Конкуренция в банковском секторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:08, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы мною была поставлена цель - изучить основные аспекты понятия «банковская конкуренция», рассмотреть современное состояние банков Российской Федерации, изучить их проблемы и выявить пути решения.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) изучить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция»;
2) изучить современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
3) оценить современное состояние банков в Российской Федерации;
4) выявить проблемы банковской конкуренции на современном этапе и пути их решения.
При написании курсовой работы были использованы методы сравнения и сопоставления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская конкуренция – основа рынка финансовых услуг...5
1.1. Понятие банковской конкуренции и ее особенности……………..5
1.2. Виды банковской конкуренции…………………………………...11
1.3. Уровни банковской конкуренции и формы банковских
объединений участников рынка банковских услуг…………………………...17
Глава 2. Конкуренция на российском рынке банковских услуг……….21
2.1. Анализ состояния российского рынка банковских услуг………....21
2.2. Анализ конкуренции на рынке банковских услуг………………….27
Глава 3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их
решения…………………………………………………………….……….……32
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы………………...….38

Работа содержит 1 файл

Курсовик Конкуренция в банковском секторе.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     Некоторые проблемы кредитования связаны с внутренними действиями работников. Например, недостаточный анализ финансового положения клиентов при выдаче кредита; нарушение принципов кредитования; неправильное оформление кредитных договоров; выдача кредитов без четких сроков возвращения; иногда отсутствие проверки использования целевых кредитов и т.д.

     В период кризиса конца 2008 года банки повышают процентные ставки по уже выданным карточным кредитам. Кредитные карты — наиболее доходный для банков продукт, однако, повышая стоимость уже выданных кредитов для заемщиков, банкиры рискуют получить судебные претензии от клиентов, утверждают юристы.

     Банки повысили процентную ставку по уже выданным кредитным картам, сообщили сразу в нескольких банках. Московский банк реконструкции и развития (МБРР) с 26 октября увеличил ставку на 9 процентных пунктов, до 27% годовых, для держателей карт с положительной кредитной историей, по остальным кредитным картам ставка увеличилась в среднем на 3-4 процентных пункта, до 36% годовых. Юникредит банк принял решение с 1 декабря повысить ставки на открытые до 27 октября рублевые карты на 6-9 процентных пунктов, до 30-35%, на валютные — на 7-9 процентных пунктов, до 28%. Банк "Авангард" вчера сообщил о повышении ставки по кредиткам на 5 процентных пунктов, до 17%. Ранее других на рынке пластикового кредитования повысил тарифы "Абсолют банк", в среднем на 3-4 процентных пункта по всем кредитным картам. Из крупнейших игроков пластикового рынка по кредиту, выдаваемому на карту, намерен повысить ставку на 5-6 процентных пунктов Собинбанк.

     Доля кредитных карт в общем кредитном портфеле для физических лиц у Юникредит банка составляет около 1%, у МБРР — 10%, у "Авангарда" — 21%. Согласно рейтингу на 1 июля, на рынке пластиковых карт Юникредит банк занимает 24-е место, объем пластиковых карт — 454 526 штук, МБРР — 33-е место с объемом 284 369 штук, "Авангард" — 37-е место с объемом 242 194 штук. У лидеров рынка — Сбербанка, Альфа-банка и банка "Уралсиб" — процентная ставка по выданным кредитам пока остается прежней.

     "В условиях кризиса растет просроченная задолженность по кредитам. В связи с тем что ужесточились условия привлечения денег, мы вынуждены ужесточать требования к заемщикам",— поясняет старший вице-президент по развитию продуктов розничного бизнеса МБРР Альберт Звездочкин. "Мы стремимся к тому, чтобы условия по нашим розничным продуктам были адекватны оценкам рисков. В условиях кризиса риски повышаются, поэтому мы повышаем ставки, чтобы не нести риск получения убытков",— дали официальный ответ в пресс-службе Юникредит банка. Заместитель председателя правления банка "Авангард" Валерий Торхов сказал "Ъ": "За последнее время неоднократно повышалась ставка рефинансирования, существенно увеличилась стоимость рублевого фондирования как на внутреннем рынке, так и на рынке западных заимствований. Да и ставки по депозитам банки за последний год повышали неоднократно".

     Увеличить ставки по выданным кредитам банкиров заставила высокая стоимость привлекаемых для выданных кредитов средств. Фактически остановился долговой рынок, облигации сейчас не являются источником денег для банков. Все банки ведут агрессивную депозитную политику, повышая ставки на вклады. Ликвидность осталась только в надежных инструментах и у компаний, связанных с госфинансированием. Гендиректор "Фосборн Хоум" Василий Белов утверждает, что увеличение ставок по уже выданным кредитам является тенденциозным и уже в ноябре и другие банки пойдут на эту меру.

     Кредитные карты являются одним из наиболее доходных продуктов для банков за счет процентов за пользование кредитом, комиссий и штрафов, начисляемых на просроченную задолженность. За счет повышения тарифов банк может получить больший валовой доход, маржа по более рискованным продуктам всегда выше. Поскольку просрочка по карточным кредитам выше, чем по другим продуктам, банк имеет возможность повысить свою маржу. По подсчетам аналитиков, доходность кредитной карты составляет, включая проценты, комиссии и штрафы, 30-50%. Так, банк "Тинькофф. Кредитные системы" зарабатывает на картах 63%, из которых 33% — процентный доход, 30% — комиссионный доход (см. "Ъ" от 11 ноября). Исходя из объема кредитного портфеля Юникредит банк, повышая ставки, получит в качестве дополнительного дохода до 77,5 млн. руб., МБРР — до 102,3 млн. руб., "Авангард" — до 105 млн. руб.  
 

     2.2. Анализ конкуренции на рынке банковских услуг 

     В числе основных недостатков российского банковского сектора нередко называют слабую конкуренцию.

     Во  многом такой вывод основывается на доминирующей роли государственных  банков, прежде всего Сбербанка. Здесь  возникает вопрос: действительно  ли положение государственных банков можно рассматривать как монопольное и является ли это монопольное положение причиной слабой конкуренции в отрасли?

     На  первый взгляд, государственные банки  являются бесспорными лидерами российской банковской отрасли. Так, по итогам 2009 года доля Сбербанка на рынке депозитов физических лиц составила около 60%, а на рынке кредитов предприятиям и физическим лицам — 32% и 49% соответственно.

     Однако  при рассмотрении отдельных сегментов  банковского рынка оказывается, что доминирование Сбербанка  не столь очевидно. По данным на конец 2009 года, доля Сбербанка на рынке срочных депозитов сроком до 90 дней составляет только 18%, а на рынке срочных депозитов от 90 дней до одного года — 22%. Более того, в последние годы наметилась тенденция к увеличению конкуренции и ослаблению лидерских позиций Сбербанка в отдельных сегментах рынка. Так, на тех же рынках срочных депозитов сроком до 90 дней и от 90 дней до одного года доля Сбербанка за последние четыре года сократилась на 10% и 30% соответственно.

     Но  даже если признать доминирование государственных банков, само по себе это никак не исключает существования остальных банков в нормальных конкурентных условиях.

     Тем не менее, как показало проведенное  в ИЭПП исследование, здоровой конкурентной среды все-таки нет: большинство  российских банков практически не испытывает конкурентного давления. Однако причиной такого положения дел является вовсе не доминирующее положение государственных банков. Причина лежит гораздо глубже. Суть ее в неоднородности потребителей банковских услуг.

     Эта неоднородность является одной из основных особенностей функционирования российского банковского сектора. Сама по себе неоднородность, то есть существование двух классов потребителей, отличающихся по своим предпочтениям и способности принести прибыль банкам, не является чем-то исключительным. В той или иной мере такая ситуация характерна для любого рынка. Особенность здесь состоит в том, что в некоторых сегментах рынка банковских услуг разрыв между этими двумя классами потребителей является существенным.

     Такая неоднородность оказывает непосредственное влияние на конкурентную среду в банковской отрасли. Если на рынке существует довольно немногочисленная, но резко выделяющаяся группа привлекательных клиентов, за них будет происходить основная конкурентная борьба. Те немногие банки, которые способны предоставить адекватный уровень обслуживания привилегированным клиентам, будут существовать в условиях достаточно жесткой конкуренции.

     Остальные банки вынуждены работать с менее  выгодными, но более многочисленными  клиентами. Конкуренция за таких клиентов гораздо слабее. При этом чем больше разрыв между наилучшими и обычными потребителями банковских услуг, тем сильнее будет конкуренция среди банков, работающих с первой категорией потребителей, и тем слабее среди банков, работающих со второй.

     Согласно  результатам нашего исследования, именно такая ситуация сейчас сложилась  в некоторых сегментах российского  банковского рынка.

