Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение российской банковской системы и эффективности проведения различных новых банковских операций.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
* изучение банковской системы и её роли в экономике;
* рассмотрение кредитных отношений и банков в рыночной экономике;
* анализ функций ЦБ и коммерческих банков;
* рассмотрение новых операций коммерческих банков;
* анализ операций российских банков в условиях кризиса;
* анализ экономической ситуации в России;
* анализ банковской системы в 2007 - 2009 гг;
* анализ операций коммерческих банков в 2009 году;
* рассмотрение перспектив развития российской банковской системы в условиях кризиса;
* выявление направлений развития российской банковской системы;
* развитие операций российской банковской системой после кризиса.
Введение 3
1. Банковская система и её роль в экономике 5
1.1. Кредитные отношения и банки в рыночной экономике 5
1.2. Функции ЦБ и коммерческих банков 8
1.3. Новые операции коммерческих банков 12
2. Анализ операций российских банков в условиях кризиса 17
2.1. Анализ экономической ситуации в России 17
2.2. Анализ банковской системы в 2007 - 2009 гг. 20
2.3. Анализ операций коммерческих банков в 2009 году 25
3. Перспективы развития российской банковской системы в условиях кризиса 30
3.1. Направления развития российской банковской системы 30
3.2. Банковская система РФ: вторая волна кризиса 35
3.3. Развитие операций российской банковской системой после кризиса 39
Заключение 42
Список литературы 42
Приложение 1 46
Приложение 2 47
Прохожая схема была реализована в Китае и дала хорошие результаты. Однако российские монетарные власти при любом намеке на то, что омертвленные триллионы стабфонда можно пустить в дело, впадают в ступор. К тому же российский банк развития существует пока только на бумаге.
Конфигурация по умолчанию
Если власти в обозримом будущем никак не продемонстрируют политическую волю, направленную на сохранение национальной банковской системы, события будут развиваться естественным путем - то есть путем планомерного выдавливания российских банков из сферы обслуживания крупного бизнеса и населения. Итоговые сценарии экспертов на тему "Российская банковская система: десять лет спустя" расходятся лишь в деталях.
Во-первых, эксперты единодушны в том, что крупные российские банки из первой полусотни, за исключением Сбербанка, ВТБ и, возможно, Банка Москвы, будут скуплены. Сохранят они прежние названия или нет - вопрос несущественный.
Во-вторых, все предсказывают значительное сокращение - не исключено, что вдвое - численности банковской системы. Впрочем, и адекватность нынешнего официально зарегистрированного числа банков ставится под сомнение. Александр Хандруев готов поспорить с официальной статистикой: по его мнению, при переходе на консолидированную отчетность выявятся скрытые банковские холдинги и обнаружится, что банков у нас уже сейчас гораздо меньше, чем значится в списках ЦБ. Многие финансовые институты находятся под контролем более крупных коллег и самостоятельными единицами считаться не могут. "Я ничуть не удивлюсь, если выяснится, что банков у нас не 1300, а 500-600", - указывает Александр Хандруев [6, с. 58].
В-третьих,
кардинально изменится
В-четвертых, эксперты сходятся во мнении, что сегментом для борьбы российских банков станут компании следующего после нефтяного и металлургического крупняка уровня. Это представители тоже экспортно ориентированных секторов, но в значительной степени завязанные на внутренний рынок, - компании химической, пищевой, лесной промышленности, не очень крупная металлургия, успешное машиностроение, кроме сборочного производства. Александр Хандруев и генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков дополняют сферу компетенции российских банков еще и третьим, и четвертым эшелонами российского бизнеса - то есть средними и малыми предприятиями. Сегмент этот, с одной стороны, очень перспективный. "В России малый бизнес еще не получил своего адекватного развития. У нас доля ВВП, произведенного малыми предприятиями, в три-четыре раза меньше, чем в Германии и вообще в Западной Европе", - указывает Александр Хандруев. С другой стороны, российские банки пока не умеют работать с такими клиентами, подчеркивает Виктор Четвериков. Крупные банки, декларирующие работу с малым бизнесом, требуют от этих заемщиков бизнес-планы такого уровня, что с ними вполне можно номинироваться на участие в нацпроекте, отмечает он. А некоторые банки, в основном региональные, впадают в противоположную крайность - берут на себя слишком высокие риски. Тем не менее российским банкам предстоит научиться - желательно через опыт банкротства соседа, а не свой собственный - работать с такой клиентурой. Другой у них скоро не будет [9, с. 47].
