Исламский банкинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия исламского банкинга, его сущности и роли в экономике.
Основные задачи:
1) рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
2) выявить отличия исламских банков от западных;
3) проблемы развития исламского банкинга;
для чего исламских банкинг в России.

Содержание

ведение………………………………………………………………………. 3
История становления исламского банкинга……………………………. 4
Деятельность исламских банков…………………………………………6
Сущность исламского банкинга………………………………………..
Запреты исламского банкинга…………………………………………. 7
Принципы деятельности исламских банков………………………….. 8
Основные разрешенные источники прибыли………………………… 9
Как получить кредит в исламском банке………………………………11
Формирование пассивов в исламских банках………………………..... 12
Текущие и сберегательные счета………………………………………
Инвестиционные счета…………………………………………………16
Исламская валюта: золотой динар……………………………………..18
Исламский банкинг на сегодняшний день………………………………23
Исламский банкинг в России…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.95 Кб (Скачать)

     На  сегодняшний день насчитывается  около 300 крупных исламских финансовых институтов, управляющих портфелем  активов, оцениваемым примерно в 500 млрд. долларов США. Если на Востоке основными центрами развития исламского банкинга являются Малайзия и государства Среднего Востока, то на Западе таким центром становится Великобритания. Данный факт является результатом развитой финансовой инфраструктуры Великобритании и стремления правительства страны вывести систему законодательства на такой уровень, который позволит исламскому банкингу успешно функционировать наряду с традиционной банковской системой.

     В своем развитии исламский банкинг  сегодня сталкивается со следующими основными проблемами.

     Кадры. Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламского банкинга создает потребность в квалифицированных кадрах. Текущие возможности учебных заведений, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии удовлетворить такую потребность. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Кроме того, возросшая стоимость поиска и найма квалифицированного персонала вынуждает финансовые институты перевести фокус с найма на сохранение существующих кадров. Для успешной работы данного механизма необходимо наличие хорошо организованной кадровой функции, финансового стимула, здоровой и привлекательной рабочей атмосферы.

     Конкуренция. Несмотря на растущий интерес к исламскому банкингу, он все еще находится на ранней стадии своего развития. Выход на рынки сопряжен с все возрастающей конкуренцией со стороны традиционных банков, начавших предлагать продукты исламского банкинга (путем открытия «исламских окон»), трансформацией традиционных банков в исламские и появлением новых игроков на рынке. Текущее падение цен на нефть и снижение уровня временно свободной ликвидности также сказывается на возможностях исламских банков конкурировать с традиционными на западных финансовых рынках.

     Избыточная  ликвидность. Отсутствие эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами. Ограниченные возможности для инвестиций, согласно принципам ислама со стороны банков, в свою очередь приводят к необоснованному завышению стоимости активов.

     Управление  рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам по сравнению с общими для банковской индустрии. Такие риски включают в себя риск соответствия принципам шариата, правовые риски и т.п. Принимая во внимание расширение института исламского банкинга, функция управления рисками в исламских финансовых институтах должна обеспечить не только управление такими рисками, но и стабильное развитие индустрии.

     Стандартизация. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов.

     Следование  шариату. Следование принципам шариата является основным условием работы исламских банков. Данный вопрос напрямую связан с проблемами воспитания квалифицированных кадров и управления рисками, описанными выше. Исламские учебные заведения не в состоянии удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах возрастающего числа исламских финансовых институтов. Различия в интерпретации положений шариата также вызывают необходимость в квалифицированных кадрах для выработки единой позиции по механизмам работы продуктов исламского банкинга.

     Данные  факты говорят о том, что исламский  банкинг представляет собой комплексный  механизм, которому еще предстоит  пройти определенные этапы на пути своего развития. Однако, несмотря на существующие вопросы, он является тем самым институтом, который доказал свою состоятельность  и способность работать во время  глобального финансового кризиса [12].

6. Исламский банкинг в России 

     Единственным  банком, который на территории России в основу своей стратегии положил  оказание услуг для части населения, исповедующей ислам, был Международный коммерческий банк ЗАО «Бадр-Форте Банк».

     Зарегистрирован 11 сентября 1991 года первоначально в  форме акционерного общества закрытого  типа как «Межрегиональный акционерный коммерческий банк «Форте-банк». 28.06.2000 перерегистрирован в «Международный Коммерческий Банк ЗАО «Бадр-Форте Банк».

     4.12.2006 Центральный банк Российской  Федерации отозвал у Бадр-Форте  Банка лицензию на осуществление  банковских операций.

     По  данным Банка России, Бадр-Форте  банк допускал грубые нарушения законодательства о противодействии отмыванию  преступных доходов, в том числе  в части порядка и сроков направления  в Росфинмониторинг сообщений об операциях, подлежащих обязательному  контролю. Банк не соблюдал обязательные нормативы ликвидности, порядок  формирования резервов по ссудам, а  также не выполнял предписания Банка  России. В мае – августе 2006 г. по счетам клиентов Бадр-Форте банка  проведены операции в размере 33,8 млрд. руб., имеющие признаки сомнительных сделок. В октябре 2006 года у Бадр-Форте  банка имелись основания для  осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Арбитражный суд г. Москвы 26.01.2007 принял решение о ликвидации ЗАО МКБ «Бадр-Форте Банк» [4].

     В марте 2009г. в Москве прошла Первая международная  конференция, посвященная исламскому банкингу, после которой банк «ВТБ»  объявил о своем намерении  развивать в России и странах  СНГ финансовые услуги, которые соответствуют  нормам шариата. В апреле, по сообщению Совета муфтиев России, было запущено социологическое исследование по исламским финансам в России. Целью исследования стало выявление потенциального уровня спроса в России на продукты и услуги исламских финансово-экономических институтов. Последние полгода русские экономисты изучали мусульманский банкинг и знакомились с опытом других стран — Саудовской Аравии, Малайзии, Алжира и Великобритании. Кульминацией этих обсуждений стала разработанная 10 декабря 2009г. на международной конференции «Исламское финансирование: перспективы развития в России» программа о применении исламского банкинга в России. Там же было принято решение о необходимости создания профессиональной организации в России по исламскому финансированию. В результате в феврале 2010 года была создана Российская Ассоциация экспертов по исламскому финансированию, миссией которой является формирование в России профессионального сообщества специалистов в области исламского финансирования.

     Все мероприятия, посвященные исламским  финансам, проходили при организации  и активном участии российских мусульман. Их просьбы и обращение к власти наконец были услышаны. По сообщению Vesti.ru,  27 марта 2009 года Дмитрий Медведев заявил: «Россия заинтересована в расширении сотрудничества с Организацией исламская конференция». И, судя по всему, планы России в отношении арабских стран носят длительный и серьезный характер [7].

     Причиной  столь повсеместного интереса к  мусульманским финансам в этом году может быть начавшийся летом 2008 года кризис. Эксперты Московского Центра Карнеги считают, что, начавшись с американского ипотечного сектора, кризис «охватил всю мировую финансовую систему (американского образца) и распространился на другие сферы экономики»; вместе с тем экономики мусульманских стран «понесли минимальные потери» – утверждает Камиль Исхаков, постоянный представитель РФ в ОИК. Это заставило аналитиков-экономистов из разных стран пересмотреть свои взгляды в отношении мировых экономических процессов и, вероятно, обратить внимание на исламский банкинг как альтернативу существующей американской модели [8].

     22 марта 2010 года в Казани создана  Татарстанская международная инвестиционная  компания – первая инвестиционная компания, работающая в соответствии с нормами ислама. Крупнейшими участниками Татарстанской международной инвестиционной компании станут правительство республики и Исламский банк развития. Помимо них средства в капитал нового финансового института также вносят инвестиционные группы из Саудовской Аравии, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Йемена.

     Новый финансовый институт должен работать по принципу исламского инвестиционного  банка - то есть не будет использовать кредитные средства в их традиционном понимании, выходить на рынки производных  финансовых инструментов. А также  будет делить с клиентами не только прибыли от инвестирования в тот  или иной бизнес, но и убытки - по принципу долевого участия. Впоследствии и капитал института, и число  его участников могут увеличиваться. Появление новых механизмов для  вложений, безусловно, позитивно для  индустрии в целом, тем более  в стране, где около 20 миллионов  человек исповедуют ислам. Недавно в России появилась и первая страховая компания, работающая по законам шариата. Очевидно, что исламскому финансовому сектору есть куда развиваться в России. Эксперты говорят, что во многом успешность этого процесса будет зависеть от информированности потенциальных клиентов, а значит, и от маркетинга участников рынка [13].

 

Заключение 

     Исламские банки — финансовые институты, действующих  на основе принципов мусульманской  религиозной этики, в корне отличающейся от устоев западной банковской системы. В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане — банковская система целиком функционирует на основе принципов шариата. 

     Исламский банкинг представляет собой комплексный механизм, которому еще предстоит пройти определенные этапы на пути своего развития. Однако, несмотря на существующие вопросы, он является тем самым институтом, который доказал свою состоятельность и способность работать во время глобального финансового кризиса.

     Как видно, ведение работы на основании  принципов исламского банкинга позволило  исламским финансовым институтам по большей части избежать рисков и  проблем, приведших западное финансовое сообщество к кризису. Я считаю, что если по пути принципов шариата пойдут и другие банки, то вполне возможно, что таким образом удастся повлиять на потребительский спрос и поставить экономику на ноги.

     За  последние несколько лет по некоторым  показателям исламские банки  даже смогли обогнать классические финансово-кредитные  институты. Этому есть два объяснения. Во-первых, исламские банки накапливают  опыт работы, в том числе и с  западными партнерами. Во-вторых, роль играет и нравственная сторона. Для  мусульманина очень важно знать, что его деньги используются на богоугодные  дела. Именно такую гарантию и дает исламский банк. 

 

     

Библиографический список 

  1. Аверин  Игорь «исламские банки – кто  они?»/ электронный ресурс/ режим  доступа: http://www.knukim-edu.kiev.ua/?id=649&view=articleж.
  2. Алан Бадов «Деньги - дар Аллаха»/ электронный ресурс/ режим доступа: http://rusotechestvo.narod.ru/finansy/f10.html.
  3. Банки не берущие или берущие символические проценты, мусульманские банки/ электронный ресурс/ режим доступа:   http://soraman.livejournal.com/33431.html.
  4. Банкинг по законам шариата/ электронный ресурс/ режим доступа:  http://bankir.ru/publication/article/1382781.
  5. Инвестори/ Елена Снежко «Деньги по законам шариата»/ электронный ресурс/ режим доступа:  http://investory.com.ua/community/blog09/denjgi_po_zakonam_6ariata/.
  6. Инвестори/ основные принципы исламского банкинга/ электронный ресурс/ режим доступа:   http://investory.com.ua/community/blog09/denjgi_po_zakonam_6ariata/.
  7. Вести/ электронный ресурс/ режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=268153&m=1.
  8. Смена курса/ Что такое исламское финансирование и для чего оно в России?/ электронный ресурс/ режим доступа:  http://religo.ru/analytics/smena-kursa/.
  9. Московский центр Карнеги/ электронный ресурс/ режим доступа: http://www.carnegie.ru/ru/topic/79431.htm.
  10. Михаил Селезнев «Исламские банки: бизнес по шариату»/ электронный ресурс/ режим доступа:  http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=56313.
  11. Исламская экономика/ электронный ресурс/ режим доступа: http://www.islamic-economy.ru/3-2.html.
  12. Исламский банкинг: ответ кризису/ банковское обозрение/электронный ресурс/ режим доступа: http://bo.bdc.ru/2009/8/islam_bank.htm.
  13. В России создана первая инвестиционная компания/ электронный ресурс/ режим доступа: http://bredeshok.com/vrossii/v-rossii-sozdana-pervaya.
  14. Золотой динар/ википедия/ электронный ресурс/ режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_динар. 

Информация о работе Исламский банкинг