Клиринговая система расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса проведения клиринговой системы расчетов.
Для реализации обозначенной цели мне необходимо решить ряд задач:
определить значение термина "клиринг", его сущность и назначение;
выделить положительные и отрицательные стороны проведения клиринговых расчетов;
изучить зарубежный опыт построения клиринга;
рассмотреть систему взаимозачетов и связанные с ними риски;
рассмотреть возможные перспективы развития системы клиринговых расчетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы клиринговой системы расчетов................................
1.1. Понятие, содержание и назначение клиринга………………………….5
1.2. Зарубежный опыт проведения клиринговых расчетов…..……………11
1.3. Характеристика видов клиринговых расчетов………………………...15
2. Особенности взаимозачетов и связанных с ними рисков…………….…….
2.1. Содержание и виды взаимозачетов………………………….…………19
2.2. Управление рисками в системе взаимозачетов……………..…………22
3. Направления совершенствования клиринговой системы расчетов………27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………………………………………...34
Приложения

Работа содержит 1 файл

458.docx

— 65.80 Кб (Скачать)

- сокращение расчетного периода

- двусторонние и многосторонние  лимиты

- механизмы распределения убытков

- неокончательный характер расчетов  в рамках клиринговых систем  и аннулирование результатов  клирингового сеанса.

Сокращение расчетного периода. Чем короче расчетный период, тем меньше риск неуплаты по расчетам и связанный с ним системный риск. В качестве дополнительного механизма применяются средства контроля в масштабе реального времени, которые помогают выявлять на ранней стадии потенциальные проблемы и облегчают управление ликвидными средствами, особенно в тех случаях, когда возможен централизованный контроль сальдо всех участников.

Двусторонние и многосторонние лимиты. Одним из методов управления рисками в клиринговых системах является использование двусторонних или многосторонних верхних лимитов сальдо участников, которые автоматически ограничивают потенциальный риск межбанковских расчетов в рамках системы. Такие верхние лимиты часто определяются как сумма, кратная величине первичного капитала банков, а также основываются на оценке каждым учреждением своей кредитоспособности. Помимо лимитов на дебетовое сальдо каждого участника по отношению к другим участникам, некоторые клиринговые палаты дополнительно требуют от каждого члена установить лимит на свое кредитовое сальдо по отношению к другим членам системы. Главным недостатком таких лимитов является то, что их можно обходить с помощью посылаемых через другие системы платежных поручений и что они могут приводить к замедлению выполнения поручений клиентов или отказу от их выполнения.

Механизмы распределения  убытков. Наиболее твердой гарантией от связанных с осуществлением взаимозачета рисков являются механизмы, призванные обеспечить возможность проведения расчетов в рамках клиринговой системы даже в том случае, когда ее отдельные участники не в состоянии урегулировать свои обязательства. Обычно такие механизмы предусматривают объединение риска неликввдности и распределение неурегулированных сальдо в соответствии с заранее установленным порядком. При этом, как правило, выдвигается требование о предварительном внесении обеспечения и/или о гарантированном выделении ликвидных средств Центральным банком. В некоторых системах Центральный банк выражает готовность осуществить расчет лишь при условии, что превышающие обеспечение убытки будут впоследствии покрыты не обанкротившимися участниками.

Неокончательный характер расчетов в рамках клиринговых систем и  аннулирование результатов клирингового сеанс. Своевременность расчетов в рамках клиринговых систем зависит от способности каждого из участников выполнить свои многосторонние обязательства, принятые в результате операций, проведенных в определенный период (в течение операционного дня). Типичной процедурой, применяемой при возникновении просрочек и неплатежей в процессе проведения расчетов, является использование положения о неокончательном характере расчетов и возможности отзыва платежей участнику, испытывающему подобные затруднения, и платежей, причитающихся с этого участника. В этом случае некоторые или все платежные операции, произведенные в рамках системы за данный период времени, аннулируются, а многостороннее сальдо для остальных участников пересчитывается. Эта процедура перемещает давление, связанное с недостатком ликвидности и потенциальными убытками, с одного на всех участников системы взаимозачета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления совершенствования клиринговой системы расчетов.

 

 

 

 

Клиринг является весьма эффективным  механизмом осуществления расчетов в случае наличия встречных требований и обязательств. Экономической основой  клиринга является высокий уровень  специализации и кооперации хозяйственных  субъектов и обусловленные ими  широкие взаимопоставки. Концептуально  значение клиринга можно определить следующим образом:

   - ускоряет платежи;   - снижает количество реальных денег, необходимых для обращения;  - сокращает неплатежи.

Следует отметить, что, помимо указанных  выше, клиринговые взаимозачеты имеют  и другие плюсы, позитивно влияющие на макроэкономические процессы. Это  снижение уровня оборотных средств  организаций и банков, участвовавших  в хозяйственной деятельности и  увеличение скорости обращения денежной массы, что является относительно не инфляционным источником развития экономики  в целом. Для банков клиринг важен, прежде всего, как способ уменьшения потребности в средствах платежа  и упрощения урегулирования встречных  обязательств.

До недавнего времени клиринговые  расчетные палаты были замкнуты только на свои регионы и их возможностями  не могли пользоваться банки-участники  из других областей России. Ситуация изменилась после установления корреспондентских  отношений между Межбанковским  расчетным центром "Международная  расчетная палата" (МРП) со всеми  клиринговыми расчетными палатами России, что позволяет оперативно проводить  платежи не только из регионов в  Москву и обратно, но и между клиентами  двух разных расчетных палат. В ряде случаев МРП использует межрегиональную  электронную платежную систему  Банка России, что позволяет оперативно вести электронные расчеты с  регионами, не имеющими клиринговых  центров. [14]

Российское законодательство устанавливает  различные требования к организациям, осуществляющим расчеты по клирингу на основании лицензии Центрального Банка, и к организациям, осуществляющим клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг, на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Указанные различия касаются минимального размера уставного капитала клиринговой организации, внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления клиринговой деятельности и разрабатываемых клиринговой организацией самостоятельно, требований к договорам, заключаемым клиринговым учреждением с участниками клиринга, порядку ведения учета и отчетности. [18]

На практике сегодня клиринговая  организация руководствуется требованиями того органа (Центрального Банка или  Федеральной службы по финансовым рынкам), которым была выдана лицензия на клиринговую  деятельность, и, соответственно, который  осуществляет контроль за деятельностью  той или иной организации.

Противоречия в действующих  нормативно-правовых актах, регулирующих сегодня деятельность по осуществлению  расчетов путем взаимных зачетов  требований и обязательств, породили неопределенность правового статуса  клиринговых учреждений.

Очевидно, что необходимым условием для развития клиринговой деятельности в Российской Федерации является устранение существующих противоречий в законодательстве путем принятия единого унифицированного акта, исчерпывающим  образом определяющего вопросы  правового статуса клиринговых  учреждений.

Таковым документом является одобренный Советом Федерации 2 февраля 2011 года Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности», направленный на создание комплексного правового регулирования клиринговой деятельности, который вступает в силу с 1 января 2012 года. [6]

Законом определяется порядок осуществления  клиринга, требования к организационно-правовой форме клиринговых организаций, к совмещению клиринговой деятельности с иными видами деятельности, а  также требования к органам управления и работникам клиринговой организации и к собственным средствам организации. Документом предусматриваются меры, направленные на снижение рисков в данной сфере. Кроме того, определена роль регулирующего органа - федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и лицензирования клиринговой деятельности.

Федеральная служба по финансовым рынкам в Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года в разделе «Совершенствование клиринговых процедур и расчетов» определила следующее: [20]

 Одной из основных причин  недостаточной  капитализации  российского финансового рынка  являются недостатки клиринговых  процедур и существующих механизмов  расчетов между участниками финансового  рынка, что создает высокие  риски в процессе клиринга  и расчетов по сделкам с  финансовыми активами. Необходимо  создать условия для повышения  надежности системы клиринга  и расчетов на финансовом рынке  и организованном товарном рынке,  а также внедрения международных  стандартов функционирования этой  системы. В этих целях приоритетными  задачами должны стать:

1) создание правовых условий  эффективного функционирования  института «центрального контрагента», в частности:

создание эффективного правового  механизма возникновения, изменения  и прекращения обязательств центрального контрагента;

устранение налоговых проблем, возникающих у центрального контрагента, в частности, а также закрепление  в налоговом законодательстве статуса  «центрального контрагента» как  технической стороны, не имеющей  экономического интереса по соответствующим  сделкам;

создание механизмов для завершения центральным контрагентом расчетов по сделкам в случае нарушения  обязательств перед ним, в частности, использование гарантийных фондов, приобретение или продажа ценных бумаг на рынке (buy-in, sell-out) и (или) иных механизмов;

2) создание правовых условий  повышения эффективности клиринга:

обеспечение завершения расчетов по обязательствам, возникшим в результате клиринга (исключение возможности наложения  ареста и обращения взыскания  на ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для исполнения обязательств по результатам клиринга; исполнение обязательств, определенных по результатам клиринга до момента  открытия конкурсного производства в отношении участника клиринга, и т.д.);

установление правовых оснований  возникновения, изменения и прекращения  обязательств в связи с проведением  неттинга, в том числе в случае осуществления процедуры неттинга без участия «центрального контрагента», а также порядка исполнения обязательств, возникших в результате проведения неттинга;

закрепление правового статуса  клирингового счета, предусматривающего, что зачисление на него ценных бумаг (денежных средств) не влечет перехода права собственности к клиринговой  организации;

легитимация создания и использования  клиринговой организацией гарантийных  фондов и иного обеспечения исполнения обязательств, определенных по результатам  клиринга;

предоставление клиринговой организации  права давать поручения на перевод  ценных бумаг и денег, находящихся  на счетах депо (денежных счетах) участников клиринга, в целях исполнения обязательств, определенных по результатам клиринга;

разработка и внедрение действенных  механизмов минимизации рисков в  процессе деятельности клиринговой  организации (установление требований, соблюдение которых обязательно  при осуществлении клиринговой  деятельности, лицензирование клиринговой  деятельности ФСФР России вне зависимости от того, осуществляется ли клиринг по сделкам, заключенным на финансовом рынке или на организованном товарном рынке);

создание правовых механизмов предоставления ценных бумаг и денег для завершения расчетов (заем, сделки РЕПО), в том  числе предоставление депозитариями  ценных бумаг, находящимися на счетах депо, ведение которых они осуществляют.

Создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени, является ключевым моментом в развитии платежной  системы России.

Переход к работе в режиме реального  времени означает переход к такому уровню качества системно-технических  решений в осуществлении расчетов, когда время, необходимое для  проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет  измеряться секундами, когда момент списания средств со счета плательщика  будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии  полной автоматизации всех организационных  и бухгалтерских процедур при  наличии соответствующей технической  базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В современных условиях клиринг  фактически можно характеризовать  как достаточно сложную особую систему  организации расчетов или совершения платежей с использованием математического  аппарата оптимизации расчетов и  соответствующего программного обеспечения.

Важной особенностью клиринга является возможность зачета в цепочке  требований, возникающих у множества  различных предприятий, в разной степени связанных между собой  поставками и услугами.

На основе клиринга совершаются  межбанковские расчеты в карточных  системах и в системах быстрых  переводов без открытия счета, в  рамках многорейсовой системы и  системы межрегиональных расчетов Банка России. Расчеты между банками  в клиринговых системах осуществляются одним платежом обычно раз в день в виде сальдо входящих и исходящих  платежей. Межбанковский платеж детализируется в процессе обмена реестрами клиентских платежей. Для эффективного клиринга концентрация расчетов необходима в  едином расчетном центре. Чем выше концентрация расчетов, тем с большей  вероятностью входящие платежи для  каждого конкретного банка будут  равны исходящим, сальдо будет близко к нулевому и банкам для завершения расчетов потребуется немного реальных денег.

Следует отметить, что помимо финансовой составляющей (уменьшение платы за платежи) клиринговые взаимозачеты имеют и чисто экономические  выгоды - снижение уровня оборотных  средств организаций и банков, участвующих в хозяйственной  деятельности и увеличение скорости обращения денежной массы (что является относительно не инфляционным источником развития экономики в целом. Все  это обусловливает широкое распространение  этой формы расчетов во всем мире и  в нашей стране).

Информация о работе Клиринговая система расчетов