Александр Хандруев особо выделяет розничный сегмент российской банковской системы. Поскольку розница - игрушка дорогая, в этом секторе, по его прогнозам, будут лидировать пять-шесть банков, обладающих филиальной сетью федерального масштаба. Первых двух фигурантов этого списка можно назвать уже сейчас - Сбербанк и ВТБ. Остальные дадут о себе знать позже. Не исключено, что это будет банк с иностранным капиталом, тот же "Сосьете Женераль". Возможно, мы станем свидетелями феерических альянсов крупнейших российских банков. Если, конечно, они смогут переступить через собственные амбиции [11, с. 85] .
Виктор Четвериков добавляет в этот "розничный" сценарий свою ложку дегтя. Со ссылкой на неофициальные расчеты он утверждает, что доля россиян, готовых вкладывать средства - в банки ли, на фондовый рынок, - не превышает 7%. Из них 3-4% уже охвачены финансовыми услугами. Следовательно, речь может идти лишь о борьбе за оставшиеся 3-4%, а это не такая уж мощная база. К тому же, считает он, рост потребительского кредитования тоже исчерпаем: население вскоре насытится покупкой кофемолок и телевизоров, а брать кредиты на более крупные приобретения у большинства не хватит решимости [6, с. 54].
Олег
Солнцев и Виктор Четвериков предсказывают
формирование в течение ближайшей десятилетки
нового сегмента российских банков - инвестбанков.
Но их функции экспертам представляются
по-разному. Так, гендиректор рейтингового
агентства полагает, что такие банки будут
создаваться или покупаться из числа действующих
иностранцами либо в пользу иностранцев:
в мире сейчас полно денег, инвесторы ищут
рынки для вложений, а Россия, с высокой
волатильностью инструментов, в этом плане
весьма привлекательна. По мнению же Олега
Солнцева, если удастся удержать на российских
фондовых площадках хотя бы половину оборота
наших крупнейших компаний, то появится
возможность для развития и капитализации
сегмента российских инвестиционных банков,
ориентированных на работу с компаниями
среднего звена. При нормальном развитии
ситуации доля инвестбанков в совокупных
активах может вырасти до 25%[11, с. 56].
Воссозданная общими усилиями конфигурация российской банковской системы через десять лет будет такова. Сектор будет представлен тремя основными блоками. Первый - это пять-шесть крупнейших банков с развитой филиальной сетью федерального масштаба, которые будут специализироваться на рознице. Они сконцентрируют до 70% всех банковских активов. Второй - это 500 или 600 так называемых нишевых банков. В первую очередь сюда войдут представители нового для России вида - инвестиционных банков. На них будет приходиться примерно 25% активов банковской системы. Но большинство российских банков второго блока будут заниматься обслуживанием малого и среднего бизнеса.
Третий блок будет представлен большим числом "микрофинансовых посредников", тех же кредитных кооперативов, которые будут оказывать финансовые услуги мельчайшим заемщикам - небольшим хозяйствам и предпринимателям.
Российская банковская система, едва успев оправиться от первой волны кризиса, плавно вошла во вторую, правда, не со столь масштабными последствиями. Тем не менее, господдержка банкам все еще требуется и, вероятно, она продолжится через софинансирование капитала, а не через массовый выкуп "плохих" долгов.
"В какой-то степени вторая волна (кризиса - ред.) уже была и идет сейчас, просто она не такая острая", - сказал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян в понедельник на встрече с банкирами [23, с. 85].
Российские банки за девять месяцев текущего года заработали лишь 31,2 миллиарда рублей чистой прибыли на всех - это разница между прибылью прибыльных в 164,4 миллиарда рублей и убытками убыточных в 133,2 миллиарда рублей. Львиная часть финансового результата уходит в резервы на возможные потери по ссудам и другим размещенным средствам, объем которых с начала года вырос в 1,8 раза - до 1,6 триллиона рублей, свидетельствуют данные обзора банковского сектора, подготовленного Банком России.
Первое октября нельзя рассматривать как показательную дату, потому что многие банки, опасаясь мер регулятора, старались несколько "приукрасить" свое финансовое состояние, дабы не показать убытки по итогам двух кварталов подряд, что грозило им приостановкой приема вкладов. Но власти все сделали вовремя: депутаты с подачи ЦБ внесли в Госдуму поправку о введении моратория на меры регулятора за неисполнение данной нормы, приняли его сразу в трех чтениях, Совет Федерации и президент тоже все провели оперативно - 29 сентября. Таким образом, угроза миновала, но "подготовка" к улучшению отчетности уже была проведена.
Банки продолжают сокращать объемы кредитования. Власти только разводят руками. Меликьян на встрече с банкирами в понедельник попросил их дать рекомендации регулятору, как можно было бы стимулировать выдачу ссуд.
Банкиры предложили активнее кредитовать под залог кредитных требований и на большие сроки. Кроме того, они хотят получить возможность закладывать весьма специфические кредиты, например, на строительство жилья для военнослужащих.
