Кредитная система РФ:проблемы становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Выявление, раскрытие сущности, прогнозирование тенденций дальнейшего развития кредитной системы страны и своевременное разрешение присущих ей противоречий является одним из наиболее актуальных направлений в исследовании формирующейся рыночной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и история развития кредитной системы 5
1.1 Понятие кредитной системы 5
1.2 Становление кредитной системы в РФ 7
1.3. Основные этапы развития кредитной системы в России 12
2 Структура современной кредитной системы в России 17
2.1 Центральный банк как центральное звено финансово-кредитной системы 17
2.2 Система коммерческих банков России 26
2.3 Деятельность небанковских кредитных организаций 28
2.4 Проблемы и предпосылки развития кредитной системы в России 31
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

кредитнэ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Какие бы функции не возлагались на центральный  банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

     Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением  денежного обращения, защитой и  обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валютам; развитием и укреплением банковской системы; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления их расчетов.

     Традиционно перед Центральным банком ставится пять основных задач.8

     Центральный банк призван быть:

     - эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

     - банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

     - банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

     - главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

     - органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

     Банк  России и его учреждения освобождаются  от уплаты налогов, сборов пошлин и  других аналогичных платежей.

     Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

     20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

     В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

     С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

     В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

     С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

     С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

     В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

     Повышенное  внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с  тем, что в последнее время  все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные  с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости.9 К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

     Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, —  это фиктивная капитализация  банков.

     С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

     В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

     В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

     Основными задачами развития банковского сектора  являются:

     - усиление защиты интересов вкладчиков  и других кредиторов банков;

     - повышение эффективности осуществляемой  банковским сектором деятельности  по аккумулированию денежных  средств населения и организаций  и их трансформации в кредиты  и инвестиции;

     - повышение конкурентоспособности  российских кредитных организаций;

     - предотвращение использования кредитных  организаций для осуществления  недобросовестной коммерческой  деятельности и в противоправных  целях (прежде всего таких,  как финансирование терроризма  и легализация доходов, полученных  преступным путем);

     - развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

     - укрепление доверия к российскому  банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

     Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

     В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

     В настоящее время в структуре  Центрального банка Российской Федерации функционируют департаменты (табл. 2.1):

     Таблица 2.1 – Виды департаментов

Сводный экономический департамент
Департамент регулирования, управления и мониторинга  платежной системы
Департамент регулирования расчетов
Департамент бухгалтерского учета и отчетности
Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов
Департамент платежного баланса
Департамент полевых учреждений
Юридический департамент
Департамент по работе с территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации
Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
Административный  департамент
Департамент внутреннего аудита и ревизий
Департамент наличного денежного обращения
Департамент внешних и общественных связей
Департамент финансового мониторинга и валютного  контроля
Департамент банковского регулирования и  надзора
Департамент лицензирования деятельности и финансового  оздоровления кредитных организаций
Департамент исследований и информации
Департамент операций на финансовых рынках
Департамент персонала
Департамент информационных систем
Финансовый  департамент
Департамент международных финансово-экономических  отношений
Главное управление экспертизы (на правах департамента)
 

     Таблица 2.2 - Подразделения Банка России

Главная инспекция кредитных организаций  Банка России
Главное управление безопасности и защиты информации
Главное управление недвижимости Банка России
 

      Банком  России разработаны и в настоящее  время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.10

      В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен  конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП "Национальный депозитарный центр" и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг  (уполномоченными Биржами являются  ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"). Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

     Во  втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

2.2 Система коммерческих банков России

     Коммерческие  банки относятся к особой категории  деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и  другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и представляют их во временное  пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются  в дополнительном капитале. Финансовые посредники выполняют, таким образом, важную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.11 Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.д.  Этим они отличаются от специализированнных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы.

Информация о работе Кредитная система РФ:проблемы становления и развития