Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:08, курсовая работа
При написании курсовой работы мною была поставлена цель - изучить основные аспекты понятия «банковская конкуренция», рассмотреть современное состояние банков Российской Федерации, изучить их проблемы и выявить пути решения.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) изучить, что включает в себя понятие «банковская конкуренция»;
2) изучить современные особенности и закономерности банковской конкуренции;
3) оценить современное состояние банков в Российской Федерации;
4) выявить проблемы банковской конкуренции на современном этапе и пути их решения.
При написании курсовой работы были использованы методы сравнения и сопоставления.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская конкуренция – основа рынка финансовых услуг...5
1.1. Понятие банковской конкуренции и ее особенности……………..5
1.2. Виды банковской конкуренции…………………………………...11
1.3. Уровни банковской конкуренции и формы банковских
объединений участников рынка банковских услуг…………………………...17
Глава 2. Конкуренция на российском рынке банковских услуг……….21
2.1. Анализ состояния российского рынка банковских услуг………....21
2.2. Анализ конкуренции на рынке банковских услуг………………….27
Глава 3. Актуальные проблемы банковской конкуренции и пути их
решения…………………………………………………………….……….……32
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы………………...….38
- во-первых, используются опять-таки привлеченные, т. е. по сути дела чужие, а не собственные средства;
- во-вторых, отношения власти и подчинения (контроля и зависимости) в данном случае приобретают исключительно денежный характер;
- в-третьих, ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице, в то время как хозяйственная власть и господство осуществляются в условиях отсутствия хозяйственных рисков.
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:
- универсализация банковской деятельности.
- либерализация государственного регулирования банковской деятельности.
- расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов.
- проникновение на банковский рынок не банков.
- возрастание значения неценовой конкуренции.
- глобализация банковской конкуренции.
- усиление интенсивности банковской конкуренции – как результирующая всех названных закономерностей.
В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции принято различать внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями разных отраслей.
Отраслевая структура банковского дела, с точки зрения отдельного кредитного института банковские отрасли выступают в качестве рынков сбыта. Основные из них: рынок кредитов (отрасль кредитование); рынок вкладов (отрасли сберегательное дело, инвестиционное посредничество); рынок услуг (отрасли расчётно-кассовое обслуживание, трастовые операции, прочие услуги).
Внутриотраслевая банковская конкуренция. На этапе разработки своей конкурентной стратегии каждый кредитный институт должен решить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимущества и недостатки альтернативных стратегических решений. В наши дни сложилось представление о том, что универсальные банки при прочих равных условиях обладают конкурентным преимуществом, заключающемся в возможности рассеивания риска на широкий ассортимент реализуемых товаров. Следовательно, при наличии достаточных финансовых ресурсов решение должно приниматься однозначно в пользу универсализации. В значительной степени это правильно, однако руководителю банка не следует забывать, что и универсальный банк может обладать стратегическими недостатками, в частности, с точки зрения, интенсивности внутриотраслевой конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция в экономике может существовать в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция.
Предметная конкуренция возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству. Эта ситуация характерна для большинства отраслей по производству потребительских товаров.
Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т.е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся по каким-то существенно важным параметрам. Пример: автомобили одного класса с различными по мощности двигателями.
Межотраслевая банковская конкуренция. Если внутриотраслевая конкуренция в банковском деле осуществляется между действующими в той или иной банковской отрасли институтами, то межотраслевая конкуренция развёртывается между субъектами, интересы которых ранее не пересекались.
Межотраслевая конкуренция в экономике может осуществляться в формах конкуренции посредством перелива капитала или функциональной конкуренции (конкуренции субститутов).
Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или её диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях. В идеале перелив капитала мог бы приводить к выравниванию нормы прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической литературе получили название входных и выходных барьеров.
Входные барьеры - это препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов. К ним относятся: экономия на масштабах производства, дифференциация продукта, потребность в значительном капитале, высокие издержки по переориентации потребителей, недоступность каналов сбыта, ограниченность доступа к источникам ресурсов, отсутствие земельных участков, высокий уровень используемых в отрасли технологий, наличие у действующих в отрасли предприятий исключительного права заниматься данным видом деятельности, патентная защита инноваций, лицензионные ограничения, недостаток опыта, противодействие существующих фирм и др.
Выходные барьеры - это препятствия для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него. Это могут быть: необходимость списания крупных инвестиций, большие затраты по конверсии производства, нежелание утратить свой имидж, честолюбие менеджеров, противодействие правительства или профсоюзов, протесты поставщиков, клиентуры и дилеров и другие. Чем выше входные и выходные барьеры, тем меньше угроза проникновения в отрасль новых конкурентов.
Функциональная конкуренция, в отличие от этого, не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями различных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов). Так, конкурентом производителя коньков может быть производитель лыж в той мере, в какой для потребителя два вида зимнего спорта являются взаимозаменяемыми. Также взаимозаменяемыми являются, например многие продукты питания.
В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция в экономике может быть открытой (прямой) и скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Особенностью
ценовой конкуренции в
Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция же - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом.
Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда. Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.
Неценовая банковская конкуренция связана прежде всего с изменениями качества услуг. Поэтому перед зарубежными учеными и практиками в области банковского дела встала проблема определения критериев качества банковского продукта, и в настоящее время уже имеются определённые подходы к её решению. Так, специалисты городской сберкассы Кёльна разработали критерии качества с двух позиций: с точки зрения клиента и с точки зрения банка.
С точки зрения клиента критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, часы работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских услуг клиент сопоставляет с их ценами.
Для самого банка качественный уровень работы определяют: скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников производительность труда, степень кредитного риска и др., соотносимые с уровнем затрат на производство банковских услуг4. Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Таблица
Теоретические модели конкуренции и эволюция взглядов на них
Характеристика | Конкуренция | Чистая монополия | ||
Чистая | Монополистическая | Олигополистическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество и размеры фирмы | Множество мелких хозяйствующих субъектов | Множество мелких хозяйствующих субъектов | Небольшое число хозяйствующих субъектов, среди которых есть крупные | Один хозяйствующий субъект |
Тип и характер продукции | Однородная стандартизированная продукция | Разнородная дифференцированная продукция (качество, торг, марка, каналы сбыта, и т.д.) | Стандартизированная или дифференцированная | Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Диапазон контроля цен узкий | Диапазон цен зависит от уровня согласованности действий хозяйствующих субъектов: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре | Значительный |
Характеристика спроса | Очень эластичный спрос | Эластичный спрос | Эластичный или малоэластичный спрос | Неэластичный |
Неценовая конкуренция | Неценовые методы конкуренции не практикуются | Используется: значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п. | Очень типична, особенно при дифференциации продукции | Главным образом, реклама связи фирмы с общественными организ. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доступность информации | Равный доступ ко всем видам информации, высокое информационное обеспечение рынка | Некоторые ограничения | Некоторые ограничения | Некоторые ограничения |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия
для организации бизнеса |
Входные барьеры в отрасль незначительные | Наличие существенных препятствий для организации бизнеса | Вход в отрасль для других фирм заблокирован |
Экономические формы конкуренции | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция |