Клиринговая система расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса проведения клиринговой системы расчетов.
Для реализации обозначенной цели мне необходимо решить ряд задач:
определить значение термина "клиринг", его сущность и назначение;
выделить положительные и отрицательные стороны проведения клиринговых расчетов;
изучить зарубежный опыт построения клиринга;
рассмотреть систему взаимозачетов и связанные с ними риски;
рассмотреть возможные перспективы развития системы клиринговых расчетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы клиринговой системы расчетов................................
1.1. Понятие, содержание и назначение клиринга………………………….5
1.2. Зарубежный опыт проведения клиринговых расчетов…..……………11
1.3. Характеристика видов клиринговых расчетов………………………...15
2. Особенности взаимозачетов и связанных с ними рисков…………….…….
2.1. Содержание и виды взаимозачетов………………………….…………19
2.2. Управление рисками в системе взаимозачетов……………..…………22
3. Направления совершенствования клиринговой системы расчетов………27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………………………………………...34
Приложения

Работа содержит 1 файл

458.docx

— 65.80 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

                     по курсу:            «Деньги. Кредит. Банки»

                     на тему:              «Клиринговая система расчетов»

 

                                   

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические  основы клиринговой системы расчетов................................

     1.1. Понятие,  содержание и назначение клиринга………………………….5

     1.2. Зарубежный  опыт проведения клиринговых  расчетов…..……………11

     1.3. Характеристика  видов клиринговых расчетов………………………...15

2. Особенности взаимозачетов  и связанных с ними рисков…………….…….

     2.1. Содержание  и виды взаимозачетов………………………….…………19

2.2. Управление рисками в системе взаимозачетов……………..…………22

3. Направления совершенствования  клиринговой системы расчетов………27

Заключение……………………………………………………………………....32

Список  литературы……………………………………………………………...34

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современная экономика любой страны представляет собой широко разветвленную  сеть сложных взаимоотношений миллионов  входящих в нее хозяйствующих  субъектов, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимоотношений выступают расчеты  и платежи, в процессе которых  удовлетворяются взаимные требования и обязательства. С помощью денежного  оборота в наличной и безналичной  формах обеспечиваются реализация валового продукта, распределение, перераспределение  и использование национального  дохода. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего  денежного оборота), осуществляется путем:  - записей на счетах плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях; - зачетов взаимных требований; - передачи обращающихся инструментов платежа и другое. [11]

Целью безналичных расчетов является обеспечение своевременного, надежного  и эффективного движения денежных средств  между потребителем и поставщиком  товаров, услуг и эффективное  функционирование безналичных расчетов. Также создание электронных систем перевода денежных средств, действующих  в режиме реального времени, защита банковской информации от несанкционированного доступа, являются целью безналичных расчетов. [12]

Главным направлением развития межбанковских расчетов в России является широкое распространение клиринга - иной формы проведения межбанковских расчетов, основанной на зачете взаимных требований между банками с погашением лишь конечного сальдо по их счетам в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Банка России. Клиринг определяют как осуществление платежей путем взаимозачета требований и обязательств банков.

Клиринг предполагает полную компьютеризацию  всей банковской инфраструктуры, что  позволяет производить расчеты  практически мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-те-лекоммуникационные системы: клиент - банк, банк - филиал, банк - клиринговый центр. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему. Развертывание банковских корреспондентских связей, изучение зарубежного опыта межбанковских расчетов, подавляющую часть которых (до 80%) в развитых странах составляет клиринг, позволили приступить в России с конца 1992 г. к созданию соответствующих технологий и программных продуктов, к организации клиринга через крупнейшие коммерческие банки, клиринговые центры локального характера.

Актуальность выбранной темы объясняется  тем, что система клиринга в настоящее  время является одной из эффективных моделей проведения безналичных расчетов в мире. Это обусловлено тем, что в настоящее время проблема неплатежей рассматривается достаточно остро, так как принимаемые меры по их ликвидации не позволяют радикально изменить ситуацию: уровень неплатежей и различных форм бартерных операций продолжают возрастать.

Целью курсовой работы является изучение процесса проведения клиринговой системы расчетов.

Для реализации обозначенной цели мне необходимо решить ряд задач:

определить значение термина "клиринг", его сущность и назначение;

выделить положительные и отрицательные  стороны проведения клиринговых  расчетов;

изучить зарубежный опыт построения клиринга;

рассмотреть систему взаимозачетов  и связанные с ними риски;

рассмотреть возможные перспективы  развития системы клиринговых расчетов.

 

  1. Теоретические основы клиринговой системы расчетов
    1. Понятие, содержание и назначение клиринга

 

Клиринг (англ. clearing, от clear — очищать, вносить ясность) - система безналичных расчетов, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары и услуги, ценные бумаги. Широко используется как во внутренних, так и в международных расчётах.

Впервые клиринг начал применяться в расчётах между английскими банками в середине 18 в., что было вызвано узостью металлической базы обращения (недостатком золота) и развитием кредитных средств обращения.

В 1775 была создана Лондонская расчетная  палата, в 1852 такая палата была организована в Нью-Йорке, в 1872 - в Париже. Клиринговые  расчеты стали широко применяться  в международных валютных отношениях в период мирового экономического кризиса  в 30-е гг. XX в. Однако особое развитие они получили после 2-й мировой  войны, в условиях расширения международных  экономических связей. [16]

В настоящее время клиринговая  деятельность регулируется Федеральным  законом от 22.04.1996 №39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" (в части клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг), а также рядом подзаконных нормативных актов в отношении клиринга на разных сегментах финансового рынка. Отдельные положения, относящиеся к клирингу, содержатся в Федеральном законе от 10.07.2002 № 8б-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (статья 80), и в Федеральном законе от 20.02.1992 № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой деятельности" (статьи 25, 28 и 36). 28 января 2011 года  Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности», который вступит в силу 1 января 2012 года.

 С возрастанием объема документооборота расчеты через  расчетно-кассовые центры Банка России (РКЦ) осуществляются крайне медленно (задержки могут составлять от нескольких дней до нескольких недель). Поэтому оборот финансовых средств значительно замедлился, что негативно отражается на общем состоянии кредитно-денежной системы страны. Организация расчетов между банками путем установления прямых корреспондентских отношений технически сложна и нерентабельна.

В такой ситуации особое значение приобретает развитие системы банковского  обслуживания на основе клиринга путем  организации сети расчетов через  клиринговые центры или создания такой сети на базе крупнейших коммерческих банков (см. Приложение 1). Расчеты через клиринговые центры не только сокращают сроки документооборота, но и позволяют участникам таких центров использовать временно свободные денежные средства как сверхкраткосрочные кредиты для покрытия временного дебетового сальдо у других агентов, а также проводить обработку информации на базе новейших электронных систем. В настоящее время действуют четыре клиринговых центра.

Клиринговые центры могут создаваться  в виде акционерных обществ открытого  или закрытого типа. Функции клиринга могут взять на себя уже существующие банки. Клиринговый центр открывает  свой корреспондентский счет в Центральном  банке и одновременно получает разрешение на открытие корреспондентских счетов банкам у себя. Документы пересылаются по телефонным или телексным каналам. Прием и передача документов осуществляются с помощью коммуникационного  компьютера клирингового центра. Для  соединения компьютера с банками-участниками  клиринга используются различные каналы связи.

Функции клирингового центра может  выполнять и коммерческий банк, для  чего необходимо открыть в этом банке  корреспондентские счета других банков (в том числе филиалов данного  банка). Для региональных филиалов банков это выгодно, поскольку они имеют  возможность быстро списать (зачислить) средства со своего субкорсчета в  данном банке путем передачи поручения  по телефонным и телексным каналам  связи. Таким образом устраняется промежуточное звено - РКЦ, задерживающее оборот документов. [3]

Основные элементы клиринговой  системы - сеть передачи данных, включающая каналы связи, узлы (центры) коммутации финансовых документов и автоматизированные рабочие места (АРМ) в банках и  клиринговых центрах. Клиринговые  центры напрямую соединяются с РКЦ.

