Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются обзор и анализ кредитования малого бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить проблемы, стоящие перед малым бизнесом;
2. определить пути решения данных проблем;
3. рассмотреть перспективы развития малых предприятий;
4. проанализировать статистические данные о состоянии кредитного рынка;
5. сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 4
1 Кредитование малого бизнеса: вопросы теории 6
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса и необходимость его кредитования 6
1.2 Формы и виды кредитования малого бизнеса 12
2 Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе 16
2.1 Кредитование малого бизнеса в РФ 16
2.2 Проблемы кредитования малых предприятий 20
2.3 Процесс кредитования малого бизнеса 26
3. Перспективы кредитования малого бизнеса 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А Сопоставительный анализ крупного и среднего бизнеса 38
Приложение Б Рейтинг банков по объёмам выданных кредитов 39
Приложение В Число предприятий по видам экономической деятельности 40
Приложение Г Средняя численность работников малых предприятий 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Среди основных проблем, препятствующих развитию МБ, особенно остро выделяется проблема финансирования. Отметим, что она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла  компании. Так, недостаток средств для  создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе (табл. 2) выступают личные сбережения (60%), а также средства друзей и знакомых (35%). Банковские займы доступны лишь 12%. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.

 

Источники финансирования          
(не более трех источников)       

Для     
пополнения 
оборотных  
средств 

Для 
инвестиций 
в развитие 
фирмы

Доходы от деятельности предприятия       

92   

84

Личные средства учредителей              

24   

33

Кредиты финансовых учреждений, банков    

24   

21

Заемные средства у родственников  и друзей

33   

17

Финансовая поддержка местных властей и    фондов предпринимательства               

8   

11

Имущество физических и  юридических лиц   

9   

9

Ссуды других организаций  и предприятий   

9   

5

Гранты                                   

2   

3

Займы кредитных кооперативов и союзов    

1   

1

Таблица 2 - Основные источники финансирования малого бизнеса (в % от числа опрошенных)[4]


В настоящее время  число потенциальных заемщиков - субъектов малого предпринимательства  оценивается на уровне 2 млн. клиентов, а объем спроса на кредитные ресурсы, по разным оценкам, колеблется в пределах 10 - 30 млрд. долл. США. Несмотря на то, что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2008 - 2010 гг. темпы прироста составляли примерно 30%), банки удовлетворяют не более 20 - 30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10 - 25%.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков значительный интерес в силу высокой доходности этих операций (средние годовые ставки по рублевым кредитам - 20 - 25%, по валютным - 12 - 20%) и сравнительно небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала (в среднем 1 - 2 года). По данным исследования Рабочего центра экономических реформ, свыше 90% коммерческих банков выразили заинтересованность в кредитовании малого бизнеса.

Крупнейшим игроком  на рынке кредитования малого бизнеса  является Сбербанк - его доля составляет не менее 30% рынка. В последние годы темпы роста кредитования МБ в Сбербанке опережают темпы роста его совокупного кредитного портфеля. Доля ссудной задолженности МБ в кредитном портфеле банка за последние 4 года почти удвоилась и превысила уровень в 10%. В отраслевой структуре кредитов Сбербанка малому бизнесу ведущее место занимает торговля (более 50%), а также промышленность, строительство и транспорт.

К основным тенденциям на рынке кредитования малого бизнеса  относятся:

  • постоянно растущий спрос со стороны малого бизнеса на банковские услуги;
  • снижение ставок по рублевым и валютным займам, увеличение сроков кредитования;
  • стандартизация процесса кредитования путем развития скоринговых технологий;
  • смягчение банковских требований к заемщику;
  • активизация деятельности иностранных банков;
  • расширение круга кредитных продуктов.[5]

В настоящее  время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных  отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости  отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.

Развитию малого предпринимательства  в современной России придается  приоритетное значение, во многом объясняемое  необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малые предприятия составляют значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство потребительских товаров и услуг.

 

1.2 Формы и виды кредитования  малого бизнеса

 

 

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной  экономики и неотъемлемым элементом  экономического роста. Его используют как крупные объединения и  предприятия, так и малые торговые, производственные и другие предприятия.

Кредит стимулирует  развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для  расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого бизнеса.

В кредитной сделке субъекты отношений всегда выступают как кредитор и заемщик.

Кредиторами являются лица (юридические или физические), предоставившие свои временно свободные средства в  распоряжение заемщика на определенный срок.

Заёмщик – сторона  кредитных отношений, получающая средства в пользование (в ссуду) и обязанная их возвратить в установленный срок.

Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию  денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. [6]

Для того, что бы возможность  кредита стала реальностью, нужны  определенные условия, по крайней мере, два:

  • кредит становится необходимым в том случае, если происходит совпадение интересов кредитора и заемщика;
  • участники кредитной сделки - кредитор и заемщик - должны выступать как самостоятельные субъекты, материально гарантирующие выполнение обязательств, вытекающих из экономических связей.

Классификацию кредита  традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам, к важнейшим из которых следует отнести категории кредитора и заемщика, а также форму, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого, можно выделить следующие достаточно самостоятельные формы кредита:

  • банковский;
  • коммерческий;
  • потребительский;
  • ипотечный;
  • государственный;
  • международный;
  • межбанковский.

Одной из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике  является банковский кредит. Объектом таких кредитных отношений выступает  процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств, и предоставляются они исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от Центрального банка РФ. Инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает в виде ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования. [7]

В условиях предкризисной  ситуации и отсутствия возможностей получения дохода от операций на финансовых рынках операции по кредитованию, особенно малого предпринимательства, становятся наиболее привлекательными для банков.

Все большее количество банков выходит на рынок кредитования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а те банки, которые изначально предоставляли такие кредиты, совершенствуют и улучшают условия кредитования, делая его более доступным и привлекательным. Банки, наконец, поняли, что наиболее перспективный и доходный сегмент – это малый бизнес и активно начали с ним работать. А обеспеченность этого сегмента, по мнению экспертов, в настоящее время составляет только 40%.[8]

Каждый банк предлагает «индивидуальные» программы кредитования малому и среднему бизнесу, по-разному их называя, но виды таких кредитов можно обобщить.

