Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы являются обзор и анализ кредитования малого бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить проблемы, стоящие перед малым бизнесом;
2. определить пути решения данных проблем;
3. рассмотреть перспективы развития малых предприятий;
4. проанализировать статистические данные о состоянии кредитного рынка;
5. сделать соответствующие выводы.
Введение 4
1 Кредитование малого бизнеса: вопросы теории 6
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса и необходимость его кредитования 6
1.2 Формы и виды кредитования малого бизнеса 12
2 Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе 16
2.1 Кредитование малого бизнеса в РФ 16
2.2 Проблемы кредитования малых предприятий 20
2.3 Процесс кредитования малого бизнеса 26
3. Перспективы кредитования малого бизнеса 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А Сопоставительный анализ крупного и среднего бизнеса 38
Приложение Б Рейтинг банков по объёмам выданных кредитов 39
Приложение В Число предприятий по видам экономической деятельности 40
Приложение Г Средняя численность работников малых предприятий 41
Как правило, уже первые
контакты с предполагаемым заемщиком
позволяют сделать
По мере дальнейшей работы с кредитной заявкой может возникнуть необходимость в проведении дополнительных переговоров, которые позволят составить наиболее полное представление о предложении клиента.
Получение от потенциального заемщика необходимых документов, отражающих его финансовое состояние и характеризующих предложенный к кредитованию проект.
Для документального подтверждения изложенных заемщиком фактов запрашиваются следующие документы:
Проведение анализа кредитной заявки - анализ кредитоспособности и платежеспособности заемщика, оценка обеспечения, предложенного клиентом.
Основной задачей проведения анализа является минимизация кредитных рисков и обеспечение возможности получения кредитором максимального дохода. Это подразумевает проведение анализа заемщика, особенностей его бизнеса, непосредственно проекта, предложенного к кредитованию, а также предложенного обеспечения. Анализ охватывает широкий круг вопросов, которые характеризуют заемщика и кредитный проект. Подлежат анализу следующие факторы внешней и внутренней среды, оказывающие или могущие оказывать влияние на конечный результат кредитного проекта: общее состояние занимаемого клиентом сегмента рынка, отрасли и региона; позиция клиента на рынке, конкурентоспособность; финансовое положение клиента и перспективы развития; характер кредитуемой сделки; ликвидность предоставляемого обеспечения; история отношений с Банком и другими кредитными учреждениями.
Большое внимание уделяется оценке предложенного заемщиком обеспечения кредита. Исполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору может обеспечиваться залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными гл.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующим законодательством и договором. [19]
Подготовка заключения о целесообразности предоставления запрашиваемых кредитных ресурсов.
После получения всех
необходимых данных о предполагаемом
заемщике и его проекте составляется
заключение о целесообразности предоставления
кредита, содержащее полную информацию
о клиенте, необходимое для вынесения реше
После принятия окончательного решения о предоставлении кредита заемщику следует оформление документов, регулирующих взаимоотношения сторон.
Выдача кредита.
Выдача кредита осуществляется после выполнения заемщиком определенных условий, оговоренных в кредитном договоре, путем открытия клиенту ссудного счета и перечисления денежных средств на его расчетный счет при предоставлении платежных поручений в соответствии с суммой и целями кредита.
В зависимости от условий кредитного договора ссуды могут выдаваться: единовременно в начале действия договора; по графику; по мере предоставления заемщиком платежных документов.
Кредитный мониторинг
После рассмотрения кредитной заявки, ее анализа, принятие решения и выдачи кредита проводится контроль над выполнением хода кредитуемого проекта, который включает:
Наиболее частую проверку крупных кредитов, поскольку невыполнение заемщиками обязательств по ним может серьезно сказаться на финансовом положении банков. [20]
Более частые проверки кредитов при появлении значительных проблем в тех отраслях, в которые банки вложили значительную часть своих ресурсов. Увеличение частоты проверок по мере роста проблем, связанных с конкретным кредитом.
Рассмотрев непосредственно процесс кредитования, можно сделать выводы о несовершенстве данной банковской услуги в России. Это связано в первую очередь с относительной новизной кредитования малого бизнеса, с отсутствием опыта и большими рисками при выдаче кредитов. Это влечёт за собой неизбежную бюрократизацию процесса кредитования, сбора множества документов и неизбежные издержки при анализе рисков. Но намечается положительная тенденция: на этом рынке появляются всё больше новых субъектов, как со стороны банков, так и со стороны предпринимателей, и это неизбежно влечёт за собой упрощение процесса кредитования, уменьшение сроков рассмотрения и необходимых документов. Тем не менее, кредитование малого бизнеса в России гораздо более затруднено по сравнению, к примеру, со странами Европы, США.
