Инвестиционная деятельность коммерческих банков РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить проблемы осуществления инвестиционной деятельности белорусскими банками и разработать пути их преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы инвестиционной деятельности банков;
рассмотреть формы и принципы инвестиционной деятельности, а также особенности инвестиционной политики банков;
проанализировать состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
провести анализ финансовой отчетности по инвестиционной деятельности банков;
рассмотреть проблемы банковского инвестирования на современном этапе развития экономики;
охарактеризовать пути повышения эффективности инвестиционной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………….............................5
1. Экономические основы инвестиционной деятельности банков……………………………………………………………………….6
1.1 Сущность инвестиционной деятельности банков……………...…….6
1.2 Формы и принципы инвестиционной деятельности банков………..10
1.3 Инвестиционная политика банков……………………………………14
2. Обзор инвестиционной деятельности банков……………………..….17
2.1 Состояние инвестиционной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………….17
2.2 Анализ финансовой отчетности по инвестиционной деятельности банков………………………………………………………………………23
3. Перспективы развития инвестиционной деятельности белорусских банков………………………………………………………………………28
3.1 Проблемы банковского инвестирования на современном этапе развития экономики……………………………………………………….28
3.2 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………...34
Список использованных источников…………………………………….36

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 121.54 Кб (Скачать)

Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся  в инвестиционной сфере Республики Беларусь, в значительной мере связана  с неблагоприятным общим инвестиционным климатом Беларуси и высокими инвестиционными  рисками на ее территории.

Как показал опыт других стран с  передовой экономикой, важнейшее значение для улучшения инвестиционного климата имеет макроэкономическая и политическая ситуация в стране, скорость и качество проведения рыночных реформ, формирование рыночных институтов и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние производственной и социальной инфраструктуры, предпринимаемые организационные и стимулирующие меры по активизации инвестиционных проектов и другие.

Одним из наиболее существенных препятствий  активации инвестиционных процессов  является неопределенность макроэкономической ситуации в стране. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования. Ведь в условиях инфляции и нестабильного  обменного курса весьма проблематично  накапливать и сохранять от обесценивания  финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные  отчисления) и просчитывать эффективность  самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. На данный момент в Беларуси сохраняется  относительно устойчивая инфляционная ситуация.

В условиях активного развития национальной экономики требуются новые взгляды  на проведение инвестиционной политики, новые методы ее осуществления. [23, с.132].

Во-первых, необходимо углубить и конкретизировать видение проблем приоритетности инвестирования, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов.

Во-вторых, необходимо наполнить приоритетные направления  эффективными инвестиционными проектами. Этому должны предшествовать серьезные  прединвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований конкретных проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценка реальных финансовых возможностей предприятий, отраслей и экономики в целом.

В-третьих, надо осуществить  направленный поиск источников финансирования и конкретных инвесторов, желающих вложить свой капитал в прибыльное производство, дело. При этом необходимо объективно показать инвестору его возможную выгоду.

К факторам, сдерживающим процесс  инвестиционного кредитования в  настоящее время, можно отнести:

- наличие высоких рисков, связанных,  в первую очередь, с риском  невозврата кредита;

- необходимость детальной переработки  бизнес-планов, являющихся основным  документом, на основании которого  определяется целесообразность инвестирования в тот или иной проект;

- недостаточность ресурсной базы  банков (особенно, долгосрочного характера);

- неустойчивое финансовое положение  субъектов хозяйствования, что влечет необходимость разработки систем оценки качества кредитополучателей;

- осуществление кредитования на  невыгодных для предприятий условиях (высокие процентные ставки по кредиту и т.д.) и др. [24, с.25].

Весьма ограниченным остается использование банками такого кредитного инструмента финансирования инвестиций, как лизинг. Между тем, лизинг мог бы стать одним из важнейших инструментов мобилизации инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности, выступить в качестве средства укрепления связей банковского капитала с производством в условиях, когда ограниченность ликвидных средств у предприятий препятствует масштабному развитию производства, а банки сталкиваются с необходимостью диверсификации рисков и сфер вложений для повышения своей надежности. Для банков лизинговые операции могли бы явиться привлекательной формой размещения активов. При этом банк может выступать в роли как непосредственного лизингодателя, так и стороны, финансирующей лизинговую сделку.

В настоящее время лизинговые операции совершаются лишь некоторыми банками. При крупных банках функционирует  значительная часть существующих сегодня  специализированных лизинговых компаний. Незначительны масштабы и такой  формы инвестиционной деятельности коммерческих банков, как вложения в ценные бумаги и паи предприятий. Доля вложений банков в ценные бумаги предприятий в общем объеме активов не превышает 5% .

Следует отметить, что в отечественной  практике, по существу, отсутствуют  механизмы, стимулирующие развитие производственных инвестиций коммерческих банков. Не используются такие общепринятые по мировым меркам инструменты, как  льготный порядок резервирования привлеченных средств, особые условия рефинансирования коммерческих банков под реальные инвестиционные проекты. При несформированности экономических условий, позволяющих привлечь к участию в инвестиционном процессе основную массу коммерческих банков, лишь отдельные банки осуществляют производственные инвестиции, совокупные объемы которых несопоставимы не только с потребностями экономики, но и наличным инвестиционным потенциалом банковской системы.

Таким образом, необходимо пересмотреть  прежнюю систему регулирования экономической политики, изменить или усовершенствовать некоторые формы и методы воздействия на банковский сектор, реструктурировать банковскую систему с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. Для этого необходима разработка путей повышения эффективности инвестиционной деятельности.

 

 

3.2 Пути повышения эффективности  инвестиционной деятельности

 

 

  В республике давно назрела  объективная необходимость создать  нормальный инвестиционный потенциал,  разработать механизмы концентрации  и централизации финансового  капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста  сбережений и формирования дополнительных  кредитных ресурсов. Универсальных  инструментов формирования соответствующего  типа экономического поведения  нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.

В Республике Беларусь необходимо принять меры по поддержанию относительно стабильных цен и курса. Основными направлениями реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению издержек и меры по структурному регулированию рынков товаров и услуг.

В последние годы активация инфляционных процессов в Республике Беларусь была во многом связана с чрезмерной кредитной эмиссией, которая по отрицательным процентным ставкам направлялась в основном на кредитование жилищного строительства и АПК, отдельных государственных программ и дефицита государственного бюджета. Поэтому с целью сокращения инфляции и стабилизации обменного курса белорусского рубля, прежде всего, необходимо ограничить денежно-кредитную эмиссию в жилищное строительство и АПК, которые к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики (особенно экспортеров). Увеличения экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, легализации рынка наличной и безналичной валюты, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, роста совокупного спроса населения вследствие роста реальной заработной платы связи с улучшением финансового состояния предприятий и т.д. Часть дополнительных источников финансирования как раз и компенсирует финансовые потери инвестиционной сферы в связи с сокращением льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к усилению макроэкономической разбалансированности [25, c., 42].

Наряду с обеспечением макроэкономической стабильности в части цен и  обменного курса важнейшее значение для привлечения инвестиций и  получения зарубежных кредитов на более  выгодных условиях имеет поддержание  соответствующего макроэкономического  равновесия по ряду других параметров экономической и кредитной безопасности страны. К ним можно отнести  такие показатели, как соотношение  валютных резервов и импорта, внешней  задолженности и экспорта, государственного долга и ВВП, сальдо текущего платежного баланса и ВВП, непогашенную задолженность  по международным банковским займам, «проблемную» задолженность (неуплаты, отсрочка платежа), дефицит госбюджета и др.

Следующей важнейшей задачей макроэкономической политики является ее максимальная направленность на переориентацию финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, включая  бюджетные средства, кредитные ресурсы  банковской системы, собственные средства субъектов хозяйствования и т.д. Рост внутренних производственных инвестиций, прекращение утечки финансов за пределы  страны наряду с ростом конкурентоспособности  производства и повышением финансовых возможностей субъектов хозяйствования станут положительным сигналом для  внешних инвесторов о том, что  в стране создана благоприятная  среда для развития бизнеса.

Для привлечения инвестиций в экономику  необходима дальнейшая либерализация  внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

- совершенствование ряда законодательных  актов о свободных экономических  зонах, об иностранных инвестициях  и их защите, о приведении к  международным стандартам бухгалтерского  учета;

- привлечение иностранных инвестиций  на основе концессионных договоров,  соглашений о разделе продукции  и инвестиционных соглашений;

- развитие системы гарантий, защиты  и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения  споров;

- развитие договорно-правовых основ  участия Республики Беларусь  в международном инвестиционном  сотрудничестве;

- привлечение внешних заимствований  с расширением инвестиционной  направленности [26].

Макроэкономическая стабилизация, снижение налогового давления, упрощение  системы государственного регулирования  и сокращение государственного вмешательства  в перераспределительные  процессы создала бы условия для активации нецентрализованных инвестиций в реальном секторе экономики, позволила бы в полной мере задействовать такие механизмы, как амортизационная политика, инвестиционные налоговые льготы и т.д.

Важным направлением роста инвестиций является увеличение кредитов банковской системы. В целях активации участия банковской системы в кредитовании инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких операций одновременно с макроэкономической стабилизацией целесообразно принять следующие меры:

- повысить ликвидность банковской системы через сокращение или изменение условий кредитования за счет кредитной эмиссии;

- восстановить и расширить льготу в части освобождения от налогообложения процентных доходов банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в основной капитал по объектам;

-   реализовать предложения о разрешении формирования накопительных депозитов фондов амортизации в инвалюте;

-  разработать концепцию создания целевых накопительных фондов на нужды инвестиций в производственную сферу, сферу страхования, пенсионного обеспечения, медицинских услуг на базе указанной концепции, опираясь на опыт других стран в области целевых накопительных и инвестиционных фондов, создать соответствующую законодательную и нормативную базу их формирования

- активизировать работу по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа путем создания новых совместных банков, фиалов иностранных банков

-   продолжить работу по развитию лизинговых операций

Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения  инвестиций, создание прозрачных и  стабильных правил осуществления экономической  и инвестиционной деятельности, стимулирующих  развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

- повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;

- защите прав собственности и совершенствованию корпоративного управления;

- развитию института банкротства и защите прав кредиторов;

- выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;

- развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;

- развитию лизинга и проектного финансирования;

- переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

Целесообразно создание негосударственных  фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых  и др.) и привлечение их в качестве инвесторов.

Таким образом, перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача, которая заключается в  повышении инвестиционной активности и эффективности инвестиционной деятельности. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать законодательство в области правового регулирования инвестиционной деятельности. Должно проводиться дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. Важным направлением инвестиционной политики государства в стране должно стать создание новых производств на уровне V–VI технологических укладов в приоритетных отраслях экономики. А пересмотр прежней системы методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике должно привести к тому, что реструктурированная банковская система будет отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам.

Информация о работе Инвестиционная деятельность коммерческих банков РБ