Очевидно, что механизм госгарантий, на который все уповали еще летом, должного эффекта не дал - кредиты юридическим лицам сократились в сентябре на 0,7% по сравнению с августом, с начала года прирост составил 1,6%.
Объем кредитования физлиц снизился в сентябре на 1,1%, с начала текущего года портфель сократился на 9,9%, свидетельствуют данные обзора банковского сектора, подготовленного ЦБ.
Финансовые власти неоднократно говорили, что дело не только в введении банками более жестких требований к заемщикам, но и в снижении спроса.
За аналогичный период 2008 года прирост кредитов физлицам составлял 35,2%, прирост кредитов юрлицам - 29,1% [22].
Правда, по словам Меликьяна, объем вложений банков в облигации в октябре увеличился примерно на 7%, как и в сентябре. По его словам, многие банки уходят из прямого кредитования и покупают облигации.
Просроченная задолженность по кредитам нефинансовому сектору снизилась до 5,6% от объема выданных ссуд на 1 октября с 5,7% по итогам августа, свидетельствуют данные обзора.
Ранее Меликьян говорил, что снижение просрочки объясняется в том числе и тем, что банки начали более активно реструктурировать ссуды.
А вот просрочка по портфелю физлицам по-прежнему растет: на 1 октября она уже составила 6,4% от соответствующего портфеля против 6,2% месяцем ранее.
В абсолютной величине резервы на возможные потери (к примеру, включая возможные исковые требования) выросли до 1,824 триллиона рублей, или на 3,2% за месяц.
Доля резервов в пассивах также увеличилась до 6,5% на конец третьего квартала с 6,2% на 1 сентября.
Меликьян заявил, что считает целесообразным софинансировать капитал банков, а не выкупать у них проблемные долги, поскольку эта схема потенциально коррупционна. Кроме того, банки требуют выкупа у них активов по балансовой стоимости. Ради того, чтобы добиться своего они даже готовы игнорировать предложенный механизм обмена привилегированных акций на ОФЗ, отметил первый зампред ЦБ.
Еще одной заботой регулятора являются высокие ставки по вкладам, декларируемые рядом банков. Причиной тому - возможные риски, которые понесет Агентство по страхованию вкладов (АСВ) при возникновении страхового случая у такого банка.
Руководство
ЦБ неоднократно предупреждало банки
о необходимости вести
Банк России констатирует незначительное снижение ставок по вкладам в банках РФ, но отмечает, что по-прежнему ряд из них привлекает вклады под завышенные проценты. Вместе с тем банков, привлекающих вклады по ставкам свыше 20%, уже нет, заявил Меликьян.
"ЦБ
ведет надзор, как говорит Алексей
Юрьевич (Симановский,
Раньше в столице были банки, привлекавшие под 20-21%, а в регионах - под 21-22,5% годовых, отметил первый зампред ЦБ. Кто привлекает ресурсы по таким ставкам, тот потенциальный банкрот, сказал он.
Вместе с тем, порядка 15 российских банков по-прежнему привлекают вклады по ставке выше 17% годовых, в их числе есть и банки из топ-30, сообщил Меликьян. По его оценке, порядка 30 банков послушались регулятора и без предписания о снижения ставок по вкладам.
Он добавил, что даже у этих банков доля депозитов под высокие ставки невысока, а средняя ставка привлечения составляет 10-12%.
В конце октября Меликьян говорил, что ЦБ сейчас считает оптимальной ставку по вкладам в размере 14% годовых и тщательно контролирует ситуацию в банках, где она составляет 17-18%. Согласно данным Банка России, максимальный размер процентных ставок десяти банков, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, в третьей декаде октября составил 14,27% годовых. В списке банков, по которым проводится мониторинг, значатся Сбербанк, "ВТБ 24", Банк Москвы, Райффайзенбанк, Газпромбанк, Росбанк, Альфа-банк, "Уралсиб", МДМ-банк и Промсвязьбанк.
Доля валютных вкладов в общем объеме банковских вкладов физических лиц в РФ сократилась в течение сентября до 29,4% с 30,2% и составила 1,97 триллиона рублей.
Общий объем вкладов физических лиц в российских банках составил на 1 октября 2009 года 6,705 триллиона рублей против 6,671 триллиона рублей месяцем ранее, в том числе объем валютных вкладов - 1,97 триллиона рублей против 2,014 триллиона рублей на 1 сентября.
Максимально в этом году доля валютных вкладов составляла порядка 33%. Она начала свой рост с 13% в середине следующего года, дополнительным стимулом стала плавная управляемая девальвация, сопровождавшаяся потерей доверия к рублю.