В настоящее время ситуация с кредитованием малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в России, безусловно, изменилась в лучшую сторону. Кредитование малого бизнеса является одним из наиболее доходных видов банковского бизнеса. Однако, несмотря на то, что государством провозглашается всеобщая поддержка малого предпринимательства, разрабатываются программы его финансирования, такой активности, как на рынке потребительского кредитования не наблюдается.
Реальную финансовую поддержку малые предприятия и предприниматели получают на сегодняшний день, в основном, от коммерческих банков, работающих на рынке кредитования малого бизнеса. Таких банков немного и большинство из них предоставляют кредиты малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям ради получения более высоких доходов, поскольку предлагаемая ими ставка, а также различные платы, значительно выше, чем по крупным ссудам.
По мнению специалистов,
для эффективного развития малого бизнеса,
необходима помощь со стороны администраций
муниципалитетов в части
Среди причин, которые помешали получить кредит, чаще всего называют высокие процентные ставки (47,4%), невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). А также невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования – порядка 18%.[16]
Для развития кредитования малого бизнеса нужна целенаправленная политика государства. На данном этапе обращают на себя внимание действия Минэкономразвития России: среди пяти основных составляющих господдержки малого бизнеса выделяется помощь на кредитование малого бизнеса, а часть полутора миллиардов, выделенных Федеральным бюджетом на поддержку малых предприятий, рассчитана и на развитие системы микрофинансирования. [4]
Но, чтобы двигаться дальше, нужно оперировать другими суммами, значительно превышающими эту. Банковское сообщество должно понять, что малые предприниматели - это перспективные клиенты. Ведь именно малый бизнес наиболее бурно и динамично развивается во всем мире.
Программы на местах должны учитывать реалии сегодняшнего дня, а не стремление местной власти с помощью уже существующих, но почти не работающих программ кредитования создать видимость поддержки малого бизнеса.
Западные финансовые
институты уже принимают
Специалисты банков отмечают, что, несмотря на стремление правительства развивать сегмент малого бизнеса, почти все начинания в этой сфере пока остаются проектами на бумаге. Чтобы решить данную проблему, нужна стабильность на общегосударственном уровне.
Кроме того, необходимо проводить политику, направленную на снижение стоимости ресурсов, привлекаемых малым и средним бизнесом, в том числе путем субсидирования процентных ставок, повышения планки процентной ставки, включаемой в расходы предприятия, увеличения сроков и уменьшения ставки размещения денежных средств через государственные банки-агенты. Эти перемены вполне возможны, но только при целенаправленной и дружественной государственной политике в отношении малого и среднего бизнеса.
Сейчас кредиты малому бизнесу составляют 20% кредитного портфеля юридическим лицам. Другое дело, что сам малый бизнес еще не готов кредитоваться. Сознание все еще сформировано законами дикого капитализма – взять на черном рынке, у партнеров и т.д. Бизнес не легализован, документы подготовить в банк – проблема, раскрывать себя – опасно, ждать долго и т.д.
У банков проблема в другом: либерализация подходов к кредитному анализу для юридических лиц не бесконечна. Нельзя просто кредитовать деньги под паспорт, как физическим лицам. Каждый кредит предприятию – это индивидуальная сделка, и источники погашения не так очевидны, как при потребительском кредитовании. [17]
Впрочем, со времен это будет преодолено, а в целом прослеживаются положительные тенденции, сам рынок развивается. В отличие от прошлых лет все больше кредитуются небольшие предприятия в сфере производства продуктов питания, услуг населению, производства товаров народного потребления, строительных материалов. Банки хоть и медленно, но расширяют свои предложения для малого бизнеса.
Не стоит забывать
и о главном: основная цель деятельности
кредитной организации –
Все это заставляет руководство прогрессивных банков пересматривать кредитную политику, смещая акцент в сторону малых предприятий.
С учетом вышесказанного, а так же зарубежного опыта представляется целесообразным принять в России следующие меры стимулирования финансовой поддержки предприятий МБ: