Контрольная работа по предмету"Деньги, кредит, банки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Деньги выполняют три основные функции: мера стоимости, средство обращения и накопления. Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Содержание

Тема 1. Роль денег в рыночной экономике, их сущность и функции………………………3
Тема 2. Типы денежных систем и их эволюция……………………………………………..
Тема 3. Денежное обращение и денежный оборот: современные формы
и особенности организации…………………………………………………………
Тема 4. Денежная масса и ее измерение……………………………………………………
Тема 5. Инфляция и ее влияние на денежное обращение.
Антиинфляционная политика……………………………………………………..
Тема 6. Кредит как форма ссудного капитала. Современная кредитная
система……………………………………………………………………………..
Тема 7. Банковская система: двухуровневая модель. Роль
Центрального и коммерческих банков в сфере кредитных
отношений……………………………………………………………………………
Тема 8. Коммерческие банки, их операции и услуги………………………………………
Тема 9. Коммерческий и потребительский виды кредитов,
необходимость их развития……………………………………………………….
Тема 10. Современные специфические формы кредитования:
участие банков и небанковских кредитных учреждений………………………..
Тема 11. Национальная валютная система и валютный рынок.
Платежный баланс страны………………………………………………………….
Тема 12. Роль кредита в международных экономических отношениях…………………..

Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

дегьги,кр.,бан.ПТК.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

                                               .

       Скорость  обращения денег V при своем  росте равносильна росту количества  денег, а при замедлении – сокращению количества денег. Однако такой подход весьма упрощает проблему, поскольку не учитывает потребность в деньгах для нужд сбережения, операций с ценными бумагами, валютой и т.п. и не показывает обратного влияния количества денег на экономику.

       В начале ХХ в. Дж. Кейнс предложил свой подход в определении количества денег, объективно необходимых рынку. При этом, полагал Кейнс, деньги должны быть вспомогательным инструментом для проведения государственной политики борьбы со спадами и безработицей за счет бюджетной экспансии или сдерживания. Рассуждая о спросе на деньги, Дж.Кейнс подчеркивал, что они необходимы как для покупки товаров, так и для приобретения финансовых активов. Первое, безусловно, зависит от уровня ВНП, однако с его ростом, по мнению великого экономиста, падает предельная склонность к потреблению со стороны населения (МРС) и растет склонность к сбережению (МРS).

         Отсюда  следовал вывод, что с ростом  доходов населения оно все  больше и больше сберегает  финансовых средств и через банковские депозиты и ценные бумаги направляет их в виде инвестиций в производство, а то, в свою очередь, отвечает ростом выпуска товаров и услуг. Окончательный вывод Дж. Кейнса состоял в том, что государство смело может идти во время спада в экономике на бюджетный дефицит из-за дополнительных вложений в экономику, покрывать его эмиссией денег и развязывать определенную инфляцию, поскольку дополнительные доходы будут в скором времени превращены в инвестиции. Однако эта политика во время циклического подъема, по мнению Дж. Кейнса, в обязательном порядке должна была периодически сменяться бюджетным сдерживанием, ростом налогов, госзаймов и накоплением денег в госбюджете.

          На практике  оказалось, что трудно точно  рассчитать время смены фаз  цикла и проводить нужную политику в нужное время; трудно сдерживать бюджетные расходы и повышать налоги, это непопулярные меры. Поэтому западный мир испытал сильные инфляционные потрясения и в конце 70-х годов подошел к необходимости переориентироваться на концепции монетаристской теории, родоначальником которой является М. Фридмен, лауреат Нобелевской премии.

 

3. Если вкладчик снимет со своего счета 10000 руб. и возьмет их наличными, то денежная масса в банковской системе уменьшится на 10000 руб.

                    1

   М = Мб ------

                    d

             1

    m = ----- = 10

             10%

 

    М = 10*10000 = 100000 руб.

 

Тема 5. Инфляция и ее влияние на денежное обращение.

              Антиинфляционная политика.

 

 

 

   1.   Основными направлениями российской антиинфляционной политики  в этих условиях являются регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление высокой инфляции в стране А с помощью только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, что объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объеме появились неплатежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост цен может вернуться на уровень гиперинфляции. Во-вторых, повышение государственных расходов при недостаточном уровне доходов вынуждает правительство прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке, что также приводит в итоге к увеличению денежной массы. Оба фактора означают возможность возрождения новых инфляционных скачков цен. Таким образом, высокая инфляция является негативной составляющей  всего процесса перехода от прежней плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что результативность мер борьбы с инфляцией неразрывно связана с выбором целей и путей их достижения.  Здесь можно выделить два диаметрально противоположных подхода к решению этой проблемы.

   Первый связан  с последовательным проведением  в жизнь монетаристской программы  финансовой стабилизации по рекомендациям  Международного валютного фонда,  суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках так называемой внутренней его конвертируемости.

   Второй способ  принципиально отличен о первого.  Он обосновывает необходимость использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели. Кстати, именно второй способ подразумевает активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или прямое сдерживание роста цен и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.

   Анализ обоих  вариантов показывает, что необходим набор методов, в котором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВВП), так и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации,  и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

   3. Бюджетный дефицит  - это превышение расходов бюджета  над его доходами. Финансирование  дефицита государственного бюджета  представляет собой покрытие  его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.