Работа по созданию клиринговой  системы ведется параллельно  многими коммерческими и государственными структурами. По инициативе Ассоциации российских банков и Московского  банковского союза при участии 11 крупнейших банков был создан Московский клиринговый центр. Его главными задачами являются открытие и ведение  корреспондентских счетов коммерческих банков, осуществление взаимозачета по дебетовым и кредитовым оборотам по этим счетам. Московский клиринговый  центр также выполняет значительные объемы банковских услуг: образование  страхового фонда, выдачу банкам-участникам кредита на условиях "овердрафт", ведение факторинговых операций и прочее. [19]

Отличительные особенности клирингового центра и РКЦ:

1. Эти системы имеют разный  юридический статус. РКЦ - низовое  учреждение Центрального банка,  а клиринговые центры - коммерческие  организации, заинтересованные в  получении прибыли от выполнения  соответствующих услуг.

2. У клиринговых центров и  РКЦ разная технология осуществления  межбанковских расчетов. Пересылка  информации в системе РКЦ производится  на основе бумажных носителей  (наряду с этим некоторые банки  по согласованию с Центральным  банком в качестве эксперимента  уже используют телефонные каналы  связи). Система клиринговых центров  предполагает полную компьютеризацию  всей банковской инфраструктуры, что позволит осуществлять межбанковские  расчеты практически мгновенно.

3. Создание клиринговой системы  изначально ориентировано на  оперативное управление финансовыми  ресурсами в сочетании с широким  спектром разнообразных банковских  услуг.

Cостав клиринговых операций:

- прием расчетных документов  от клиентов клирингового учреждения  в электронной форме по каналам  связи;

- ввод с автоматизированных  рабочих мест расчетных документов  с магнитных носителей (допускается  использование документов на  бумажных носителях в соответствии  с "Положением о безналичных  расчетах в Российской Федерации");

- идентификация и контроль поступающих  расчетных документов на наличие  банка - плательщика и банка  - получателя в базе данных  клирингового учреждения;

- контроль на наличие заявленной  к платежу суммы на счете  банка - плательщика;

- открытие и ведение счетов  клиентов клирингового учреждения  по внутренним и внешним проводкам;

- сортировка (адресование) первичных  и результирующих расчетных документов  для проводки и последующей  рассылки;

- осуществление проводок расчетных  документов по счетам клиентов  клирингового учреждения с зачетом  взаимных платежей, формированием  сводных авизо;

- перерасчет валютного курса;

- печать выписок по счетам  клиентов на основании электронных  прототипов;

- подведение баланса по окончании  операционного дня;

- рассылка выписок по счетам  клиентов, других отчетных документов (по каналам связи в электронной  форме, на магнитных или бумажных  носителях) клиентам и банкам - корреспондентам в соответствии  с регламентом обслуживания;

- передача отчетных документов  в ЦБ РФ в устанавливаемых  формах, порядке и сроках. [10]

Конкретная реализация указанных  операций определяется внутренними  для клирингового учреждения "Правилами (технологией) проведения расчетных (клиринговых) операций через клиринговое учреждение" с учетом требований ЦБ РФ к форматам передаваемых сообщений, методам и  средствам защиты информации, шифрования, электронной подписи и т.д.

Для осуществления клиринга определяется позиция сделки, то есть соотношение  требований и обязательств участника  сделки. Если требования и обязательства  равны, то позиция называется закрытой, если не равны - открытой. Открытая позиция  считается длинной, если требования данного участника превышают  его обязательства (он имеет на своем  счете больше средств, чем ему  нужно для исполнения своих обязательств по сделкам). В противоположном случае открытая позиция называется короткой.

Информация о работе Клиринговая система расчетов