Исламский банкинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение понятия исламского банкинга, его сущности и роли в экономике.
Основные задачи:
1) рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
2) выявить отличия исламских банков от западных;
3) проблемы развития исламского банкинга;
для чего исламских банкинг в России.

Содержание

ведение………………………………………………………………………. 3
История становления исламского банкинга……………………………. 4
Деятельность исламских банков…………………………………………6
Сущность исламского банкинга………………………………………..
Запреты исламского банкинга…………………………………………. 7
Принципы деятельности исламских банков………………………….. 8
Основные разрешенные источники прибыли………………………… 9
Как получить кредит в исламском банке………………………………11
Формирование пассивов в исламских банках………………………..... 12
Текущие и сберегательные счета………………………………………
Инвестиционные счета…………………………………………………16
Исламская валюта: золотой динар……………………………………..18
Исламский банкинг на сегодняшний день………………………………23
Исламский банкинг в России…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.95 Кб (Скачать)

     Третий  источник прибыли, доля которого самая  большая, это комиссионные операции. Конечно, и западные, и российские финансовые институты взимают комиссии за свои услуги, но нигде этот вид  дохода так не популярен, как в  исламских банках. Существует много  видов операций, за которые исламские  банки взимают комиссионное вознаграждение.

     Вот, например, типичный исламский банковский кредит, применяемый при финансировании торговли, а также являющийся аналогом уже привычного россиянам потребительского кредита — мурабаха. Это договор  между банком и клиентом о продаже  товаров по специальной цене, которая  включает согласованную заранее  разницу между ценой покупки  и ценой продажи. Это и есть прибыль банка. Банк приобретает  по поручению клиента определенные виды товаров, а затем продает  их с фиксированной наценкой и  с оплатой равными долями в  течение определенного времени.

     Часто мурабаха используется при совершении внешнеэкономических сделок, особенно с использованием аккредитивов. И  в этом случае доход банка —  это не процент за кредит, а торговая наценка.

     Одной из разновидностей мурабахи является операция бай-аль-салям (контракт о  продаже товаров, когда производится предоплата, а товар поступает  после). Получив денежные средства, банк имеет определенный временной  лаг для возможных инвестиций в производство или в ценные бумаги, что опять-таки позволит ему получить определенный доход, который и составляет прибыль банка.

     В арабских странах чрезвычайно популярна  и такая «западная» банковская операция, как лизинг. Здесь он называется иджара. Суть сделки такова: банк по поручению  клиента приобретает оборудование, технику и прочие товары, которые  клиент планирует взять в лизинг, а затем сдает их клиенту в  аренду по оговоренной ставке. Взимать  арендную плату с неденежного  имущества ислам не запрещает. Ну а иджара-ва-иктина это лизинг с  последующим выкупом [10].

2.5. Как получить кредит в исламском банке 

     Получить  кредит в исламском банке не так уж и просто. Дело исламского заемщика тщательно изучается – не меньше, чем в альтернативных банках. Однако в исламском банке основными факторами выступают религиозность клиента: кроме справок с работы, данных об успеваемости детей в школе и наличии залога, основное слово выносят имам мечети, соседи, друзья, члены общины. Даже если у мусульманина нет залога, у него есть все шансы получить кредит только благодаря своей вере. Безусловно, банк рискует, выдавая кредит без залога. Но мусульманские банкиры знают, что истинный мусульманин не возьмет деньги в долг под сомнительное мероприятие. Высшая мера наказания для мусульманина – не расплатиться с долгами. Каждый знает, что его душа не освободится до тех пор, пока он сам или его семья не вернет его долг. Вот почему мусульманин старается вернуть долг как можно раньше, поскольку внезапная смерть ляжет бременем не только на должника, но и на его родственников.

     Однако  чтобы получить беспроцентный кредит в исламском банке, необязательно  быть мусульманином, тем более, если речь идет о Европе. Поскольку исламским банкам все чаще приходится работать с европейскими финансовыми учреждениями и клиентами, то, кроме банкиров, в банке работает еще и специальный человек – «ученый», разбирающийся в тонкостях Шариата. Он способен разрешать не только неожиданные нюансы различных банковских систем, но и вопросы выдачи кредита немусульманину. Для этого нужен поручитель мусульманин. Коран не запрещает иметь дружественные отношения с людьми, исповедующими другую религию. Соответственно, если мусульманин может поручиться за своего заемщика, он понесет не меньшую ответственность перед Законом, чем если бы он сам брал кредит 
[3].

3. Формирование пассивов  в исламских банках 
 

     Любая инвестиционная деятельность невозможна без привлеченного капитала, который  является одним из источников формирования банковских пассивов. Обязательства  исламского банка складываются из средств  клиентов на текущих, сберегательных и  инвестиционных счетах. 
3.1.Текущие и сберегательные счета  

            

     Разница между текущими и сберегательными  счетами в исламском банке  та же, что и в традиционных банках. При открытии текущего счета клиент, не претендуя на какое-либо вознаграждение со стороны банка, имеет возможность  свободно распоряжаться средствами на счете. Для банка главная цель при открытии и ведении текущих  счетов — привлечение средств  мелких вкладчиков, которые используют подобные счета для проведения расчетов. Иногда условиями договора может  быть предусмотрена комиссия, взимаемая  банком за проведение расчетных операций. В большинстве исламских банков комиссия за оказание услуг по текущим счетам не взимается.                      

     Открывая  сберегательный счет, клиент в первую очередь претендует на получение  вознаграждения. Однако в соответствии с требованиями мусульманского права  данное вознаграждение должно быть не в виде фиксированного процента от суммы вклада, а представлять собой часть прибыли, заработанной банком при участии капитала клиента. При этом клиент, как и в традиционных банках, не может свободно распоряжаться средствами на счете и должен заботиться о поддержании на нем минимального остатка средств.                  

     Средства  клиентов на текущие и сберегательные счета могут привлекаться либо в  форме безвозмездных займов (кард хасан), либо на условиях ответственного хранения (амана). Кард хасан (араб. — добрый заем) представляет собой беспроцентный заем, предоставляемый как в благотворительных целях, так и для кратковременного финансирования проектов, могущих принести прибыль. В данном случае получателем беспроцентного займа является банк.           

     При формировании пассивов банк (выступая как заемщик по кард хасан) может использовать остатки на текущих счетах своих клиентов без уведомления их об этом и должен вернуть заемную сумму (без процентов) или ее часть по требованию клиента (например, при получении платежного поручения).

     Главное преимущество оформления вклада до востребования  на основе кард хасан для исламских банков — возможность получения доступа к остаткам на сберегательных счетах. Открытие текущих счетов на основе кард хасан практикуется исламскими банками в Иране и ряде других стран.                              

     Механизм  кард хасан используется некоторыми исламскими банками также при работе со сберегательными счетами. Например, в том же Иране, не гарантируя владельцу сберегательного счета выплату фиксированной прибыли, банки могут предоставить ему бонус, причем не только в виде наличности, но и в форме подарка. Владельцы сберегательных счетов могут также получать скидки и приоритет в обслуживании при пользовании услугами банка.           

     Не  будучи формально запрещенными шариатом, подобные подарки и скидки являются уловкой (хийал), позволяющей исламским  банкам конкурировать с традиционными  банками при работе с мелкими  клиентами.

     Амана (араб. — честность, надежность) – ответственное хранение. По общему правилу банк не вправе распоряжаться предметом хранения и может лишь выполнять поручения владельца вклада в отношении данного предмета, взимая за это определенную плату. Кроме того, банк имеет право покрывать за счет владельца расходы, связанные с выполнением его распоряжений. Многие банки стараются не использовать механизм амана при работе с текущими и сберегательными счетами: не имея возможности задействовать клиентские средства для формирования активов, они вынуждены создавать 100% резерв под данные обязательства. 
Однако в некоторых банках допускается использование средств со счета на основе механизма амана — с согласия владельца такого счета. Текущие счета, при работе с которыми банк использует аману, называются доверительными счетами.        

     Что касается сберегательных счетов, то более  приемлемым механизмом для исламских  банков при работе с ними является вад’а. 
По мнению некоторых специалистов, по основным параметрам вади’а, используемая в исламском банковском деле, практически тождественна амане. Так, некоторые банки так же, как и в случае с аманой, создают 100% резерв под существующие обязательства банка по сберегательным счетам.                      

     В исламском банковском деле соблюдены  далеко не все условия известного мусульманскому праву договора вади'а. Открывая клиенту сберегательный счет, банк получает возможность использовать предоставленные средства для инвестирования. Иными словами, банком не соблюдается запрет в отношении пользования предоставленным на хранение имуществом, содержащийся в классическом договоре вади'а. Прибыль владельцам счетов выплачивается по усмотрению банка. При этом клиент может в любой момент забрать свои деньги.