  1. Кредит на открытие бизнеса. Лишь некоторые банки идут на такой риск: выдать кредит на открытие бизнеса. Свой риск банк компенсирует повышенной процентной ставкой по кредиту, сокращенным сроком кредитования и подстрахуется поручительством физических лиц.
  2. Кредиты индивидуальным предпринимателям. Оценить надежность и платежеспособность индивидуальных предпринимателей банкам довольно сложно. Поэтому такие кредиты также рискованны для банков. Физическое лицо, берущее потребительский кредит, имеет фиксированный ежемесячный доход, за счет которого кредит погашается. Индивидуальный предприниматель планирует за счет кредита увеличить свои доходы и возвращать кредит за счет будущих доходов. Часто ИП не имеют возможности предоставить банку залог под кредит. Поэтому практически всегда обязательным условием кредитования является поручительство супруга (супруги) индивидуального предпринимателя и их согласие на кредит.
  3. Кредит на развитие бизнеса. Кредит на развитие бизнеса – этот кредит на пополнение оборотных средств. Один из самых распространенных видов кредита, так как является наиболее простым видом финансирования. Залог, как правило, не требуется. Процентные ставки зависят от сроков кредитования и размеров кредита. Лимит кредитования, как правило, устанавливается по отношению к текущему обороту компании (месячной или годовой выручке).
  4. Кредит на покупку основных средств. Это может быть кредит на приобретение транспортных средств, спецтехники, основных средств и недвижимости. Залогом выступают товары в обороте, оборудование, имеющийся автотранспорт, спецтехника, недвижимость. Залогом может быть и имущество, приобретаемое на кредитные средства. Такие кредиты, как правило, предоставляются на большие сроки и на большие суммы. Соответственно требования к заемщикам – строже.
  5. Коммерческая ипотека. Коммерческий ипотечный кредит выдается предпринимателям малого и среднего бизнеса с целью приобретения нежилой недвижимости под ее залог. Коммерческая ипотека имеет более длительные сроки кредитования по сравнению с другими кредитами, но короче, чем ипотечные кредиты для физических лиц. Да и процентные ставки выше, чем на жилую недвижимость.
  6. Инвестиционное кредитование. Инвестиционный кредит – это кредит, предоставляемый под конкретную инвестиционную программу. Инвестиционный кредит привлекается на срок от 3 до 10 лет для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Заемщик должен предоставить в банк бизнес-план инвестиционного проекта и финансовую отчетность за последние годы. Залогом по кредиту являются имеющиеся активы. Основные направления использования инвестиционного кредита: приобретение основных средств; модернизации или реконструкции производства; создание новых производственных мощностей.
  7. Овердрафт. Овердрафт – это кредит на операционные расходы, предоставляется при отсутствии или недостаточности средств на расчетных (текущих) счетах. Овердрафт предоставляет возможность своевременно и бесперебойно осуществлять расчеты с партнерами, вовремя выдавать заработную плату и оплачивать счета. Овердрафт банки предлагают своим клиентам, уже имеющим расчетные счета и приличные обороты на них. Процентные ставки по овердрафту вполне приемлемые. Срок договора может быть до 1 года, а вот погашение происходит по мере поступления денежных средств на счет компании, путем их списания. Срок, на который выдается овердрафт, обычно не превышает 30 дней.
  8. Еще одной формой кредитования малого бизнеса должен стать лизинг оборудования для малого бизнеса. Несмотря на небольшое количество лизинговых компаний, работающих на российском рынке, подобные услуги пользуются все большей популярностью. Лизинг оборудования производится не только частными компаниями, но и муниципальными организациями, что позволяет активнее развивать определенные направления малого бизнеса. [9]

Итак, виды и формы  кредитования малого бизнеса довольно многообразны. Кредитные продукты отличаются суммами кредитов, сроками рассмотрения, залоговым обеспечением, способами  оценки банковских рисков (скоринговая система или индивидуальный подход), ну и конечно, размером процентной ставки. Кредитование малого бизнеса представляет интерес для банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы. Проблема состоит в том, что кредитной организации сам кредит, даже при условии субсидирования и гарантирования, не всегда выгодно предоставлять. Для банка заниматься крупномасштабным финансированием малого бизнеса без определенных действий для минимизации риска довольно сложно, поскольку издержки, которые он может понести, слишком велики. Такой подход характеризует стратегию индивидуальной работы с каждым заемщиком. Это трудоемкая работа требует от банковских работников специальных и разносторонних знаний в различных отраслях, а так же возможного привлечения консультантов.

Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес либо, будучи переложенными  на заемщика кредитный проект, в  котором он был заинтересован. В  данном случае для клиента альтернативой будет поиск либо специализированного банка, понимающего его бизнес и располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо ресурсов вне банковской системы среди лиц, готовых разделить его риски.

Таким образом, для развития малого предпринимательства необходимо ещё более дифференцировать кредитные продукты и программы. Необходимо создание в регионах эффективной банковской системы, которая способна выступать в качестве партнера малого бизнеса. Необходима также программа обучения персонала кредитных организаций по работе с малыми предприятиями. Только конкретные меры будут способствовать усилению роли банков в кредитовании малого бизнеса.

 

2 Состояние и оценка  кредитования малого бизнеса  на современном этапе

2.1 Кредитование малого бизнеса  в РФ

 

Как известно, на долю субъектов  малого и среднего бизнеса приходится немалая часть ВВП в экономике  развитых стран. В России наблюдается  все еще крайне небольшой удельный вес малых предприятий в общем  объеме, как производства товаров, так и в сфере услуг. Соответственно, от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, а значит поддерживать предпринимателей сегодня жизненно необходимо. В тоже время, уже достаточно давно остается актуальным вопрос кредитования субъектов малого бизнеса, или их простого доступа к финансовым ресурсам банковской системы.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса