Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются обзор и анализ кредитования малого бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить проблемы, стоящие перед малым бизнесом;
2. определить пути решения данных проблем;
3. рассмотреть перспективы развития малых предприятий;
4. проанализировать статистические данные о состоянии кредитного рынка;
5. сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 4
1 Кредитование малого бизнеса: вопросы теории 6
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса и необходимость его кредитования 6
1.2 Формы и виды кредитования малого бизнеса 12
2 Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе 16
2.1 Кредитование малого бизнеса в РФ 16
2.2 Проблемы кредитования малых предприятий 20
2.3 Процесс кредитования малого бизнеса 26
3. Перспективы кредитования малого бизнеса 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А Сопоставительный анализ крупного и среднего бизнеса 38
Приложение Б Рейтинг банков по объёмам выданных кредитов 39
Приложение В Число предприятий по видам экономической деятельности 40
Приложение Г Средняя численность работников малых предприятий 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра банковского  дела и страхования

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Деньги, кредит, банки"

 

 

Кредитование  малого бизнеса

 

ГОУ ОГУ 080105.65.5011.12 ОО

 

 

 

 

Руководитель работы

канд. эконом. наук, доцент

________________И.В. Горина

“____ “  _______________ 2011г.

Исполнитель

студент группы 10ФК-3

_________________Р.Р. Искандеров “____ “   ______________ 2011г.

Нормоконтроль

_______________  М.П. Доронкина

“____ “   ______________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2012

 

Содержание

 

 

Введение

кредитование  бизнес

В настоящее время  стремительно возрастает роль малых  предприятий в экономиках стран  мира. Доля продукции, выпущенной данными предприятиями, также увеличивается. Поэтому развитию малого предпринимательства придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений.

Главными чертами малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке.

Важная роль малого бизнеса  заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих  мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, лучше удовлетворяет спрос на локальных рынках, требует меньше капиталовложений (у него меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда).

Но на определённых этапах производственного процесса почти  все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех  или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход — получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Поэтому проблема кредитования малых предприятий так актуальна на данный момент.

Объектом исследования курсовой работы  выступают условия и перспективы кредитования малого бизнеса в условиях современного этапа развития кредитной системы России. Предметом является   процесс кредитования малого бизнеса в РФ. Целью курсовой работы являются обзор и анализ  кредитования малого бизнеса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить проблемы, стоящие перед малым бизнесом;
  2. определить пути решения данных проблем;
  3. рассмотреть перспективы развития малых предприятий;
  4. проанализировать статистические данные о состоянии кредитного рынка;
  5. сделать соответствующие выводы.

Содержание работы изложено в 3-х главах:

  1. Кредитование малого бизнеса: вопросы теории
  2. Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе
  3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ

В первой главе рассмотрены  особенности кредитования малого бизнеса  в Российской Федерации, виды кредитов, предоставляемые малому и среднему бизнесу, и их характеристика с условиями  предоставления, взгляд на проблемы кредитования со стороны предпринимателей.

Во второй главе проанализированы: объем выданных кредитов по банкам России, отраслевая структура распределения  кредитов малому бизнесу, динамика процентных ставок и др.

В третьей главе рассмотрены различные варианты решения проблем и основные перспективы развития кредитования малого бизнеса.

Для наглядности в  курсовой работе отражены диаграммы, графики  и таблицы.

Методологической  основой выступили принципы диалектической логики: единства исторического и логического, единства и различия формы и содержания, принцип противоречия, определяющий развитие сферы кредитные отношений: принципы экономической теории, применялись количественные методы, а также методы группировки, сравнительного и статистического анализа.

При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая основные вопросы и  проблемы кредитования малого бизнеса  в Российской Федерации, для проведения анализа использована статистическая информация основных российских статистических сайтов.

 

1 Кредитование малого  бизнеса: вопросы теории

    1.  Экономическая сущность малого бизнеса и необходимость его кредитования

 

Наличие развитого  сектора малого бизнеса (МБ) является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности. Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.

Именно с  преимущественного развития малого и среднего бизнеса осуществлялся экономический рывок в некогда отсталых странах (Испании, Португалии, Греции, Южной Кореи, Тайване). Сегодня во многом за счет небольших предприятий обеспечивается ускоренное развитие экономики Китая. Расчеты показывают, что в этих странах наблюдалась прямая зависимость между динамикой экономического роста и числом малых предприятии, а доля последних в производстве ВВП составляла от 40 до 70%. И лишь на более поздних стадиях подъема крупные предприятия начинали играть значимую роль в экономическом развитии, принимая эстафету у малого и среднего бизнеса. Основные экономические показатели малых предприятий в РФ представлены в табл. 1.

 

Средние  
предприятия

Малые  
предприятия

Среднесписочная численность  работников (без внешних совместителей)

4,2

21,7

Средняя численность  внешних совместителей

2,3

43,2

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

4,2

22,8

Оборот предприятий

4,4

24,5

Инвестиции в основной капитал

2,8

4,4

Основные средства

2,6

5,7

Оборотные активы

4,4

24,4

Капитал и резервы

1,5

12,0


Таблица 1 -  Удельный вес предприятий в основных экономических  показателях в 2009 г. (в процентах) [1]

 

 

Малый бизнес выполняет  важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники. Венчурная специализация характерна для значительной части малых предприятий (около 20%) в экономически развитых странах мира. Многие высокотехнологичные концерны мирового масштаба начинали свое существование в виде небольших венчурных фирм. По имеющимся оценкам, в России только 4 - 5% малых предприятий занимаются инновационной деятельностью.[1]

Малая форма хозяйствования - понятие, связанное с экономическим потенциалом хозяйствующего субъекта числом работников, доходом и размерами налоговых платежей. Малые предприятия имеют специфику производственно-технологического содержания, не позволяющую разрастаться до средних, а тем более до крупных размеров.[2]

В течение многих лет ученые различных стран пытаются дать определение малому бизнесу. Существуют различные критерии для характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать малым бизнесом предприятия с численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем производства и другие. Вместо этого предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий на процесс принятия решений. Подобную позицию занимают и австралийские ученые, предлагающие считать малым бизнес, в котором 1 или 2 человека уполномочены принимать все стратегические решения в области финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом, снабжения, маркетинга, производства или обеспечения услуг, продаж без помощи собственных специалистов.

В США, по определению  Администрации малого бизнеса (АМБ), в малом бизнесе доминируют те отрасли, где объем среднегодовой  численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых до 500 человек. Под эти сферы попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство и рыбная промышленность. В малом бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120.

В современных исследованиях предлагаются следующие характеристики малого бизнеса: отсутствие открытой продажи ценных бумаг предприятия; предприятие имеют ограниченный круг ценных бумаг; ограниченная ответственность отсутствует; основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к риску; команда менеджеров укомплектована не полностью; бизнес несет высокие маркетинговые затраты; взаимоотношения с акционерами носят менее формальный характер; бизнес имеет более высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации.

В исследованиях Д. Лонгенеке, К. Моора, У. Петти подход с позиций отдельных показателей совмещается с поиском более принципиальных различий, и предлагаются следующие критерии для определения малого бизнеса:

  • финансирование бизнеса осуществляется одним или небольшой группой инвесторов. Только в исключительных случаях бизнес может иметь более 15-20 инвесторов;
  • реализуя свою маркетинговую программу, фирмы функционируют в географически ограниченных зонах;
  • количество работников в бизнесе обычно не превышает 100 человек;
  • в сравнении с крупными фирмами, бизнес может считаться малым.

На основе анализа  мнений зарубежных и отечественных  ученых-экономистов можно дать следующее  определение малым формам предпринимательской  деятельности: это наименьший элемент системы экономических отношений рыночной экономики осуществляющее на основе спроса и предложения, обеспечивающий инновационную активность и поддержание конкурентной среды. 
В РФ, согласно Федеральному закону «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

  • совокупный размер годовой валовой выручки не превышает шестидесяти миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) не должна превышать следующих предельных уровней:
  • в промышленности и строительстве - 100 человек;
  • в других отраслях сферы материального производства - 60 человек;
  • в отраслях непроизводственной сферы - 50 человек.

Возможность эффективного функционирования малых фирм предпринимательства  объясняется рядом их преимуществ  по сравнению с крупным производством[3]. В приложении А представлен анализ различий между малым и крупным бизнесом.

Эти преимущества определяются:

  1. Близостью к местным рынкам сбыта продукции и быстрым приспособлением к запросам потребителей; производством продукции малыми партиями, что невыгодно делать крупным фирмам, простотой и эффективностью управления фирмой и другими. Малому бизнесу под силу дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
  2. В силу массовости производства развитие малого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создается много дополнительных рабочих мест; расширяется потребительский сектор, активнее и эффективнее идет структурная перестройка производств, отраслей и экономики страны в целом, лучше используются местные сырьевые ресурсы; быстрее происходит насыщение рынка товарами и услугами, возрастает экспортный потенциал экономики страны.
  3. Кроме того, малый бизнес является своеобразной школой овладения знаниями, методами и формами организации бизнеса, разнообразной сферой приложения труда и развития творческих способностей предпринимателей, эффективным способом использования свободных производственных мощностей. Малые предприятия эффективны как производители отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, малых механизмов и других предметов труда, необходимых для производства конечной продукции.
  4. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход, и национальное богатство.

Малые предприятия призваны решить следующие задачи:

  • дальнейшее углубление специализации в сфере производства и услуг, в том числе путем освобождения крупных предприятий от выпуска изделий мелких серий, малых объемов, единичных экземпляров;
  • повышение гибкости производства и его способности к быстрому обновлению выпускаемой продукции благодаря тому, что малые предприятия легче управляемы и более мобильны в процессах любой модернизации и перестройки - как в тактике, так и в стратегии;
  • развитие подотраслей маломасштабных специализированных производств, органически связанных с крупными предприятиями и дополняющих их;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей населения в товарах (работах, услугах) самого широкого и разнообразного качества, которое в принципе не может обеспечить крупное производство, ориентированное в первую очередь на массового потребителя;
  • ускоренное вовлечение населения в активную экономическую деятельность в относительно комфортных морально-психологических условиях малых коллективов.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса