Клиринговая система расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса проведения клиринговой системы расчетов.
Для реализации обозначенной цели мне необходимо решить ряд задач:
определить значение термина "клиринг", его сущность и назначение;
выделить положительные и отрицательные стороны проведения клиринговых расчетов;
изучить зарубежный опыт построения клиринга;
рассмотреть систему взаимозачетов и связанные с ними риски;
рассмотреть возможные перспективы развития системы клиринговых расчетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы клиринговой системы расчетов................................
1.1. Понятие, содержание и назначение клиринга………………………….5
1.2. Зарубежный опыт проведения клиринговых расчетов…..……………11
1.3. Характеристика видов клиринговых расчетов………………………...15
2. Особенности взаимозачетов и связанных с ними рисков…………….…….
2.1. Содержание и виды взаимозачетов………………………….…………19
2.2. Управление рисками в системе взаимозачетов……………..…………22
3. Направления совершенствования клиринговой системы расчетов………27
Заключение……………………………………………………………………....32
Список литературы……………………………………………………………...34
Приложения

Работа содержит 1 файл

458.docx

— 65.80 Кб (Скачать)

Клиринг различается также по видам  сделок. В частности, на биржевом рынке  ценных бумаг выделяют клиринг по срочным сделкам, а также по прочим сделкам с ценными бумагами.

В зависимости от периодичности  проведения клиринг может быть:

- разовым (проводится периодически по мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности);

- постоянно действующим (осуществляется периодически независимо от состояния требований и обязательств участников клиринга). [9]

Существует так называемый "локальный" клиринг: осуществление взаиморасчетов между конкретными организациями (субъектами хозяйствования) посредством использования собственных схем зачета на основе тех или иных платежных инструментов и институтов. Хозяйственный клиринг обычно строится на основе использования квазиденежных инструментов, таких как разнообразные формы векселей.

Существует также международный клиринг, представляющий собой систему безналичных расчетов между странами на основе международных платежных соглашений (клиринговые соглашения, валютный клиринг). В этом случае погашение сальдо расчетов может быть предусмотрено товарными поставками (клиринг с неконвертируемым сальдо) либо путем платежей в золоте или указанной в соглашении свободно конвертируемой валюте. Необходимость в международном клиринге существует прежде всего у государств, национальные валюты которых являются неконвертируемыми, а резервы свободно конвертируемых валют и золота ограничены.

Банковский клиринг -  система межбанковских безналичных расчётов, осуществляемых через расчётные палаты и основанных на взаимном зачёте равных платежей друг другу, включает в себя:

- клиринг, осуществляемый посредством учреждений ЦБ РФ;

- межбанковский       клиринг,       основанный       на       системе корреспондентских отношений; 

-  внутрибанковский (межфилиальный) клиринг.

Межбанковский клиринг - это система безналичных расчетов между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц. Право на его осуществление предоставляется по специальному дополнению к лицензии, выдаваемой Банком России расчетной небанковской кредитной организации (НКО).

Другой разновидностью банковского  клиринга является межфилиальный (внутрибанковский ) клиринг - взаимозачет между филиалами и отделениями крупного банка.

Валютный клиринг представляет порядок проведения международных расчётов между странами, основанный на взаимном зачёте платежей за товары и услуги, обладающие равной стоимостью, исчисленной в так называемой клиринговой валюте по согласованным ценам.

Товарный клиринг — безналичные расчёты между предприятиями за поставленные, проданные друг другу ценные бумаги или товары и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности взаимозачетов и связанных с ними рисков.
    1. Содержание и виды взаимозачетов.

 

 

Сущность зачета взаимных требований (взаимозачета) состоит в том, что  равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников  друг к другу погашаются, а платежи  осуществляются лишь на разницу.

К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования-поручения, платежные  поручения, расчетные чеки и др. При  зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они  требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Взаимозачеты могут проводиться между двумя сторонами, групповые и межотраслевые.

Путем взаимозачета могут быть погашены требования:

- срок  которых наступил; - срок которых не указан; - срок которых определен моментом востребования.

Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.

Постоянно действующие периодические расчеты по сальдо производятся обычно один раз в десять дней между двумя хозяйственными организациями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы к платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются сразу покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон выверяют счета взаимных расчетов, устанавливают, в чью пользу имеется сальдо, и на эту сумму выписывают либо платежное поручение, либо другой расчетный документ, который совершает традиционный документооборот.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии. Незачтенный остаток средств погашает сторона, которая должна была больше заплатить. Разовые групповые зачеты могут проводить банки на определенную дату (конец квартала, начало года) для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженности юридических лиц по расчетам друг с другом.

В зависимости от способа осуществления  взаимозачетов различают простые (обычные) и сложные (усложненные) взаимозачеты.

Простой взаимозачет проводится между двумя лицами в отношении встречных однородных требований. Проведение сложного (усложненного) зачета характеризуется отсутствием встречных однородных требований у сторон предполагаемого взаимозачета и наличием третьего лица, что обусловливает необходимость совершения дополнительных действий путем совершения других сделок и искусственного создания взаимной задолженности между будущими участниками зачета. Создание задолженности между будущими участниками формируется, как правило, путем осуществления между одним из них и третьим лицом уступки права требования или перевода долга. Сложные зачеты можно разделить на два подвида:

- взаимозачеты, усложненные уступкой  права требования;

- взаимозачеты, усложненные переводом  долга.

В первом случае уступка права (требования) первоначального кредитора передается новому кредитору по сделке, то есть первоначальный кредитор из обязательства  выбывает, а его место занимает новый кредитор. Новому кредитору  должно быть произведено исполнение должником. Во втором случае перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.

Статья 411 ГК РФ оговаривает случаи недопустимости зачета. Не допускается зачет требований:

- если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

- о взыскании алиментов; 

- о пожизненном содержании;

- в иных случаях, предусмотренных законом или договором взаимозачета. [1]

Основанием для проведения взаимозачета является взаимная задолженность. Ситуация осложняется тем, что предприятие, как правило, имеет отношения  и взаимную задолженность со многими  контрагентами, в результате чего при  выявлении взаимной задолженности  могут возникнуть ошибки. Поэтому  во избежание ошибок необходимо:

- вести четкий и конкретный  аналитический учет задолженности  по контрагентам предприятия;

- выявлять размер взаимной задолженности  с участием каждого контрагента  в отдельности.

В соответствии с законодательством, для зачета достаточно заявления  одной стороны. Однако заявление  является одним из способов оформления взаимозачета. Оптимальным вариантом  взаимозачета является проведение его  по соглашению сторон - путем оформления каждого взаимозачета одним из документов:

- акт сверки погашения взаимной  задолженности;

- протоколом проведения взаимозачета;

- соглашением о погашении взаимных  обязательств (см. Приложение2).

Вышеуказанные документы будут  являться юридическим основанием для  отражения погашения задолженности  в бухгалтерском учете предприятий, осуществляющих зачет.

На основании выверенной взаимной задолженности предприятия составляют Протокол (Акт) о зачете взаимных требований, где указываются основание возникновения  задолженности, сумма задолженности  и сумма, на которую проводится взаимозачет. Данный документ подписывается полномочными представителями сторон.

Эффективность расчетов путем зачета взаимных требований определяется как  частное отделения зачтенной  части платежей к общей сумме  оплаченных документов в процентах. Чем выше этот показатель, тем эффективнее  зачет.

 

 

 

    1. Управление рисками в системе взаимозачетов.

 

 

Клиринговая     деятельность     сопряжена,     как     правило,     со следующими видами рисков:

1) Финансовые риски: 

- риск ликвидности;

- кредитный риск;

- системный риск.

2) Технические риски. 

3) Операционные риски. 

4) Правовые (юридические) риски. 

Риск ликвидности - риск, заключающийся  в том, что противоположная сторона  сделки не способна выполнить свои обязательства на полную сумму денежных средств в надлежащий срок, но способна выполнить их в некоторое неопределенное время в будущем.

Кредитный риск - риск того, что участник клиринга, имеющий задолженность, не способен выполнить свои обязательства  на полную сумму ни в надлежащий срок, ни в любой момент после  этого.

Кредитные риски в случае несостоятельности  участника клиринга, т.е. бездействия  участника в части завершения перевода денежных средств или неспособности  завершить перевод в соответствии с достигнутым соглашением по причинам, которые не являются техническими или временными, как правило, в результате банкротства, включают:

-  риск потери основной суммы  - риск того, что продавец базисного  актива поставит актив, но не  получит денежных средств, или,  что покупатель базисного актива  выполнит платеж, но поставка  базисного актива не будет  произведена. В этом случае  полная стоимость базисного актива  или сумма денежных средств  составляет размер риска; 

-  риск потери по возмещению - риск того, что по причине  отказа контрагента от сделки  с базисным активом участник  клиринга может потерять прибыль,  так как из-за ранее принятых  на себя обязательств участнику  клиринга потребуется повторно  провести сделку с таким же  активом на изменившихся условиях, возможно в худшую сторону. 

Системный риск - риск, связанный с  неспособностью участника клиринга выполнить свои обязательства, что  приводит к неисполнению своих обязательств другими участниками клиринга. Иными  словами, это риск, при котором  риски ликвидности, возникшие у  одних участников клиринговых расчетов, могут привести к появлению аналогичных  рисков у других участников клиринговых  расчетов, планирующих свои платежи  в расчете на поступления средств  от неликвидных участников клиринговых  расчетов.

Технические  и операционные риски  часто объединяют в одну группу. Представляют собой риски непроведения клиринга и расчетов вследствие аварийных  ситуаций, из-за сбоев в работе технических    и    программных    средств,    информационных    систем, технических  ошибок персонала при проведении операций, риски сбоев в операционных процедурах и иных умышленных или  неумышленных действий персонала.

Правовые риски - риски, связанные  с недостаточной юридической  защищенностью сторон, риски возникновения  правовых споров между участниками  клиринга и клиринговой организацией, которые могут вызвать или  усугубить риск ликвидности или  кредитный риск из-за нечеткого формулирования прав и ответственности сторон в Правилах проведения клиринга, некорректного оформления Договора о клиринге, а также из-за несовершенства правовой основы проведения клиринга или неттинга.

Риск, возникающий в связи с  осуществлением взаимозачета, может  быть урегулирован несколькими путями. Центральный банк, выступая в роли учреждения, осуществляющего контроль за бесперебойным функционированием  системы платежей, представляет собой  одного из основных кредиторов и является расчетным агентом при проведении большей части клиринговых операций, что обуславливает и его решающую роль в определении принципов  управления факторами риска и  обеспечении того, чтобы каждый из участников клиринговой системы  следовал этим принципам. Кроме того, немаловажную роль в управлении рисками  играют и сами клиринговые палаты, определяющие порядок обслуживания кредитных учреждений, деятельность которых сопряжена с высокой  степенью риска, а также осуществляющие урегулирование других проблем, связанных  с различными видами финансового  риска. Для управления рисками клиринговых  платежей обычно используются следующие  методы:

Информация о работе Клиринговая система расчетов