Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его регулирующей роли в кредитно-денежных отношениях. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;
3. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Место центрального банка РФ в банковской системе России. 3
1.1.Статус Банка России, основные цели и функции Центрального банка РФ 3
1.2. Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям 6
Глава 2. Структура Центрального банка РФ. 7
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи 7
2.2. Территориальные подразделения Банка России 10
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. 18
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики - основная функция Центрального банка 18
3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ. 20
3.2.1. Политика минимальных резервов 20
3.2.2. Операции на открытом рынке 23
3.2.3. Политика рефинансирования 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Центральый Банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в  безналичном порядке) на счетах для  хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).

Счета по учету  обязательных резервов открываются  в зависимости от вида валюты резервируемых обязательств (бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах №№ 30202 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в Банк России", 30204 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России").

Резервируемые обязательства - обязательства кредитной  организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П.

В состав резервируемых включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе, обязательства кредитных организаций перед банками -нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства.

Не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства, а именно, денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет, облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет; обязательства, выраженные в не денежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг), обязательства перед другими кредитными организациями, зарегистрированными в установленном порядке и действующими на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Обязательства кредитной организации по собственным  выпущенным ценным бумагам включаются в расчет размера обязательных резервов за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций резидентов и облигации Банка России.

Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

При составлении  Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, в его состав включают:

1) расчет (по  форме приложения 1 к Положению  Банка России от 29 марта 2004г.  № 255-П)

2) приложения 2-7 к Положению Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П сообщение  об отсутствии остатков (форма  произвольная)

3) необходимые  пояснения.

Документ по форме Приложения 7 к Положению  Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П  составляется в случае использования  кредитной организацией профессионального  суждения. Профессиональное суждение основывается на законодательных и нормативных актах, учетной политике кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Банком России, первичных и иных документах кредитной организации, характеризующих соответствующие обязательства, а также обычаях делового оборота.

Расчет представляется в территориальное учреждение Банка  России по месту открытия корреспондентского счета кредитной организации  в установленный срок. (см. Приложение З).

Банк Росси  использует также механизм усреднения обязательных резервов. Право на использование механизма усреднения обязательных резервов предоставляется стабильной кредитной организации (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У с изменениями), отвечающей следующим критериям:

не допускала  недовзноса в обязательные резервы, не имела штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов, непредставленного расчета размера обязательных резервов в течение установленного периода;

выполнила обязанность  по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения;

не имеет  просроченных денежных обязательств перед  Банком России, в том числе по кредитам и процентам по ним.

Усреднение  обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный  остаток денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) кредитной организации, открытом(ых) в Банке России.

В целях расчета  величины обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском  счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) кредитной организации, открытом(ых) в Банке России, кредитная организация использует коэффициент усреднения, не превышающий коэффициент усреднения, установленный Банком России.

Для получения  права на усреднение в текущем  периоде усреднения кредитная организация  рассчитывает и указывает в Расчете усредненную величину обязательных резервов.

При соответствии кредитной организации установленным  критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение  о предоставлении права на усреднение и устанавливает усредненную величину обязательных резервов по Расчету.

При несоответствии кредитной организации установленным  критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение  об отказе в предоставлении права  на усреднение. Усредненная величина обязательных резервов по Расчету устанавливается равной нулю.

   

Банк России в целях предоставления кредитным  организациям возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма  усреднения обязательных резервов возобновил практику проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1 и 7 календарных дней без права досрочного возврата по фиксированной процентной ставке.

Уменьшение  по счетам обязательных резервов (использование обязательных резервов) предусмотрено в следующих случаях:

1) в результате  регулирования размера обязательных  резервов (при снижении величины  резервируемых обязательств кредитной  организации и (или) снижении  нормативов обязательных резервов и (или) увеличении коэффициента усреднения, установленного Банком России);

2) при предоставлении  кредитной организации права  на усреднение обязательных резервов (т.е. на поддержание усредненной  величины обязательных резервов  на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) кредитной организации, открытом(ых) в Банке России);

3) после отзыва  у кредитной организации лицензии  на осуществление банковских  операций (средства обязательных  резервов перечисляются на счет  ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами.)

При нарушении  кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета (корреспондентского(их) субсчета(ов)), открытого(ых) в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) поступают в доход федерального бюджета.

Выполнение  кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям "валютный своп", другим операциям Банка России).

В 2006 году Банк России провел анкетирование региональных кредитных организаций по вопросу  использования инструментов денежно-кредитной  политики Банка России.

Участники анкетирования - 598 кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций Московского региона), или 48,9% от общего количества кредитных организаций, действовавших на территории Российской Федерации, по состоянию на 01.07.2006.

По величине зарегистрированного уставного капитала количество участников анкетирования распределилось следующим образом:

1 группа - зарегистрированный  уставный капитал до 150 млн. руб. - 438 КО или 73% от числа опрошенных;

2 группа - зарегистрированный  уставный капитал от 150 до 300 млн. руб. - 90 КО или 15% от числа опрошенных;

3 группа - зарегистрированный  уставный капитал свыше 300 млн.  руб. - 70 КО или 12% от числа опрошенных.

По итогам анкетирования  степень востребованности права  на усреднение обязательных резервов характеризуется следующим образом:

- используют  или предполагают в дальнейшем  использовать право на усреднение  обязательных резервов - 83% КО, при  этом в:

1-ой группе - зарегистрированный уставный капитал  до 150 млн. руб. - 79% КО;

-ой группе - зарегистрированный уставный капитал от 150 до 300 млн. руб.-93% КО;

3-ей группе - зарегистрированный уставный капитал  свыше 300 млн. руб. - 94% КО

3.2.2. Операции на открытом рынке

Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг  в России в 1993--1995 гг. создало предпосылки для активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995г. С 1995г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО--ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. -- около 82%, а в середине 1997 г. -- 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. Ставки рынка ГКО-ОФЗ на 23.05.2008 имели следующие показатели: среднесрочная ставка - 5,54 % годовых, долгосрочная ставка - 6,93 % годовых. Сумма средств в торговой системе ГКО-ОФЗ-ОБР составила 4133,1 млн.руб. на 26.05.08г.

С августа 1998г. объем операций на открытом рынке  резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным  ценным бумагам со сроком погашения  до 31 декабря 1999г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по переоформлению части государственных облигаций из своего портфеля в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит проводить с ними операции на открытом рынке.

В целях регулирования  ликвидности банков ЦБР активно  проводит депозитные операции с коммерческими  банками, во-первых, с использованием системы «Рейтерс-дилинг» с банками, располагающими этой системой, и во-вторых, путем проведения депозитных аукционов.

В 2007 году произошло  изменение схемы размещения ОБР. Вместо продажи долгосрочных ОБР  с шестимесячной офертой Банк России начал выпускать краткосрочные  облигации со сроком до погашения 7 месяцев и шестимесячным опционом “пут”. Первый выпуск краткосрочных ОБР объемом 250 млрд. рублей состоялся 15 марта. Как и прежде, размещение ОБР будет проводиться ежеквартально с последующим регулярным до размещением. При этом аукционы по размещению новых выпусков ОБР будут сопровождаться предложением о досрочном выкупе уже обращающегося выпуска.

Для обеспечения  бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял банкам внутридневные кредиты, объем которых за январь-май 2007 года составил 4,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10%. В начале 2007 года кредитные организации и их филиалы активно пользовались также кредитами “овернайт”. Объем предоставленных Банком России кредитов “овернайт” за январь--май увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в 2,1 раза и составил 31,0 млрд. рублей.

В целом у кредитных организаций в январе-мае 2007 года не возникало значительной потребности в получении ликвидности от Банка России. Совокупный объем средств, предоставленных кредитным организациям посредством операций прямого РЕПО, за январь--май составил 304,7 млрд. рублей (в январе-мае 2006 года - 395,8 млрд. рублей). Ломбардные кредиты также предоставлялись в небольшом объеме, однако количество предоставленных кредитов возросло по сравнению с январем-маем 2006 года в 1,5 раза, а количество кредитных организаций, которым они были предоставлены более чем в 2 раза.

Обеспечением  кредитов Банка России и сделок прямого  РЕПО являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России. В структуре портфеля ценных бумаг, используемых кредитными организациями при рефинансировании, основную часть составляют облигации Российской Федерации, ОБР, облигации юридических лиц - резидентов Российской Федерации и облигации кредитных организаций.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