеры дебиторской и кредиторской задолженности должны быть сопоставимы, т.е. его значение должно быть приблизительно равным единице.

    Дебиторская и кредиторская задолженность

    Таблица 2.2

Показатели На  начало периода На  конец периода Отклонение (+, –)
1 2 3 4
1. Дебиторская задолженность      
1.1. Краткосрочная всего 122 140  
    в т.ч. расчеты с покупателями и  заказчиками 118 133 15
    Прочая 4 7 3
1.2. Долгосрочная всего - -  
    Итого: 122 140 18
2. Кредиторская задолженность      
2.1. Краткосрочная всего 389 642  
    в т.ч. расчеты с поставщиками и подрядчиками 266 475 209
    расчеты по налогам и сборам 47 55 8
    Прочая 76 112 36
2.2. Долгосрочная всего - - -
     Итого: 389 642 253
 

    Если  дебиторская задолженность больше кредиторской, это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.

    

    

    Показатель  меньше 1 и характеризует состояние  баланса как недостаточно ликвидное.

    Однако  необходимо учесть, что величина дебиторской  задолженности в меньше величины кредиторской задолженности. Это свидетельствует  о том, что в случае необходимости расплаты с кредиторами дебиторской задолженности не хватит и придется вовлекать собственные средства.

 

Глава 3. Аудиторская проверка расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в Смоленском филиале АКГУП «Аптеки Алтая»

3.1. Оценка состояния первичного учета и внутреннего контроля.

 

    Для оценки состояния первичного учета  и внутреннего контроля в Смоленском филиале АКГУП «Аптеки Алтая» составим таблицу 3.1 и 3.2.

    Таблица 3.1

    Оценка состояния системы первичного учета

    Возможные вопросы     Возможный круг респондентов Ответ
    1     2     3
    1. Всегда ли в организации первичный  документ составляется в момент  совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании?     Главный бухгалтер     Да
    2. Всегда ли в организации используются унифицированные формы документов?     Главный бухгалтер     Да
    3. Существует ли в организации  действующий (работающий) график документооборота?     Главный бухгалтер, зам директора     Да
    4. Существует ли в организации  архивная служба или лицо, ответственное за ведение архива?     Главный бухгалтер Да/Нет
    5. Прописаны ли в графиках документооборо-та  ответственные лица и сроки сдачи документов в архив?     Главный бухгалтер         Нет
    6. Определены ли в приказе по  документообороту или ином внутреннем распорядительном документе сроки хранения первичной учетной документации?     Главный бухгалтер          Да
    7. Составляются ли на документы  с истекшим сроком хранения  или не подлежащим хранению  акты о выделении документов к уничтожению?     Главный бухгалтер Не всегда
    8. Оформлены ли дела с первичной документацией должным образом по делопроизводству или архивного отдела (касается тех документов, которые в соответствии с законодательством должны быть переплетены и подобраны в хронологическом порядке, например кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)?     Главный бухгалтер              Да
    9. Какова периодичность проведения  проверок соблюдения кассовой  дисциплины кредитными учреждениями или органами ИМНС? Когда в последний раз проводилась такая проверка?     Руководитель, главный бухгалтер Ежеквар-тально
    10. Существует ли практика визирования договоров и иных юридических документов главным бухгалтером или иным ответственным работником бухгалтерии?     Руководитель, главный бухгалтер          Да
    11. Присутствует ли в должностных  инструкциях работников, занятых оформлением первичных учетных документов, запись об ответственности за несоблюдение правил оформления документации?     Руководитель, главный бухгалтер        Нет
    12. Своевременно ли главный бухгалтер или иное ответственное лицо подписывают первичные документы, требующие их визы?     Главный бухгалтер или иное ответственное лицо; работники, отвечающие за создание и оформление документов Да
    13. Определены ли в графиках документооборота или иной распорядительной документации лица, ответственные за оформление того или иного первичного документа на конкретном участке совершения хозяйственной операции?     Главный бухгалтер         Да
    14. Существует ли практика заключения договоров материальной ответственности на участках учета кассовых операций и участках учета ТМЦ?     Руководитель, главный бухгалтер         Да
    15. Организуются ли главным бухгалтером  или внутренней аудиторской службой  в организации проверки с целью определения наличия и комплектности первичных документов и с целью выявления нарушений при оформлении документов?     Руководитель, главный бухгалтер Редко
    16. Каков примерный процент автоматизации при создании первичных учетных документов?     Главный бухгалтер, кассир 90%
    17. Каким образом созданные первичные документы попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработки?     Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов Доставляются
 

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в Смоленском филиале АКГУП «Аптеки Алтая» первичный учет ведется должным образом, а имеющиеся недочеты не могут оказать существенного влияния на состояние расчетной дисциплины, учета, и отчетности.

    Таблица 3.2

    Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета

Наименование  процедуры контроля     Конечные  задачи процедуры контроля     Возможные методы проведения процедуры контроля в организации
    1     2     3
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа 1) Все хозяйственные  операции совершаются и соответственно фиксируются в СОПУ с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

2) Все хозяйственные  операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений Проверка службой ВК соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству,юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов 3) Весь массив  первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете Систематическая проверка службой ВК наличия всех обязательных реквизитов в документах Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов
3. Соответствие первичной документации  регистрируемым оперативным фактам 4) Достижение  уверенности в том, что на  каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт Проведение  систематических инвентаризаций на соответствие фактических остатков активов и пас-сивов организации их учетным значениям службой ВК Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу
4. Контроль полноты регистрации первичных документов      5) Достижение  уверенности, что все первичные  документы в организации будут  введены и обработаны      Проверка службой  ВК полноты регистрации документов в учетных регистрах

Контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов, единая нумерация первичной документации

5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов      6) Точный количественный  и качественный перенос данных из документа в систему учета      Автоматический  ввод бухгалтерской проводки с документа  с помощью соответствующих программных  продуктов Проверка службой ВК соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов      7) Достижение  уверенности в том, что принцип  временной определенности в организации соблюден      Проверка службой  ВК соответствия даты документа дате его регистрации в учетном  регистре.

Проведение инвентаризации активов и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

Система поощрений  и наказаний за выполнение бухгалтером своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов

7. Контроль документопото-ков      8) Достижение  уверенности в том, что в организации исполняются действующие графики документооборота      Проверка службой  ВК исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками

Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов

8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации) 9) Достижение  уверенности в том, что в  процессе регистрации и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа      Проверка службой  ВК организации хранения документов в процессе текущей деятельности

Определение круга  лиц, имеющих право доступа к  той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке

    
9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД       Практика введения паролей на АРМах, установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа
10. Контроль организации архивной службы      10) Достижение  уверенности в том, что в  системе хранения документов  не будет допущено утери или  исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения Проверка службой  ВК соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации Инвентаризация дел в архивах

Информация о работе Методика аудиторской проверки с прочими дебиторами и кредиторами