Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций Центрального банка РФ и его регулирующей роли в кредитно-денежных отношениях. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:
1. определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;
2. изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;
3. проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Место центрального банка РФ в банковской системе России. 3
1.1.Статус Банка России, основные цели и функции Центрального банка РФ 3
1.2. Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям 6
Глава 2. Структура Центрального банка РФ. 7
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи 7
2.2. Территориальные подразделения Банка России 10
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. 18
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики - основная функция Центрального банка 18
3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ. 20
3.2.1. Политика минимальных резервов 20
3.2.2. Операции на открытом рынке 23
3.2.3. Политика рефинансирования 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Центральый Банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

4) в пределах  полномочий, предоставленных Банком России, выдает резидентам и нерезидентам разрешения на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, или осуществляет иные предусмотренные нормативными актами Банка России действия в отношении указанных операций;

5) регистрирует пункты обмена валюты уполномоченных банков и филиалов банков на основании заявлений кредитных организаций с учетом результатов проверок, а также принимает решения об аннулировании выданных свидетельств о регистрации пунктов обмена валюты;

6) осуществляет иные полномочия в области валютного контроля в соответствии с нормативными актами Банка России.

Полномочия  в правовой области:

1) обеспечивает  правильное и единообразное применение  законодательства Российской Федерации  и нормативных актов Банка  России в своей деятельности и в деятельности структурных подразделений;

2) изучает и  обобщает практику применения  действующего законодательства, дает  кредитным организациям разъяснения  по нормативным актам Банка  России;

3) вносит в  соответствующие структурные подразделения Банка России предложения по изменению и дополнению действующих нормативных актов, а также проекты нормативных актов;

4) по распоряжению  Банка России участвует в подготовке  проектов нормативных актов Банка  России;

5) доводит до  соответствующего подразделения Банка России информацию о законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затрагивающих банковскую деятельность, полномочия Банка России или иным образом влияющих на состояние денежно - кредитной системы;

6) осуществляет  договорно-правовую и претензионно-исковую  работу;

7) представляет  интересы Банка России по делам  территориального учреждения во  всех судебных, административных  и иных органах в рамках  полномочий, определенных Положением о территориальных учреждениях Банка России и генеральной доверенностью, выдаваемой начальнику (председателю) территориального учреждения Банком России;

8) осуществляет  иные полномочия в правовой  области в соответствии с нормативными  актами Банка России.

Территориальное учреждение в сфере информатизации банковской деятельности обеспечивает:

1) развитие информатизации  банковской деятельности в регионе  согласно единой технической  и технологической политике, проводимой  Банком России;

2) информатизацию деятельности территориального учреждения и его структурных подразделений;

3) создание, эксплуатацию  и развитие по заданиям Банка  России системы межбанковских  электронных расчетов в регионе,  включая систему внутрирегиональных  электронных платежей, систему электронного межбанковского клиринга;

4) создание, развитие  и эксплуатацию по заданиям  Банка России систем передачи  данных и средств связи, включая:  внутрирегиональную защищенную  телекоммуникационную сеть передачи  банковской информации, систему  спутниковой связи;

5) освоение и  внедрение в территориальном  учреждении (по согласованию с  Банком России) современных информационных  и банковских технологий, программно - технических средств;

6) осуществляет  иные полномочия в области  информатизации банковской деятельности в соответствии с нормативными актами Банка России.

Организацию работ  по развитию информатизации банковской деятельности в регионе, а также  информационно - вычислительное обслуживание территориального учреждения и его  структурных подразделений осуществляет подразделение информатизации территориального учреждения.

Полномочия  в области обеспечения безопасности и защиты информации:

1) осуществляет  мероприятия, направленные на  обеспечение режима безопасности  при проведении работ со сведениями, составляющими государственную тайну, и сведениями конфиденциального характера;

2) проводит мероприятия  по выявлению и закрытию возможных  каналов утечки информации, составляющей  государственную тайну, а также  сведений ограниченного распространения;

3) организует  и проводит мероприятия по обеспечению безопасности территориальной расчетно-денежной системы;

4) разрабатывает  по согласованию с Банком России  принципы построения, организации,  эксплуатации системы защиты  банковской информации на всех  этапах ее обращения, контроля функционирования этой системы и разбора нарушений при ее функционировании;

5) обеспечивает  структурные подразделения техническими  средствами безопасности, защиты  от несанкционированного доступа  и нормативными материалами по  их эксплуатации;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными актами Банка России.

Глава 3. Инструменты денежно-кредитной  политики Центрального банка РФ

3.1. Денежно-кредитное  регулирование экономики - основная функция Центрального банка

Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный Банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.

Характер проводимой денежно-кредитной политики зависит  от степени независимости Центрального Банка. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяется непосредственно центральным банком, в то же время Центральный Банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.

Разработка  и проведение денежно-кредитной  политики включает в себя:

1)проведение  исследований по проблемам экономики  и состоянию денежно-кредитной  сферы, образующих основу денежно-кредитной  политики;

2) определение  направлений денежно-кредитной политики;

3) выбор основных  инструментов денежно-кредитного  регулирования: рефинансирование  банков, нормативы обязательных  резервов, депозитные операции, процентная  политика, операции на открытом  рынке;

4) создание и  ведение базы статистических  данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям;

5) составление  денежных программ и контроль  за их выполнением.

Единая государственная  денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен  и создание условий для долгосрочного  экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции - до 5-6% в 2010 году.

Важнейшим внутренним условием, которое окажет влияние  на проведение денежно-кредитной политики, является изменение принципов формирования государственного бюджета. Основными  новыми моментами бюджетной стратегии  являются:

-планирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период в форме закона;

-разделение  доходов на нефтегазовые и  не нефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета в рамках преобразования Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Переход к “скользящему”  трехлетнему горизонту формирования бюджета будет способствовать более  равномерному расходованию средств  государственного бюджета в течение  года, в результате чего зависимость динамики денежного предложения от сезонных колебаний в движении бюджетных средств снизится.

Реализация  процентной политики посредством сужения  коридора процентных ставок по операциям  рефинансирования кредитных организаций  и абсорбирования их свободных средств позволяет воздействовать на изменение границ колебаний ставок денежного рынка. Снижение краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка и формирование долгосрочного сегмента денежного рынка Банк России относит к главным задачам своих операций на открытом рынке.

В настоящее  время стоимость денег в экономике  формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося  вследствие поступления больших  объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

Для поддержания  макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и  развивать элементы режима инфляционного  таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность Центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики.

При принятии решений  в области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.

Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связаны с состоянием внутреннего финансового рынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижение трансакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.

3.2. Методы  и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ

3.2.1. Политика минимальных резервов

В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с  Положением Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" (с учетом изменений).

Бухгалтерский учет операций по депонированию кредитной  организацией обязательных резервов осуществляется в соответствии с Указанием Банка  России от 29 марта 2004 года № 1408-У "О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России".

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации  за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