Конкуренция в банковском секторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:08, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы мною была поставлена цель - изучить основные аспекты понятия «банковская конкуренция», рассмотреть современное состояние банков Российской Федерации, изучить их проблемы и выявить пути решения.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) изучить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция»;
2) изучить современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
3) оценить современное состояние банков в Российской Федерации;
4) выявить проблемы банковской конкуренции на современном этапе и пути их решения.
При написании курсовой работы были использованы методы сравнения и сопоставления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская конкуренция – основа рынка финансовых услуг...5
1.1. Понятие банковской конкуренции и ее особенности……………..5
1.2. Виды банковской конкуренции…………………………………...11
1.3. Уровни банковской конкуренции и формы банковских
объединений участников рынка банковских услуг…………………………...17
Глава 2. Конкуренция на российском рынке банковских услуг……….21
2.1. Анализ состояния российского рынка банковских услуг………....21
2.2. Анализ конкуренции на рынке банковских услуг………………….27
Глава 3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их
решения…………………………………………………………….……….……32
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы………………...….38

Работа содержит 1 файл

Курсовик Конкуренция в банковском секторе.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     Можно отметить возможность выхода банковских акций на вторичный рынок, открытий для широкого круга инвесторов, поскольку  темп роста кредитования банками экономики обгоняет рост их собственных средств. Но в России разработана лишь технология размещения облигаций на финансовом рынке. В РФ наблюдается сложность размещения ценных бумаг банков, так как мало инвестиционных компаний, обеспечивающих этот процесс.

     Необходимо  совершенствовать конкурентоспособность  инфраструктуры национального финансового рынка, в частности путем создания в течение двух-трех лет центрального депозитария для обслуживания всех торговых площадок, для работы с регистраторами, а также в качестве посредника между российским и мировым финансовыми рынками.

     В целях повышения конкурентоспособности  российского финансового рынка  с учетом мирового опыта и его  роли в возрождении национальной экономики на основе инновационной  креативной модели развития. Выделены следующие направления:

      - дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции, возрождение экономики;

      - укрепление позиций участников финансового рынка, в первую очередь банков;

      - обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов – российских и иностранных – в банковскую сферу;

      - технологический прогресс в развитие его инфраструктуры с учетом мировых достижений;

      - повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;

      - формирование в стране и за рубежом к российским банкам;

      - целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.

     Изменения в институциональной структуре российской банковской системы влияют на развитие кредитования российских предприятий скорее положительно, так как приход новых сильных игроков увеличит предложение ресурсов и усилит конкуренцию среди банков.

     Другим  не менее важным источником роста активов банковской системы в 2010 году останутся доходы от кредитования населения – на него банки будут направлять привлекаемые ресурсы в первую очередь. Кредитование предприятий будет расти более низкими темпами, исключение составит малый бизнес: здесь как ожидается, темпы роста будут сопоставимы с потребительским кредитованием.

     Набор корпоративных банковских продуктов вряд ли заметно изменится, но, возможно, появятся целевые программы, рассчитанные на отдельные виды бизнеса.

     Вероятно, что банки будут стараться упростить процедуру получения кредита, особенно в части требований к документации. Тем не менее, в ситуации возможного роста кредитных рисков не стоит ждать снижения требований по обеспечению кредитов. Ликвидность банковской системы останется на невысоком уровне, что может привлечь внимание ЦБ к проблеме рефинансирования коммерческих банков.

     В 2010 году сохранится значимая роль государственных банков (на их долю приходится до 35% активов и капитала российской банковской системы), при этом опережающими темпами может расти инвестиционное и ипотечное кредитование. Вероятно, усилится роль государственного Банка Развития, который возьмет на себя финансирование секторов, не столь интересных бизнесу, но значимых для экономики - таких, например, как сельское хозяйство, тяжелая промышленность, ВПК.

     По  данным Бюллетеня банковской статистики, процентные ставки по кредитам физическим лицам в среднем в полтора  раза выше, чем для юридических лиц. Кроме того, банки получают дополнительный доход от клиентов в виде комиссии за выдачу и сопровождение кредита. В результате по итогам 2009 года доля потребительского кредитования в банковских активах увеличилась с 11,5 до 16%, тогда как доля кредитов реальному сектору, напротив, снизилась с 43,5 до 42,5%. Положение ЦБ РФ от 26.03.04 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней деятельности.

     К перспективам развития банковского  сектора в целом можно отнести  его консолидацию, повышение прозрачности структуры капитала средних игроков с целью выхода на международные рынки капитала или привлечения стратегических инвесторов, дальнейшую универсализацию банков (универсальные коммерческие банки с широким спектром услуг), взвешенный подход к целевым продуктам (внедрение системы подсчета доходности и эффективности), а также расширение продуктовой линейки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Создание  условий для развития конкуренции  на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.

     В качестве основных закономерностей  банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:

     - универсализация банковской деятельности.

     - либерализация государственного регулирования банковской деятельности.

     - расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов.

     - проникновение на банковский рынок не банков.

     - возрастание значения неценовой конкуренции.

     - глобализация банковской конкуренции.

     - усиление интенсивности банковской конкуренции – как результирующая всех названных закономерностей.

     В числе основных недостатков российского  банковского сектора нередко называют слабую конкуренцию. Во многом такой вывод основывается на доминирующей роли государственных банков, прежде всего Сбербанка.

     Как показало проведенное в ИЭПП исследование, здоровой конкурентной среды все-таки нет: большинство российских банков практически не испытывает конкурентного давления. Однако причиной такого положения дел является вовсе не доминирующее положение государственных банков. Причина лежит гораздо глубже. Суть ее в неоднородности потребителей банковских услуг.

     Эта неоднородность является одной из основных особенностей функционирования российского банковского сектора. Сама по себе неоднородность, то есть существование двух классов потребителей, отличающихся по своим предпочтениям и способности принести прибыль банкам, не является чем-то исключительным. В той или иной мере такая ситуация характерна для любого рынка. Особенность здесь состоит в том, что в некоторых сегментах рынка банковских услуг разрыв между этими двумя классами потребителей является существенным.

     В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:

     1. укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;

     2. повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

     3. укрепления доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;

     4. усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

     5. предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

       
  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2002.-  543 с.
  3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 № 17-ФЗ
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 728 с.
  5. Инструкция Банка России от 16.01.04 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»// Вестник Банка России. № 11 от 11.02.04.
  6. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: Питер, 2005.- 256 с.
  7. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Жарковской Е.П. - Омега-Л; Высш. шк., 2003. – 440 с.
  8. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 511 с.
  9. Банковское дело. Учебник / под ред. Колесникова В.И. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 564 с.
  10. Банковское дело. Учебник / Под. Ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. – 5-е изд., перераб и доп.. -  М.:  Финансы и статистика, 2004. – 592с.
  11. Банковское дело: Учебник / Под ред.  Г.Г. Коробовой. — М.: Юристъ, 2002. — 751 с.
  12. Банковское дело: Учебник для вузов по экономическим специальностям / Под. ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 573с.
  13. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 1996. –147 с.
  14. Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации, и их операции. - М.: "Вузовский учебник", 2004. – 268 с.
  15. Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е.. Кредиты. Инвестиции. - М.: Банки и биржи, 2004. – 248 с.
  16. Молчанов И.В. Коммерческий банк в современной России. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 259 с.
  17. Общая теория денег и кредита/ Под ред. Е.В.Жукова, Л.М. Максимова, Н.М.Зеленкова и др. М.: ЮНИТИ, 2005.- 341 с.
  18. Овчинникова О.П., Самсонова Е.К. – Конкуренция на рынке банковских услуг: виды основных проблем и модель оценки конкурентной среды // Банковское дело, 2006, №29
  19. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. Тагирбекова К.Р. -М.: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир", 2003.- 720 с.
  20. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. Семенюта О.Г. - Ростов н /Д: Феникс, 2001. – 448 с.
  21. Пессель М.А. Заём, кредит, ссуда // Деньги и кредит. – 1999. -№4. –С.27-29.
  22. Подпорин Ю., Безналичные расчеты под защитой //Экономика и жизнь. – 2001. - №19.
  23. Рейтинговое агентство «Банковское дело». Обзор состояния банковского сектора России в августе – октябре 2008 г. // Банковское дело, 2008. – № 11, С. 17-21.
  24. Рейтинговое агентство «Банковское дело». Обзор состояния банковского сектора России в октябре 2008 г. // Банковское дело, 2009. –  № 1, С. 20-23.
  25. Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 2001. – 453 с.
  26. Стратегия развития коммерческого банка / Стрельцова Н.Т., Кравченко Н.А., Новоселов А.С. и др.; Под ред. А.С. Маршаловой, Н.А. Кравченко. – Новосибирск: ЭКОР, 2002.
  27. Тосунян Г.Ш. – Повышать конкурентоспособность национальной  банковской системы // Финансовый бизнес, 2005, №3
  28. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М.: АНТИДОР, 2002. – 268 с.

Информация о работе Конкуренция в банковском секторе