     Статистической  основой исследования стали балансовые данные по 217 крупнейшим российским банкам за период с  2004 года по  2008 года. Банки были разбиты на четыре группы по степени предполагаемого сходства их рыночного поведения: иностранные, государственные (Сбербанк и Внешторгбанк), крупнейшие и средние. Рассматривалось конкурентное взаимодействие между банками, принадлежащими к различным группам, на трех рынках: кредитов предприятиям, депозитов и кредитов физическим лицам.

     Картина конкурентного взаимодействия между  банками оказалась похожей для  рынка кредитов предприятиям и рынка  кредитов физическим лицам. Оба рынка отличаются крайней неоднородностью. На каждом из них существует ограниченная группа заемщиков, имеющих крайне привлекательные характеристики риска и доходности. Причем эти клиенты предпочитают работать с иностранными и крупнейшими банками, что приводит к интенсивной конкуренции внутри этих двух групп банков за выгодных клиентов, а между иностранными и крупнейшими банками конкуренции практически нет: по всей видимости, «элитные» клиенты данных двух групп практически не пересекаются.

     В то же время основная масса средних российских банков работает с «обычными» заемщиками, что приводит практически к полному отсутствию конкуренции между банками данной группы. Лишь некоторые из средних банков в последнее время настолько окрепли, что пытаются проникнуть на рынок наилучших клиентов. Как правило, это достигается за счет переманивания клиентов у крупнейших российских банков.

     Конкурентное  взаимодействие банков на рынке депозитов  частных лиц строится по несколько  иной схеме. Из всех рассмотренных рынков данный является наиболее однородным, в результате здесь наблюдается самая интенсивная конкуренция. Даже в наименее конкурентной группе средних банков наблюдаются признаки жесткой борьбы за частных вкладчиков. Особенностью рынка является отсутствие у вкладчиков устойчивых предпочтений, касающихся принадлежности банка к той или иной группе. Поэтому в борьбе за одних и тех же вкладчиков на равных участвуют и иностранные, и крупнейшие, и средние банки.

     Исследование  выявило, что на всех трех рынках наблюдается  перемещение клиентов от государственных банков к частным. Наиболее интенсивно процесс перетока клиентов происходит на рынке депозитов: у всех трех групп частных банков наблюдается увеличение числа вкладчиков за счет бывших клиентов государственных банков. На рынке кредитов большая часть покидающих государственные банки клиентов выбирает крупнейшие банки.

     Полученные  результаты свидетельствуют о том, что среди мер, направленных на увеличение конкуренции в банковской отрасли  России, важное место должно занимать уменьшение разрыва между различными категориями потребителей банковских услуг. Это может происходить, во-первых, за счет расширения класса клиентов, за которых банки готовы бороться. Во-вторых, за счет увеличения возможностей средних банков по предоставлению «хорошим» клиентам адекватного обслуживания.

     При решении первой проблемы важно учитывать, что в категорию малопривлекательных  клиентов заемщики нередко попадают не по причине неудовлетворительных показателей своей деятельности, а из-за высокой асимметрии информации. Поэтому любые меры, направленные на увеличение обмена информацией между банками и повышение прозрачности заемщиков, способны сгладить разрыв между разными категориями банковских клиентов. Среди таких мер можно назвать, например, налаживание функционирования кредитных бюро, повышение стандартов корпоративной отчетности, ликвидацию фирм-однодневок и т.д.

     Что касается второй проблемы, то ограниченные возможности средних банков участвовать  в конкуренции за наилучших клиентов во многом объясняются недостатком ресурсной базы. Помимо мер долгосрочного характера, направленных на увеличение доверия вкладчиков и повышение требований к размеру капитала, важную роль здесь могут сыграть упрощение процедуры рефинансирования банков, в том числе средних, в ЦБ и развитие таких институтов, как синдицированное кредитование. Еще одним шагом в данном направлении может стать упрощение процедуры выпуска банками долговых ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

     Банковская конкуренция является одной из актуальных тем, обусловленная активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексных разработок этой проблемы с учетом мирового опыта.

     К основным проблемам можно отнести:

      - тенденции развития деятельности банков на финансовом рынке;

      - технология деятельности банков на финансовом рынке и ее совершенствование;

      - деятельность банков на рынке ссудных капиталов и ее роль в развитие инвестиций;

      - перспективы развития рынка облигаций и инвестиций банков в экономику;

      -- деятельность российских банков на мировом финансовом рынке.

     Характеризуя  перспективы банковской системы  России, можно выделить следующие сценарии развития:

      1. уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;
      2. превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;
      3. универсализация двух-трех десятков ведущих банков;
      4. специализация остальных банков.

Информация о работе Конкуренция в банковском секторе