Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия исламского банкинга, его сущности и роли в экономике.
Основные задачи:
1) рассмотреть принципы деятельности исламского банкинга;
2) выявить отличия исламских банков от западных;
3) проблемы развития исламского банкинга;
для чего исламских банкинг в России.
ведение………………………………………………………………………. 3
История становления исламского банкинга……………………………. 4
Деятельность исламских банков…………………………………………6
Сущность исламского банкинга………………………………………..
Запреты исламского банкинга…………………………………………. 7
Принципы деятельности исламских банков………………………….. 8
Основные разрешенные источники прибыли………………………… 9
Как получить кредит в исламском банке………………………………11
Формирование пассивов в исламских банках………………………..... 12
Текущие и сберегательные счета………………………………………
Инвестиционные счета…………………………………………………16
Исламская валюта: золотой динар……………………………………..18
Исламский банкинг на сегодняшний день………………………………23
Исламский банкинг в России…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………30
Библиографический список………………………………………………….31
Оглавление
С
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………….31
Введение
Существует деление финансовых институтов на «западные коммерческие банки» и «исламские банки». Европа, Америка, страны СНГ и Россия работают по западным банковским принципам. А вот в большинстве арабских стран действуют и западные, и исламские банки. А вот, например, в Иране, Судане или Пакистане «западного банковского дела» практически не найти.
Актуальность данной темы заключается в том, что арабские страны известны как крупные финансово-банковсткие центры, предоставляющие самые современные услуги клиентам и имеющие годовые обороты. Вклад мусульманского права в мировую культуру сложно переоценить. И сегодня это активно развивающаяся правовая система. Институты, создаваемые на основе принципов мусульманского права, доказали сою жизнеспособность. Одним из наиболее загадочных институтов являются так называемые «исламские банки». Возможно, большинство людей слышали понятие «исламские банки», но многие думают, что это банки, находящиеся в мусульманских странах. Но это не совсем так.
Целью данной курсовой работы является определение понятия исламского банкинга, его сущности и роли в экономике.
Основные задачи:
1.
История становления
исламского банкинга
Еще до принятия ислама на Ближнем Востоке торговля и ремесло были очень развиты. А где есть производство и торговля, там есть и потребность в кредитах на развитие дела. Как и во многих местах, на Ближнем Востоке функции банков выполняли тогда ростовщики. Процент по выданным ссудам достигал 100 и даже 150 годовых процентов. Историки писали, что основная часть жителей региона тратила почти все свои доходы на выплату долгов и процентов по ним. Основатель ислама, Магомет, проводя множество реформ по реорганизации жизни арабов, категорически запретил взимание ростовщического процента. Согласно этому запрету, выдача денег в рост, под процент, является тяжким грехом. Но кредитные операции в регионе все равно продолжали развиваться. Уже к Х в. н. э. арабы освоили векселя, аккредитивы и другие формы расчетов. Потом, в эпоху колониального передела мира, на арабскую землю вместе с иностранными войсками пришли ведущие западные банки, открывшие там свои отделения [10].
Первый исламский сберегательный банк появился в 1963 году в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламского фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности. К 1967 году таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам. Они «делали деньги» путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов.
Во
время первого нефтяного
Психологические
предпосылки возникновения
В начале 80-х годов начинается активный
рост исламского банковского дела в Юго-Восточной
Азии. Еще в 1963 году в Малайзии был основан
благотворительный фонд, который привлекал
сбережения мусульман, собиравшихся совершить
паломничество в Мекку. Впоследствии на
его основе возник один из крупнейших
в мире исламских инвестиционных фондов
Tabung Haji. Бурный рост исламского банковского
сектора в Малайзии начался после 1983 года
в рамках политики властей по повышению
уровня жизни мусульманского большинства.
Кроме сугубо экономических эта политика
имела и внутриполитические причины -
хотя мусульмане составляют 75 процентов
населения Малайзии, большую часть капиталов
частного сектора контролируют этнические
китайцы. Правительство Махатира Мохам-мада
пытается, и не без успеха, привлечь в страну
капиталы с исламского Ближнего Востока,
сделав Куала-Лумпур центром исламских
финансов в Юго-Восточной Азии [2].
В 2004 в Лондоне открылся первый в Европе исламский банк. За ним последовали банки в Швейцарии и Голландии (в 2006 году) и банк в Италии (в 2007 году). С 2008 года началось «оживление», которое к 2009 году перетекло в активное обсуждения планов о создании исламских банков в Швеции, Германии и Франции. Сегодня в мире насчитывается около 200 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов.
2. Деятельность исламских банков
2.1.
Сущность исламского
банкинга
В проповедях пророка Мухаммеда, впоследствии составивших Коран, и в его высказываниях, известных как хадисы, неоднократно поднимаются вопросы, сопряженные с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины. Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической категорией, ислам задал специфические параметры, которым должно отвечать экономическое поведение его приверженцев. В результате шариат, то есть продиктованный свыше, божеский закон, накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Концепция исламского банкинга держится на двух китах - религиозной этике и экономическом здравомыслии [1].
Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.
2.2.
Запреты исламского
банкинга
В основе исламского банкинга лежит два основных запрета:
Риба
(дословно "излишек") - любое неоправданное
приращение капитала при займе или
в торговой сделке. Это такой же
тяжкий грех, как и гарар - намеренный
риск, выходящий за рамки неизбежной
случайности. Большинство исламских
ученых считает, что понятие "риба"
означает не только высокий, ростовщический,
но и любой ссудный процент, в
то время как под определение
"гарар" попадает любая спекулятивная
операция.
Мусульманин не должен забывать, что все
земные блага - это дар Аллаха, который
является истинным собственником. Данные
человеку производительные ресурсы должны
работать на благо всего общества. Согласно
шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат
обложению благотворительным налогом
и пользу бедных и немощных. В случае если
человек сам не способен пустить деньги
в оборот, он должен вложить их чужое предприятие,
получив долю его доходах. Известно, что
сам пророк Мухаммед был удачливым купцом,
в его торговые операции вложила средства
богатая вдова Хаджия, которая впоследствии
стала его женой. Финансовые операции,
которые совершал более полутора тысяч
лет назад основатель ислама, носят те
же названия и основаны на тех же принципах,
что и виды финансовых услуг, которые предлагают
современные исламские банки [2].
2.3.
Принципы деятельности
исламского банкинга
Исламский банкинг базируется на 4 основных принципах:
Первый «хитрый» подход – мушарака – касается корпоративного кредитования. Банки устанавливают бизнесу-заемщику плавающую процентную ставку, которая зависит от размеров прибыли компании. В результате получается, что банк получает долю прибыли фирмы, а не плату за кредит.
Принцип аль-джарах – вторая инновация, которую банки придумали для обхода мусульманских табу, – плавающая ставка в виде ренты при выдаче займов на покупку жилья. Банк и заемщик оформляют партнерство, оба предоставляют капитал для покупки недвижимости под условленный процент. Имущество сдается заемщику в аренду. Полученный процент от аренды партнеры делят пропорционально своей доле. А заемщик тем временем постепенно выкупает у банка его долю собственности. Когда жилье полностью поступает во владение должника, партнерство заканчивается.
Принцип мударабы основывается на том, что вместо рентных платежей за заемные средства, как это принято в традиционных банковских системах Запада, мусульманские банки практикуют участие в капитале кредитуемого предприятия, деля с должником как прибыль, так и убытки. Это напоминает венчурное финансирование, где компания выступает как работодатель, а банк – как инвестор.
Наконец, последний способ проведения банковских операций – по принципу мурабахи – особенно популярен среди мусульманских финансовых институтов. Он предполагает, что продавец финансового инструмента открыто и честно заявляет о его стоимости, а также о том, какую прибыль он хочет получить от его продажи, так что покупатель инструмента знает заранее, сколько он «переплачивает». Такой ход используется главным образом в сделках с финансированием активов, а также при импорте или экспорте продукции. Правда, его можно применять лишь в тех случаях, когда принципы мударабы и мушараки не действуют. И даже тогда есть свои нюансы. Например, вместо целевого кредитования банк должен купить товар и перепродать его покупателю. При этом если покупатель заплатит за товар несвоевременно, то поступления от штрафных санкций банк должен будет пожертвовать на благотворительность. Аналогичным образом происходит и автокредитование, а также предоставление ипотечных займов. Банк попросту сам покупает то, что необходимо заемщику, а затем продает – машину или дом – должнику по цене выше рыночной. Пока заемщик не выкупит свое имущество (а для подобных сделок выставляются очень жесткие условия по закладным), оно остается во владении финансового учреждения [6].
2.4.
Основные разрешенные
источники прибыли
Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли. Первый источник — это принципы деятельности исламских банков. Второй источник прибыли для исламских банков аналогичен в западном банковском деле – это операции на финансовых рынках, прежде всего операции с ценными бумагами. Но и здесь есть свои особенности. Ограничение налагает еще один постулат — азарт в исламе не допускается. Поэтому спекулятивная торговля ценными бумагами не практикуется. Банки должны приобретать акции для сохранения и приумножения своих (а значит, и клиентских) активов. Становится понятно, почему, с одной стороны, исламские банки не так активны на фондовом рынке, а с другой — почему большая часть вложений носит долгосрочный характер. Еще одной разрешенной операцией являются сделки покупки-продажи иностранных валют.