Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 13:22, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной рыночной экономике часто возникает противоречие, которое объясняется тем, что у ряда фирм, компаний, индивидуальных предпринимателей и просто населения возникает проблема в получении денежных средств для осуществления своей деятельности или удовлетворения потребностей. Это выражается в следующем: расширение производства, закуп оборудования, технологий, приобретение жилых помещений, автомобилей и др. А у других же предпринимателей, компаний фирм, в тоже время имеются в достаточном количестве свободные средства, в виде амортизационных отчислений, временно свободных денежных средств и т.п. Это возникшее противоречие устраняет кредитная система.
Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых организаций, учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности [1. C. 253].
Объект исследования в курсовой работе - США, а предметом исследования является ее кредитная система.
Введение……………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы кредитной системы……………………………………..5
1.1 Сущность и роль кредитной системы в условиях существования рыночной экономики…………………………………………………………………..5
1.2 Развитие кредитной системы в историческом аспекте…………………....9
2. Общая характеристика и структура кредитной системы США……..............13
2.1 Федеральная резервная система США – центральное звено кредитной системы США……………………………………………………………....................13
2.2 Система кредитно-финансовых институтов США………………….........16
3. Кредитная система США на современном этапе развития экономики…….21
3.1 Мотивация кредитной политики США…………………………...……...21
3.2 Особенности финансового рынка США………………………………......29
Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованных источников ………………………………………….....
Все коммерческие банки по
юридическому статусу
В 2000 г. крупнейшим коммерческим банком США был «Чейз Манхэттен банк» с активами 365521 млн. дол. На втором месте — «Ситикорп» 310897 млн дол., на третьем - Национальный банк, расположенный в Северной Каролине, — 264 562 мдн дол.
Особую роль в банковской системе США играют инвестиционные банки. Они осуществляют два основных вида операций с ценными бумагами: эмиссию и размещение ценных бумаг компаний. Среди крупнейших инвестиционных банков «Мерил Линч», «Леман бразерс» и др. [13.]
Наиболее распространённым типом банков в США является бесфилиальный банк – банк без отделений (филиалов). Число банков в США значительно превосходит число банков в любой другой стране именно из-за того, что бесфилиальные банки – абсолютно преобладающий тип банков в США. Однако структура банковской системы США всё время меняется. Бесфилиальные банки сохраняют своё значение, но отделения, банковские холдинговые компании и прочие организационные структуры в наши дни играют всё возрастающую роль.
Другая важная составляющая часть американской банковской системы - это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются
а) центральными банками,
б) квазиобщественными банками
в) банками банкиров.
Таким образом в США двенадцать центральных банков. Это отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета Управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка.
Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Они руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом. [14. C.46]
Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Таким образом федеральные резервные банки являются “банками банкиров”.
Кроме того у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике. [15. C.78]
Существуют так же не банковские кредитные институты. Одним из таких институтов являются кредитные союзы. Кредитные союзы организованы, как правило, на кооперативных началах. Пассивные операции их формируются за счет паевых взносов в форме покупки особых акций, а также кредитов банков. По паевым взносам союзы выплачивают процент. Активные операции складываются в основном путем предоставления краткосрочных ссуд на покупку автомобили, ремонт дома и т.д. Эти кредиты составляю! около 90% всех активов, оставшаяся их часть формируется за счет вложений в различные ценные бумаги, как частные, гак и государственные. [16. C.134]
Кредитные союзы в основном специализируются на обслуживании малосостоятельных слоев населения. Большое количество нуждающихся в финансовой помощи обусловило довольно быстрый рост числа кредитных союзов и существенное расширение их операций.
Долгое
время кредитные союзы
Хотя кредитные союзы по сравнению с другими небанковскими институтами занимают более скромное место, они охватывают 3% всех личных сбережений в США, мобилизуют до 4 млрд долл. денежных средств, а их услугами пользуются более 53 млн человек. В конце 80-х гг. они располагали 2% всех активов кредитно-финансовых институтов, тогда как в 1955 г. им принадлежало всего 0,5%, а в 1965 г. - 1%. [17. C. 113]
Кредитная система
США сложна и многогранна. Она
отличается от кредитной системы
других стран. Федеральная система США
выполняет роль центрального банка, что
по своей сути схоже с центральным банкам
других стран. Однако в США насчитывается
12 федеральных, или как еще их называют
центральных банков., которые являются
финансовым посредниками правительства.
Главная цель финансовых посредников,
финансируемых и управляемых федеральным
правительством состоит в том, чтобы перенести
предложение кредитов с нужд других возможных
потребителей на нужды сельского хозяйства,
жилищного строительства и выдачу студенческих
ссуд. Так посредническая Деятельность
“Фанни Мэй” переносит кредиты в сферу
жилищного строительства. Средства, поступающие
от продажи надежных, относительно ликвидных
краткосрочных (от 1 до 3 лет) ценных бумаг
“Фанни Мэй”, идут на финансирование
приобретения закладных. Кроме того, банки
и другие финансовые институты могут выдавать
закладные, затем продавать их Ассоциации
“Фанни мэй”, а после этого приобретать
ее ценные бумаги. Это увеличивает приток
кредитов в сферу жилищного строительства,
поскольку ценные бумаги “Фанни Мэй”,
обладают большей ликвидностью как банковские
активы чем закладные.
3
Кредитная система США
на современном этапе
развития экономики
3.1 Мотивация кредитной политики США
Первостепенной задачей центрального банка, согласно законодательству, является обеспечение стабильности банковской системы. Один из современных методов реализации этой задачи - формирование мотивации деятельности банков на финансовом рынке. Именно потому, что национальная валюта и финансовая система часто оказываются заложниками банков в их разрушительной борьбе за зоны своего влияния, требуется вмешательство центрального банка в деятельность кредитных организаций на уровне формирования мотивации.
Считается, что ужесточение
Стержнем наблюдения ФРС за мотивацией кредитной политики банков является мониторинг условий кредитования 60 банков, в число которых входят как крупные, так и средние и мелкие кредитные организации. Результаты мониторинга содержат данные, характеризующие мотивы отклонений банков от базовых условий кредитования. К базовым условиям относятся процентные ставки и сроки предоставления ФРС корректировочных сезонных кредитов. Под ограничением условий кредитования понимается повышение процентных ставок, уменьшение срочности и объемов кредитов. Под облегчением условий кредитования – снижение процентных ставок, увеличение сроков и объемов кредитования. В случае ограничений для заемщиков условий кредитования предусматриваются следующие варианты мотивов:
- сокращение капитала;
- ожидание сокращения капитала, связанное с уменьшением кредитного портфеля или другими факторами;
- ухудшение экономической конъюнктуры;
- углубление специфических
- проблем в сфере производства;
- другое.
В случае облегчения для заемщиков условий предоставления кредитов варианты мотивов могут быть следующие:
- улучшение состава капитала;
- ожидаемый рост капитала, связанный с улучшением кредитного портфеля или другими факторами;
- благоприятная экономическая конъюнктура;
- уменьшение специфических проблем в сфере производства;
- другое.
Мотивация кредитной политики рассматривается через призму группировок банков. Все банки разделяются на три категории: крупные, средние (с капиталом свыше 10 млн долл.) и мелкие (с капиталом менее 10 млн долл.). Кроме того, банки группируются в зависимости от направлений кредитной деятельности.
Специально выделены банки, кредитующие под заявки на строительство и приобретение земли. Отдельно рассматриваются условия кредитования торговых предприятий, предприятий в сфере строительства, в том числе предприятий промышленного строительства, а также кредитования собственников предприятий и организаций непроизводственного назначения. [19]
Банкам задают ряд вопросов относительно изменений спроса на кредиты. Оценивается спрос на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков. Предлагается следующая шкала альтернатив ответа об изменении спроса на заемные средства в первую очередь со стороны корпораций и крупных фирм:
- существенно ограничен;
- умеренно ограничен;
- остался прежним;
- умеренно расширился;
- существенно расширился.
Для взвешивания факторов используются две шкалы (см. приложение таблица 2). Респондентам предлагается ограничиться выбором лишь одной из предложенных альтернатив в качестве наиболее важной причины. Такая же процедура оценки проводится в отношении кредитования среднего и малого бизнеса, нерезидентов и ряда других категорий заемщиков.
Другой блок вопросов в мониторинге посвящен использованию кредитных линий для финансирования слияния фирм или их приобретения крупными корпорациями. Банки оценивают изменение лимитов, на которые ими открыты кредитные линии, ставок кредитов по отношению к базовой ставке, в том числе ставок крупных займов, обеспеченных дополнительными гарантиями. Тот же набор вопросов отражает предоставление кредитных линий средним торговым фирмам и малому бизнесу.
Еще один блок вопросов посвящен погашению задолженностей по кредитам. Используются оценки погашения и оценки незавершенных операций. С помощью таких же процедур описывается возврат кредитов со стороны иностранных заемщиков, а также оценки банками операций своих отделений за рубежом. В мониторинге отражаются условия предоставления кредитов физическим лицам за рубежом. При этом дается следующая шкала дополнительных требований, предъявляемых заемщику :
- обеспечение наивысшей ставки для обычного кредита;
- наивысшее значение ставки по предоставляемому кредиту в рамках нижнего уровня стандартной ставки;
-
получение дохода при
- другое.
В
завершающем разделе обзор
Описанная
схема мотивации и группировок
банков позволяет видеть картину различий
мотивов кредитной политики по группам
банков. Однако эта картина была бы неполной
без мотивации, обусловленной изменением
экономической конъюнктуры. Последнее
вносит весьма существенные дополнения
в указанную схему, позволяя формировать
мотивацию кредитной политики для выполнения
текущих задач, стоящих перед банковской
системой. Формирование мотивации находит
выражение прежде всего в построении опросных
документов.[21. C.38]
Конъюнктурные мотивы
Ядро мотивации обязательно должно дополняться теми мотивами, которые имеют кратко- и среднесрочный конъюнктурный характер. Остановимся на трех периодах кредитной политики банков США в 90-е гг. Первый относится к середине 90-х гг., когда в США несколько снизились темпы экономического роста и ФРС пришлось предпринимать меры по повышению привлекательности предложения денег экономике, мотивируя смягчение условий кредитования соответствующей политикой банков. Второй период касается «перегрева» экономики США в конце 90-х гг., тогда ФРС мотивировала ужесточение денежно-кредитной политики ограничением банками предложения денег экономике. Третий характеризует мотивацию ФРС сохранить смягчение денежно-кредитной политики последствиями рецессии, несмотря на рост затрат банков на страхование риска террористических актов, наносящих ущерб имуществу.[22]