     Итак, как свидетельствует практика, при  работе со сберегательными счетами  исламские банки могут выбрать  один из нижеследующих механизмов:

  • Принимать сберегательные депозиты на основе договора вади'а. Клиенты дают банку разрешение использовать данные средства, а банк, в свою очередь, гарантирует возврат суммы вклада. Что касается прибыли, то ее выплата клиенту отнесена на усмотрение банка. 
    Вади 'а применяется при работе с текущими счетами в практике исламских банков в таких странах, как Бангладеш, Бахрейн, Иордания, Турция и др. В то же время в Малайзии модифицированный механизм вади 'а лежит в основе сберегательных счетов.
  • Рассматривать сберегательные депозиты как кард хасан (беспроцентный заем), предоставленный клиентом банку. В качестве вознаграждения клиенту банк может выплачивать нефиксированную прибыль и/или предоставлять скидку при пользовании его услугами.
  • Открывать сберегательные вклады с правом инвестировать и делить прибыль в течение оговоренного срока (механизм мудараба).
  • Преобразовывать сберегательные вклады в инвестиционные. 
    Исламские банки предоставляют своим клиентам, имеющим текущие счета, такие услуги, как выставление чека, операции с векселями (банковские тратты, переводные векселя), дорожные чеки и др. 
    Клиенты могут завести дебетовую карточку. Что касается кредитных карт, то долгое время данная услуга была недоступна клиентам исламских банков. Мусульманское право запрещает использование традиционных кредитных карт постольку, поскольку оно сопряжено с взиманием и выплатой процента. Если же кредитная карта служит для безналичных расчетов, при которых банк-эмитент не взимает с держателя этой карты каких-либо дополнительных платежей, кроме комиссии за пользование ею, то использование такой «кредитной» карты считается дозволенным. Начиная с 1990-х гг. в ряде исламских банков появился такой новый продукт, как исламская кредитная карта. Несмотря на то, что данный финансовый продукт получил одобрение шариатского совета банка, он вызывает вопросы в свете исламского запрета ростовщичества.  
    3.2. Инвестиционные счета.  
 

     В отличие от традиционных банков исламский  банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Деньги вкладчиков, которые вносятся клиентами исламского банка на специальный  инвестиционный счет, инвестируются  банком в различные финансовые проекты. Прибыль, которую получит владелец счета, зависит исключительно от результатов инвестирования, осуществленного  банком. 
Исламские банки используют различные способы инвестирования при работе с одноименными счетами. Некоторые нашли применение лишь в конкретно взятом банке, другие получили распространение в работе многих банков. В основном различия между депозитами при открытии инвестиционных счетов заключаются в сроках самих депозитов и их индивидуальности (общий или специальный).     

     Исламские банки открывают своим клиентам совместные (общие) инвестиционные счета, размещают инвестиционные депозиты с ограниченным/неограниченным сроком действия, а также специализированные депозиты.     

     Инвестиционные  счета называют также совместными  счетами, или счетами на основе системы  разделения прибылей и убытков. Это  объясняется тем, что в основе инвестиционных счетов в исламских  банках лежит механизм мудараба. Мудараба, пожалуй, наиболее исламский из всех механизмов, используемых в работе не только исламских банков, но и других финансовых структур.          

     Доходность  по инвестиционным счетам в исламских  банках зависит от прибыльности финансируемых  банком инвестиционных проектов. Доли и пропорции раздела совокупной прибыли между банком и клиентом зависят, как правило, от срока вклада. Зачастую доля клиента может достигать 90%.       

     Механизм  мудараба лежит в основе инвестиционных счетов в большинстве исламских банков. Однако некоторые банки, например в Иране, помимо получения своей доли прибыли по инвестиционным счетам взимают с их владельцев фиксированную комиссию за свои услуги. В то же время клиентам в соответствии с законом «О банковских операциях без рибы (ростовщического процента)» 1983 г. гарантируется возврат основной суммы вклада: «Банки обязаны вернуть всю сумму, вложенную на беспроцентный депозит (сберегательный или текущий счет). Они также могут брать на себя обязательства и/или гарантировать возврат основной суммы, помещенной на инвестиционный депозитный счет на определенных условиях». Очевидно, и комиссия, и гарантия основной суммы вклада является нарушением сущности механизма мудараба. 
Активные операции.          

Информация о работе Исламский банкинг