Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы являются обзор и анализ кредитования малого бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить проблемы, стоящие перед малым бизнесом;
2. определить пути решения данных проблем;
3. рассмотреть перспективы развития малых предприятий;
4. проанализировать статистические данные о состоянии кредитного рынка;
5. сделать соответствующие выводы.
Введение 4
1 Кредитование малого бизнеса: вопросы теории 6
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса и необходимость его кредитования 6
1.2 Формы и виды кредитования малого бизнеса 12
2 Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе 16
2.1 Кредитование малого бизнеса в РФ 16
2.2 Проблемы кредитования малых предприятий 20
2.3 Процесс кредитования малого бизнеса 26
3. Перспективы кредитования малого бизнеса 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А Сопоставительный анализ крупного и среднего бизнеса 38
Приложение Б Рейтинг банков по объёмам выданных кредитов 39
Приложение В Число предприятий по видам экономической деятельности 40
Приложение Г Средняя численность работников малых предприятий 41
Данная проблема остается на повестке дня, несмотря на то, что в последние несколько лет на рынке кредитования малого бизнеса произошли существенные сдвиги. Целевые программы по кредитному обслуживанию предпринимателей в массовом порядке стали появляться в отечественных банках всего несколько лет назад, причем эти шаги достаточно быстро привели к заметным положительным результатам. В ряде банков показатели объемов кредитования предпринимателей после введения в действие таких программ выросли в несколько раз, и вдохновленные таки успехом финансисты собираются уже в ближайшем будущем привлечь еще больше заемщиков.
Согласно экспертным оценкам, кредитование МБ в ближайшие годы остаётся одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг. Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала, а также для региональных кредитных организаций, которые испытывают все большую конкуренцию со стороны "столичных" банков, проводящих региональную экспансию. [8]
Первые специальные программы, ориентированные на кредитование малого бизнеса появились в России только примерно в 1998 году. Начиная с этого момента число банков, оказывающих услуги по кредитованию небольшого частного бизнеса, постоянно росло. То обстоятельство, что малым предприятиям хронически не хватает оборотных средств, стало поводом для вполне серьезного делового интереса банкиров по отношению к предпринимателям. Для бизнесменов же, в свою очередь, наиболее насущным вопросом по-прежнему остается стоимость такого кредитования. Ведь даже средний показатель процентных ставок по таким кредитам все еще остается высоким, что существенно уменьшает спрос со стороны пусть даже и заинтересованных заемщиков.
И все же банкиры надеются расширить клиентскую базу данных кредитных продуктов и в таких непростых условиях. Причем, привлекать новых заемщиков банки планируют вовсе не за счет снижения стоимости кредитов, а в результате внедрения упрощенных схем кредитования и упрощения процедур получения таких займов. Такие кредитные продукты действуют на финансовом рынке уже сегодня, и представлены всевозможными овердрафтами, беззалоговыми экспресс-кредитами, малыми кредитами и различными разновидностями проектного финансирования.[10]
В помощь развитию и поддержке малого предпринимательства Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с предложением рассмотреть и принять меры по решению проблем, в связи с облегчением доступа к необходимым ресурсам, в том числе и к финансовым. Также заработал и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Минэкономразвития подготовило целую программу стимулирования развития малых и средних предприятий. Премьер Владимир Путин предложил сократить для малого бизнеса предоставление налоговой отчетности с четырех до одного раза в год.
Наиболее часто, по наблюдениям финансистов, кредитование малого бизнеса используется сегодня предпринимателями для пополнения оборотных средств, покупки оборудования, недвижимости или приобретения автомобилей. Залогом в таких случаях обычно служит личная собственность заемщика, либо приобретаемые им имущественные активы. При выдаче кредита на срок до трех лет банками практикуются узкоспециализированные программы, рассчитанные на заемщиков определенной сферы деятельности. Такие кредитные продукты формируются специально, например – для ювелиров, аграриев, либо предпринимателей, ведущих бизнес в сфере транспорта, или розничной торговли. Конкуренция среди банков рынке бизнес-кредитования постоянно растет, однако, по мнению экспертов, уменьшение стоимости таких кредитов в ближайшее время вряд ли произойдет. [11]
По данным Госкомстата России, на конец 2009 года в России действовало около 1602491 малых предприятий. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности представлена в приложении В.
По итогам 2010 г. основная доля малых предприятий приходится на предприятия оптовой и розничной торговли (41,1%), а также на операции с недвижимым имуществом (18,0%). В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.
Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2009 года, составила 10,2 млн. человек. Наибольшее число занято на предприятиях оптовой и розничной торговли – 2993,1 тыс. чел., на обрабатывающих производствах – 1866,1 тыс.чел., а также в строительстве - 1618,3 (приложение Г). Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2009 года, по данным МНС России (табл. 4) , достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 13,6 млн. человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, тыс. человек |
Объем выручки | ||
2008 год |
2009 год |
2008 год |
2009 год |
2742 |
2653,3 |
7000264,1 |
7301224,7 |
Таблица 3 – Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей. [1]
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 13%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 4%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Как видно из представленного анализа, довольно в плачевном состоянии находятся малые предприятия в сельском хозяйстве.
Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положением российского банковского сектора. В настоящее время банки активно наращивают кредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группы заемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса. [12]
Согласно экспертным оценкам, кредитование малого предпринимательства в ближайшие годы станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг. Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала, а также для региональных кредитных организаций, которые испытывают все большую конкуренцию со стороны "столичных" банков, проводящих региональную экспансию.[13]
Кредитование малого
предпринимательства
Сегодня рынок кредитования
малого предпринимательства
Банковские аналитики с оптимизмом оценивают новый кредитный рынок. Даже сейчас, в условиях кризиса, на рынке кредитования малого бизнеса можно отметить обострение конкуренции. Малым предпринимателям нужны средства на развитие, и выигрывает тот, кто может предложить наиболее привлекательные условия без бюрократических проволочек. Увеличиваются суммы и сроки кредитования, уменьшаются процентные ставки. Если пять-шесть лет назад средняя ставка по кредитам для небольших предприятий была на уровне 30-36 % годовых, то сейчас средняя ставка находится на уровне 18-22 % в зависимости от суммы кредита. Правда, это в среднем на 5 % выше, чем ставки по корпоративным кредитам, но для небольших компаний это не критично. Для них важна оперативность принятия решения о предоставлении кредита. Изменились и сами кредитные программы.
Рост рынка кредитования МБ является прямым следствием общей стабилизации ситуации в экономике, увеличения спроса на кредиты, а также повышения доступа представителей МБ к заемным средствам.
Кредитование малого предпринимательства в России является перспективным направлением банковского кредитования благодаря большому спросу предпринимателей. Банки в свою очередь разрабатывают разнообразные продукты и акции для удовлетворения финансовых потребностей представителей малого бизнеса. Объемы кредитования малого предпринимательства растут с каждым годом, но, не смотря на это, потребности предпринимателей в кредитных средствах удовлетворены лишь на 30-40 %.
Одной из основных проблем малого бизнеса в нашей стране является сложность получения кредита для развития собственного предприятия. Несмотря на то, что многие аналитики предсказывают хорошие перспективы кредитования малого бизнеса - прогнозируется снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков предоставления кредитов, упрощения процедуры оформления кредитов, что позволит пользоваться банковскими услугами по кредитованию более широкому кругу предпринимателей.
Частные предприниматели сталкиваются с целым рядом проблем при получении займов. Многие банки предпочитают выдавать кредиты только тем предпринимателям, с которыми они имеют положительный опыт работы и для тех предприятий, которые работают в сфере предоставления услуг, производства или продажи товаров не менее полугода, и имеют заметную прибыль.
Для того чтобы оказать поддержку малому бизнесу Правительство России и органы местного самоуправления разработали определённые меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Многие региональные власти предоставляют кредиты для индивидуальных предпринимателей по ставкам, которые намного ниже среднерыночных. Для того чтобы получить подобный кредит, индивидуальный предприниматель также должен выполнить ряд условий: например, малое предприятие должно работать в определенной сфере бизнеса или предприниматель должен относиться к определённой возрастной категории (молодёжное предпринимательство). [15]
В любом случае, для
получения кредита для
Но всё же одной из основных проблем, которые делают перспективы развития малого бизнеса менее оптимистичными, является отсутствие у частных предпринимателей собственности, которая могла бы стать залогом при предоставлении кредита. Многие финансовые группы предпочитают работать с крупными предприятиями, предоставляя им значительные кредиты на развитие производства. Малые предприятия являются своеобразным «довеском», который не приносит банкам крупных доходов.
В рамках исследования банки выделили факторы, препятствующие развитию кредитования малого бизнеса (таблица 4), такие как непрозрачность заемщика, отсутствие залогового обеспечения, неразвитость законодательства и программ господдержки, мешающие органическому росту, вынесены в первые строчки списка.
Место |
Фактор |
1 |
Непрозрачность заемщиков |
2 |
Отсутствие залогового обеспечения |
3 |
Плохое качество залогового обеспечения |
4 |
Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм |
5 |
Неразвитость законодательства |
6 |
Недостаточность развития филиальных сетей банков |
7 |
Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов |
8 |
Недостаточность наработанного банками опыта |
9 |
Нехватка квалифицированных кадров |
10 |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Таблица 4 - Факторы, препятствующие развитию кредитования малого бизнеса. [16]
Все эти факторы, с одной стороны, характерны для любого рынка кредитования, находящегося на начальном этапе развития. С другой стороны, их можно беспрепятственно смягчить, позволив рынку расти быстрее, и улучшить условия функционирования как для банков, так и для малых предпринимателей. Чтобы более глубоко разобраться в проблемах кредитования малого бизнеса, рассмотрим и проанализируем основные причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса.
1. Осуществление деятельности менее 6 месяцев (3 лет)
Это одно из условных требований, предъявляемых к заемщикам. В различных банках сроки могут быть варьироваться – от 3 месяцев (для предприятий торговли) до 3 лет. Именно по этой причине сложно получить кредит на открытие бизнеса или для так называемых « startup » проектов.
2. Отсутствие
ликвидного залогового
Большинство отказов происходит по причине отсутствия ликвидного залога. Существует прямая зависимость между получением кредита и видом залогового обеспечения. Банки предпочитают видеть в качестве залога недвижимое имущество, новый автотранспорт, оборудование, другой ликвидный товар. Существуют беззалоговые программы кредитования для бизнеса, однако данные кредиты имеют ограничения по сумме кредита (300-600 тыс.руб.) и предусматривают обязательное наличие поручителей.