Автор: Павел Глухов, 10 Июня 2010 в 18:40, курсовая работа
очень хорошая работа за 2010год
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………..5
1.1. Понятие и цели государственного регулирования…………………………5
1.2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг………………………….11
1.3. Основные направления государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………12
2.Деятельность государства по регулированию рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………...18
2.1. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………….……………..18
2.2. Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг……………………….23
2.3.Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….……..26
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг и контроль за ним со стороны государства……….30
3.1. Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………..30
3.2. Контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг……………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42
-
оптимизация требований к
-
обеспечение раскрытия
-
совершенствование требований
3. Расширение спектра финансовых инструментов.
4. Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков:
- производных финансовых инструментов с различными базовыми активами;
-
секьюритизации финансовых
- двойных и простых складских свидетельств;
-
повышение эффективности
5. Совершенствование налогообложения финансового рынка с целью предоставления равных условий предпринимательской деятельности.
6. Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций:
-
подготовка стратегии
- введение запрета на участие органов власти и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций (кроме стратегических институтов и организаций).
7. Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации:
-
совершенствование
-
совершенствование
-
совершенствование
Основной целью Стратегии является превращение РЦБ в один из главных механизмов финансирования экономики наряду с банковскими кредитами.
Стратегия
определяет главными направлениями
государственной политики по развитию
финансового рынка в
-
создание необходимых
-
снижение регулятивных
-
укрепление законодательной
- реформу системы регулирования на финансовом рынке.
Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:
-
совершенствование учетно-
-
повышение
- внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;
-
развитие накопительных
- развитие страховых институтов.
Укрепление
законодательной базы в сфере
защиты прав инвесторов и снижение
нерыночного инвестиционного
-
повышение эффективности
- решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;
-
защита прав акционеров при
присоединениях, слияниях и иных
формах реорганизации
-
совершенствование
-
развитие компенсационных
Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих мероприятий:
-
разработка нормативной
-
вовлечение в процесс принятия
решений по регулированию
Главным
препятствием на пути создания подобного
независимого органа (мегарегулятора)
была и остается позиция Банка России,
который осуществляет надзор над кредитными
организациями в соответствии с Конституцией
и Законами РФ. Идея выделения функции
надзора из структуры ЦБ возникла в 2000
году. Банковский комитет Госдумы тогда
предложил сохранить Комитет банковского
надзора в системе ЦБ, но его председателя
назначать Госдумой. Сейчас эта идея доработана
и расширена. И предлагается создать мегарегулятор
с функциями надзора над всеми финансовыми
рынками (кредитные организации, фондовый
рынок, страховой рынок).[15]
3.2.Контроль деятельности
В современной России организация государственного контроля вызывает серьезные нарекания, о чем не раз упоминалось в юридической литературе.
Существует
ряд проблем и в сфере
Согласно статье 42 Закона о рынке ценных бумаг, одной из функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг является осуществление контроля за соблюдением профессиональными участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом формы государственного контроля законодательного закрепления не получили. Представляется, что это достаточно серьезное упущение с точки зрения защиты прав профессионального участника, недопущения их нарушения со стороны контролирующего органа. Если взять для сравнения налоговые правоотношения, то формы налогового контроля организаций -налогоплательщиков определены на уровне закона. В частности, пунктом 1 статьи 82 Части первой Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечении дохода, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом. Таким образом, учитывая четкое определение форм налогового контроля, осуществление налогового контроля в формах, не предусмотренных Налоговым кодексом, является незаконным. В случае с профессиональными участниками законодательная формулировка предоставляет федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг широчайшую свободу выбора в определении форм контроля профессиональных участников.[6]
Основной формой государственного контроля за соблюдением профессиональными участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных требований, установленных ФКЦБ России, является осуществление проверки.
Осуществление проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг регламентируется Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, утвержденным постановлением ФСФР России от 28.05.1998 № 19 (далее – Положение о порядке проведения проверок).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке проведения проверок основаниями для осуществления проверок деятельности организаций могут являться:
Не все указанные основания можно рассматривать как удачно сформулированные. Например, одним из оснований проведения проверки являются результаты анализа данных отчетности и информации организаций. При этом не определен характер указанных результатов. По всей видимости, имеются в виду результаты, отражающие определенные нарушения, в противном случае смысл проверки совершенно не очевиден. Однако существующая формулировка предоставляет возможность ФСФР России осуществлять проверку профессионального участника по любым результатам анализа данных отчетности и информации, независимо от их характера.
Положением о порядке проведения проверок установлен достаточно широкий перечень обстоятельств, позволяющий при их наличии также проводить проверку профессионального участника. А именно, проверки могут проводиться при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Некоторые
из указанных обстоятельств
Следует обратить внимание и на выявление существенных нарушений организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке ценных бумаг в результате предыдущей проверки. Здесь существует неопределенность в том, что считать существенными фактами, а что нет. Критериев существенности совершенных нарушений не установлено.
Проверки, осуществляемые контролирующим органом, могут быть плановыми и внеплановыми, а также комплексными и совместными.
Под внеплановой проверкой понимается проверка, решение о проведении которой может быть принято контролирующим органом в случае получения им информации о грубых нарушениях организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав владельцев ценных бумаг, не включенная в план проверок контролирующего органа на календарный квартал.
Относительно внеплановых проверок следует обратить внимание на то, что они проводятся без предварительного уведомления. Данное положение нельзя назвать удачным с точки зрения защиты прав профессионального участника. При проверке профессиональный участник несет определенные обязанности, как то предоставление проверяющим документов, справок, разъяснений, письменных объяснений, предоставление отдельного помещения для проведения проверки, обеспечение доступа в административные здания и служебные помещения и ряд других. Внезапное проведение проверки, отсутствие возможности к ней подготовиться нарушают естественный режим хозяйственной деятельности профессионального участника.