Исламский банкинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия исламского банкинга, его сущности и роли в экономике.
Основные задачи:
1) рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
2) выявить отличия исламских банков от западных;
3) проблемы развития исламского банкинга;
для чего исламских банкинг в России.

Содержание

ведение………………………………………………………………………. 3
История становления исламского банкинга……………………………. 4
Деятельность исламских банков…………………………………………6
Сущность исламского банкинга………………………………………..
Запреты исламского банкинга…………………………………………. 7
Принципы деятельности исламских банков………………………….. 8
Основные разрешенные источники прибыли………………………… 9
Как получить кредит в исламском банке………………………………11
Формирование пассивов в исламских банках………………………..... 12
Текущие и сберегательные счета………………………………………
Инвестиционные счета…………………………………………………16
Исламская валюта: золотой динар……………………………………..18
Исламский банкинг на сегодняшний день………………………………23
Исламский банкинг в России…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.95 Кб (Скачать)

     Инвестиционное  финансирование реализуется исламскими банками в форме:

  • совместной коммерческой и инвестиционной деятельности;
  • долевого участия банка в капитале предприятия путем приобретения его акций;
  • вложений в различные виды ценных бумаг, соответствующих требованиям мусульманского права;
  • совместных арендных операций банка и клиента [11].
 
 
 

4. Исламская валюта: золотой динар 

     Проект  «золотого (исламского) динара», связанный с проблемой возвращения к золотому стандарту, то есть денежной системе, при которой наличные деньги могут быть свободно обменены на золото, был предложен на обсуждение в 2001 году малазийским премьер-министром и в то же время министром финансов доктором Махатиром Мохаммадом. Идея «золотого динара» была впервые выдвинута членами одного из суфийских братств, Умаром Ибрахимом Вадильо и 'Абд ал-Кадиром ас-Суфи.

     Основной  целью проекта называют аккумуляцию  обеспеченного золотом капитала в мусульманском мире. В основе проекта лежит идея «золото в  обмен на энергетические ресурсы». Проект основывается на заключении договоренностей между мусульманскими странами-участниками проекта, которые должны построить клиринговую систему расчетов золотым динаром, основанную на принципе взаимозачетов.

     Таким образом, проект «золотого динара»  подразумевает создание международной  валюты для внутри- и внешнеэкономических  операций между её участниками и  построения надежной финансовой системы.

     О золотом стандарте не случайно заговорили именно в мусульманском мире. Идея мусульманской валюты, обеспеченной драгоценным металлом, очень стара. Ей около полутора тысяч лет. Динар упоминается в Коране. В соответствии с кораническими аятами это была монета из золота в 24 карата, или 4,25 грамма. Мусульманам предписывается использовать такие деньги при совершении сделок, выплате очистительного налога (закята) и для сбережений.

     Понятие золотого стандарта имеет особое значение у мусульман. Запреты ислама в экономической сфере были сформулированы в эпоху, когда невозможно было представить себе денежную систему, где золото не играет практически никакой роли. В частности, в высказываниях Пророка Мухаммеда, осуждающих ростовщическую практику (риба), говорится о золоте и серебре.

     В целом, появление бумажных денег  не оказало существенного влияния  на представления мусульман о  запрете ростовщической практики, поскольку  бумажные деньги, равно как и монеты из других металлов, обеспечивались золотом. Более того, в мусульманском мире издавна были распространены различные  виды оборотных документов, таких  как суфтаджа, сакк и др., принимавшиеся  к оплате наряду с обычными металлическими деньгами.

     Что касается сегодняшних дней, известно, что некоторые мусульманские  ученые отрицают за банкнотами функции  денег. С другой стороны, в мусульманском  мире находились интерпретаторы, доказывавшие, что некоторые виды финансовых сделок не подпадают под исламский запрет ростовщичества.

     Центральной структурой в исламском финансовом мире считается Исламский банк развития (ИБР), в создании которого приняли  участие более 55 исламских государств с общим населением примерно в 1.1 млрд. человек. Эти государства обладают не только потенциалом роста населения, но и значительными сырьевыми ресурсами.

     Большая часть государств, входящих в ИБР, зависима от ситуации на сырьевых рынках и от доллара, поскольку США и Европа являются основными покупателями ближневосточной нефти, североафриканского газа и индонезийского олова. А сырьевые поставки из исламских стран напрямую привязаны к американскому доллару, посредством которого и осуществляются экономические отношения между Востоком и Западом.

     Валюты  всех шести стран, кроме Кувейта, наглухо привязаны к американскому  доллару, и с 1992 года их курс не менялся, исходя из соотношения $1 = 3.76 саудовского  реала. Естественно, что соотношение  между иеной, евро, швейцарскими франками и валютами стран нефтяной шестерки менялось в зависимости от курса доллара по отношению к этим мировым валютам.

     Таким образом, предложение премьер-министра и одновременно министра финансов Малайзии Махатира Мохамада стало кардинальным шагом по уменьшению внешней зависимости  экономик исламских стран.

     Летом 2001 года премьер-министр Малайзии Махатир  Мохамад заявил о намерении провести семинар с целью обсуждения проекта  золотого динара в качестве новой  мировой валюты . На семинар прибыли  два человека: Раис Умар Ибрагим  Вадило и Шейх Абдалгадир ас-Суфи, которых  принято считать создателями  идеи возрождения золотого динара.

     В марте 2002 года было предложено ввести золотой динар для расчетов между  исламскими странами. При этом было установлено, что его не обязательно  использовать в повседневных расчетах: достаточно было и того, чтобы запасы новой международной региональной валюты хранились в центральных  банках стран-участников проекта.

     Западные  информационные агентства оценили  подобные заявления как удар по доллару  США. Одновременно на Западе заговорили об оттоке капиталов в пользу исламских  стран. Речь шла о сумме приблизительно в $1 триллион.       

     Малазийский премьер утверждает, что одной  из главных причин, побудивших его  к реализации проекта, является необходимость  противодействия экономическим  кризисам, подобным тому, который потряс Индонезию и Малайзию в 1997—1998 гг. По его словам, бумажные деньги не имеют постоянной внутренней стоимости, что делает их хорошим инструментом манипуляции и арбитража, что и наблюдалось при последнем азиатском кризисе.

     По  мнению премьера, если колебания золотого динара будут привязаны к колебанию  цен на золото, удастся в дальнейшем избежать неурядиц, имевших место  в прошлом. Более того, риски спекуляций с новой валютой, по его мнению, будут сведены к минимуму, а  это значит, что международная торговля получит достаточно стабильный инструмент для расчетов, практически не нуждающийся в хеджировании. Он также предложил связать цены на внутренних рынках золотым стандартом, привязав национальные денежные единицы к золотому динару. Таким образом, исламские рынки могут вернуться к золотому стандарту, основанному на золотом динаре как инструменте расчетов и резервной валюте стран, поддержавших проект премьер-министра Малайзии.

     С первых дней своего существования международный  проект по возвращению к золотому динару имел не только экономический, но и политический аспект. Возврат  к золотому динару был тесно увязан некоторыми религиозными деятелями  с возрождением халифата. Между тем  руководство Малайзии продолжало искать союзников по проекту создания зоны золотого динара. Золотой динар давно  вызывал интерес на Ближнем Востоке. Постепенность во введении золотого динара, по утверждению сторонников  проекта, позволила бы избежать дефицита золотого сырья для изготовления монет. На повестке дня встал вопрос о налаживании прочных экономических  отношений Малайзии со странами-производителями  и -экспортерами золота и серебра.

     На  сегодняшний день участниками системы  золотого динара являются Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман. Планировалось, что золотой динар будет введен в оборот в 2003 г., а к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире.

     В настоящее время Малайзия использует золотой динар в расчетах с Брунеем, Ираном, Бангладеш, Йеменом, Мальдивами и некоторыми другими мусульманскими странами. Попытки использовать золотой динар в расчетах стран—членов ОПЕК наталкиваются на активное противодействие со стороны МВФ.

     Осуществление проекта «золотого динара», как  и многие другие проекты глобального  уровня, сталкивается с определенными  препятствиями. К числу основных, которые выделяют эксперты и аналитики, можно отнести следующие:

  • сравнительная закрытость мусульманского мира, что усложняет развитие активных отношений с Западом: сегодня в центральных банках многих стран, исповедующих ислам и ориентирующих своих граждан на исламский уклад ведения финансовых операций, до сих пор существует понятие «информационного эмбарго», что, по мнению западных журналистов, существенно осложняет активное выстраивание экономических отношений, которое требуется для необходимого уровня экономической интеграции между странами Запада и Востока;
  • не менее серьёзным препятствием является и то, что многие склонны рассматривать проект золотого динара как вызов США и контролируемым ими международным финансовым организациям, учитывая запрет МВФ использовать золото в качестве международного платежного средства. По мнению некоторых экспертов, ввод золотого динара может вызвать обвал доллара и евро;
  • к одним из существенных препятствий реализации проекта «золотого динара» также относят неоднородность исламского мира: среди них есть страны более или менее подверженные (в основном те страны, которые сравнительно недавно избавились от колониального бремени) и страны не подверженные (те страны, которые никогда не были колониями) западному влиянию;
  • существенный разрыв в социально-экономическом развитии;
  • политические предпочтения;
  • идеологическая разнородность (ислам исповедуется на разных уровнях в разных странах, к тому же по разным направлениям и толкованиям).

     Введение золотого стандарта проще осуществить странам со стабильной экономикой, поскольку для вхождения в новую денежную зону страна должна обладать самодостаточным внутренним товарооборотом с развитой промышленностью и потреблением отечественных товаров, или же её экономика должна быть достаточно сильной, чтобы выдержать растущий внешний долг, увеличивающийся в результате создания собственной развитой промышленности, а также необходимыми социальными условиями, чтобы выдержать денежную эмиссию для обслуживания внешних долгов или для стимулирования промышленности [14].

5. Исламские банки на сегодняшний день 

     Согласно  данным Euromoney Islamic Finance Review, сектор исламского финансирования является самым быстрорастущим на планете, набирая ежегодно 15-20% роста. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, а его  годовые обороты составляют около $800 млрд. Ожидается, что к 2016 году общие  активы исламских банков и финансовых институтов вырастут до $1 трлн. Прошлый год закончился для исламских банковских учреждений весьма успешно, особенно на фоне рушащихся по всему миру как карточные домики финансовых гигантов. По итогам III квартала прибыль мусульманских банков возросла на 58%. Весь секрет – в принципах шариата, которые не позволяют кредиторам ввязываться в рискованные сделки, а значит – и вкладывать в виртуальные активы, на которых и «погорела» западная финансовая система. Единственное, во что они могут инвестировать, – это реальные активы. А финансовые операции должны уподобляться торговым. Благодаря всему этому банки постоянно повышают размеры своих активов, отличаются высокой ликвидностью и высоким коэффициентом адекватности капитала.

     Исламский банкинг устроен гораздо эффективнее, чем американо-европейский. Это видно  не только по финансовым результатам  за прошедший год, но и подтверждается исследованием МВФ «Исламские банки  и финансовая стабильность», проведенным  прошлым летом. Авторы исследования рассмотрели результаты деятельности 77 исламских и 397 традиционных банков за 12 лет. Оказалось, что небольшие  исламские банки, активы которых  не превосходили $1 млрд., на треть эффективнее  западных финансовых учреждений такого же размера и на четверть – тех, активы которых превышают $1 млрд. В МВФ секретом успеха считают индивидуальный подход к компаниям-клиентам, который позволяет проводить более качественную оценку рисков. Кроме того, мусульманские банки заинтересованы не в исправном поступлении платежей по кредиту, а в прибыли компании-должника, поэтому подбирают заемщиков тщательнее, чем это делается на Западе [5].

Информация о работе Исламский банкинг