   Финансирование  заключается в обеспечении необходимыми  денежными средствами расходов  органов государственного управления. Общий объем определяется на  основе сопоставления размера  доходов государственного управления  и их расходов. Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определяется его масштабами, источниками финансирования отрицательного сальдо и направлениями использования превышения доходов над расходами.

   Для финансирования  дефицита государственного бюджета  с помощью займов государство  привлекает свободные денежные  средства других секторов экономики  и внешнего мира, используя различные  финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков.

   Покрытие дефицита  за счет выпуска новых денег  увеличивает денежную массу в  обращении и способствует развитию инфляционных процессов.

Управление госдолгом  в оперативном плане обычно возлагается  на Министерство финансов и Центральный  банк.

Огромный государственный  долг, как правило, свидетельствует  о финансовом кризисе в стране. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, они не могут получить кредит, не могут оплатить поднимающиеся ставки процентов. Подобная ситуация получила название «эффект вытеснения», и она, к сожалению, полностью проявила себя в России в период активного размещения государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ) в 1994–1998 гг.

Кроме того, займы крупных масштабов  со стороны государства, использование  их не на инвестиции, а на погашение  прежних долгов ведут к строительству  так называемой «финансовой пирамиды». Она неизбежно рушится, как только исчезает возможность размещения очередного займа и не оказывается денег для погашения предыдущего займа. Именно это произошло в России в августе 1998 г.

В настоящее время происходит реструктуризация государственных обязательств России по внутреннему долгу: из разряда «краткосрочных» (ГКО, ОФЗ) они переводятся в разряд «долгосрочных», выплата долгов по ним в общей сложности будет растянута на 15 лет.

                     Международные государственные  займы

РФ является правопреемницей  бывшего СССР по его зарубежным активам  и пассивам. СССР привлекал среднесрочный  и долгосрочный иностранный капитал  в форме экспортных кредитов и  банковских ссуд. В настоящее время кредиторами России стали международные финансовые организации, которые правомерно требуют стабилизации экономики, сокращения бюджетного дефицита и инфляции как гарантий предоставляемых кредитов.

Россия является и  должником, и кредитором. Россия взяла на себя обслуживание долга бывшего СССР, который резко возрос в период перестройки и достигает почти 130 млрд. долл., из них 104 млрд. долл. - долг бывших союзных республик. Россия не смогла выдержать график погашения всех кредитов, поскольку реальных средств для обслуживания долга могло быть выделено около 3 млрд. долл., а требовалось, например в 1999 г., около 20 млрд. долл. (сумма годового госбюджета).

Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов (объединений крупнейших банков мира). Договоры с ними касаются реструктуризации российского долга, т.е. его пролонгации и снижения суммы ежегодных выплат. Уже достигнуто согласие с Лондонским клубом об отсрочке долга России на 25 лет.

Однако в 1999 г. речь на переговорах уже ведется о списании части долга (порядка 40% из 32 млрд. долл. долга Лондонскому клубу). Это долги бывшего СССР, которые Россия после кризиса 1998 г. оказалась не в силах выплатить полностью.

Россия также является кредитором. Задолженность иностранных государств, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. долл. Должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак, страны СНГ (Украина должна 2,5 млрд. долл.). Поступления от них – не более 2 млрд. долл. в год (а необходимо около 15 млрд. долл.). Погашение осуществляется традиционными товарами, а Россия уплачивает свои долги в СКВ.

 

 

 

Тема 6. Кредит как форма  ссудного капитала. Современная

              кредитная система. 

 

 

   1. Источником ссудного капитала служат, во-первых, высвобождающиеся из кругооборота денежные средства: средства, предназначенные для восстановления основного капитала (т.е. амортизационный фонд); часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и  покупки сырья, топлива, материалов. Капитал, временносвободный  в период между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы.

 Другим источником  ссудного  капитала  выступают денежные  доход и накопления личного  сектора.  Нужно отметить, что начиная  с  50-60  годов нашего столетия налицо тенденция усиления

привлечения денежных сбережений трудящихся и  служащих.  Этому  способствовали, в первую  очередь, улучшения социально-экономического положения развитых стран;  изменения в структуре  потребления.

 В качестве  третьего источника ссудного  капитала выступают  денежные  накопления государства, размеры   которых определяются  масштабами  государственной  собственности  и долей валового национального продукта.

 Таким образом, можно  сделать вывод, что временно  свободные  денежные средства,  возникающие на основе кругооборота  промышленного и торгового капитала, денежные накопления личного  сектора и государства образуют  источники ссудного капитала.

 

3.

а) Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Спрос на банковский кредит в основном определяется состоянием долгов в различных сферах экономики. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний; либо ссуда денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов.

б) Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый непосредственно или через коммерческий банк. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и в сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

  

 

 

 

Тема 7. Банковская система: двухуровневая модель. Роль

              Центрального и коммерческих  банков в сфере кредитных

              отношений.

 

 

   1.  Если в стране в достаточном количестве имеются действующие банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской системы. Помимо них в банковскую систему входят также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций,  но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и информацией, специалистами и т.д. При этом банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют со своими клиентами - субъектами экономики, с Центральным банком, другими органами государственной власти и управления, друг с другом и со вспомогательными организациями.

Информация о работе Контрольная работа по предмету"Деньги, кредит, банки"