Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Автор: Павел Глухов, 10 Июня 2010 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

очень хорошая работа за 2010год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………..5
1.1. Понятие и цели государственного регулирования…………………………5
1.2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг………………………….11
1.3. Основные направления государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………12
2.Деятельность государства по регулированию рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………...18
2.1. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………….……………..18
2.2. Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг……………………….23
2.3.Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….……..26
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг и контроль за ним со стороны государства……….30
3.1. Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………..30
3.2. Контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг……………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая пднрцб.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     - оптимизация требований к отчетности  финансовых организаций, введение  стандартов публичного раскрытия  информации о своей деятельности профессиональными участниками финансового рынка;

     - обеспечение раскрытия информации  о результатах управления пенсионными  резервами, утверждение методики  оценки эффективности управления  для государственных и частных  управляющих пенсионными резервами;

     - совершенствование требований к  размещению средств, составу и  структуре активов финансовых  институтов, осуществляющих инвестиционную  деятельность на финансовом рынке,  а также введение единообразных  требований по управлению соответствующими  активами.

     3.     Расширение спектра финансовых инструментов.

     4.     Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков:

     - производных финансовых инструментов с различными базовыми активами;

     - секьюритизации финансовых активов;

     - двойных и простых складских  свидетельств;

     - повышение эффективности института  залога как способа обеспечения  исполнения  обязательств.

     5.     Совершенствование налогообложения финансового рынка с целью предоставления равных условий предпринимательской деятельности.

     6.     Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов, субъектов  РФ и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций:

     - подготовка стратегии деятельности  государственных финансовых институтов  развития, предусматривающей использование  новых механизмов и различных  форм финансирования проектов, реализуемых  Правительством РФ;

     - введение запрета на участие  органов власти и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций (кроме стратегических институтов и организаций).

     7. Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации:

     - совершенствование законодательства  о клиринге;

     - совершенствование законодательства, регулирующего учет прав на  ценные бумаги, создание Центрального  депозитария;

     - совершенствование законодательства  об организаторах торговли и  биржах, формирование единого законодательного  регулирования всех видов бирж.[10]

     Основной  целью Стратегии является превращение  РЦБ в один из главных механизмов финансирования экономики наряду с банковскими кредитами.

     Стратегия определяет главными направлениями  государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной перспективе:

     - создание необходимых предпосылок  для формирования конкурентоспособных  институтов финансового рынка;

     - снижение регулятивных барьеров  для обеспечения выхода российских  компаний на рынок капитала  и создание правовых основ  формирования новых инструментов финансового рынка;

     - укрепление законодательной базы  в сфере защиты прав инвесторов  и снижение нерыночного инвестиционного  риска на финансовом рынке;

     - реформу системы регулирования  на финансовом рынке.

     Создание  конкурентоспособных институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:

     - совершенствование учетно-расчетной  инфраструктуры фондового рынка,  внедрение новых технологий;

     - повышение конкурентоспособности  бирж и торговых систем;

     - внедрение систем управления  рисками профессиональных участников рынка;

     - развитие накопительных пенсионных  систем и институтов коллективных  инвестиций;

     - развитие страховых институтов.

     Укрепление  законодательной базы в сфере  защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:

     - повышение эффективности системы  раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную  стоимость инвестиционных продуктов,  предлагаемых на финансовом рынке;

     - решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;

     - защита прав акционеров при  присоединениях, слияниях и иных  формах реорганизации акционерных  обществ;

     - совершенствование корпоративного  законодательства и развитие  принципов корпоративного управления;

     - развитие компенсационных механизмов  на финансовом рынке.

     Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих  мероприятий:

     - разработка нормативной правовой  базы для создания и функционирования  коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;

     - вовлечение в процесс принятия  решений по регулированию финансового  рынка профессиональных участников  рынка ценных бумаг, инвесторов  и эмитентов, в том числе  путем развития саморегулирования.

     Главным препятствием на пути создания подобного независимого органа (мегарегулятора) была и остается позиция Банка России, который осуществляет надзор над кредитными организациями в соответствии с Конституцией и Законами РФ. Идея выделения функции надзора из структуры ЦБ возникла в 2000 году. Банковский комитет Госдумы тогда предложил сохранить Комитет банковского надзора в системе ЦБ, но его председателя назначать Госдумой. Сейчас эта идея доработана и расширена. И предлагается создать мегарегулятор с функциями надзора над всеми финансовыми рынками (кредитные организации, фондовый рынок, страховой рынок).[15]  

      3.2.Контроль деятельности профессиональных  участников рынка ценных бумаг

     В современной России организация  государственного контроля вызывает серьезные  нарекания, о чем не раз упоминалось в юридической литературе.

     Существует  ряд проблем и в сфере государственного контроля профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

     Согласно  статье 42 Закона о рынке ценных бумаг, одной из функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг является осуществление контроля за соблюдением профессиональными участниками  требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом формы государственного контроля законодательного закрепления не получили. Представляется, что это достаточно серьезное упущение с точки зрения защиты прав профессионального участника, недопущения их нарушения со стороны контролирующего органа. Если взять для сравнения налоговые правоотношения, то формы налогового контроля организаций -налогоплательщиков определены на уровне закона. В частности, пунктом 1 статьи 82 Части первой Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечении дохода, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом. Таким образом, учитывая четкое определение форм налогового контроля, осуществление налогового контроля в формах, не предусмотренных Налоговым кодексом, является незаконным. В случае с профессиональными участниками законодательная формулировка предоставляет федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг широчайшую свободу выбора в определении форм контроля профессиональных участников.[6]

     Основной  формой государственного контроля за соблюдением профессиональными  участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных требований, установленных ФКЦБ России, является осуществление проверки.

     Осуществление проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг регламентируется Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, утвержденным постановлением ФСФР России от 28.05.1998 № 19 (далее – Положение о порядке проведения проверок).

     В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке проведения проверок основаниями для осуществления проверок деятельности организаций могут являться:

    1. планы проверок контролирующего органа;
    2. результаты анализа данных отчетности и информации организаций;
    3. окончание срока действия лицензии, выданной контролирующим органом;
    4. жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц;
    5. сообщения в средствах массовой информации;
    6. обращения государственных и муниципальных органов, а также Банка России.

     Не  все указанные основания можно рассматривать как удачно сформулированные. Например, одним из оснований проведения проверки являются результаты анализа данных отчетности и информации организаций. При этом не определен характер указанных результатов. По всей видимости, имеются в виду результаты, отражающие определенные нарушения, в противном случае смысл проверки совершенно не очевиден. Однако существующая формулировка предоставляет возможность ФСФР России осуществлять проверку профессионального участника по любым результатам анализа данных отчетности и информации, независимо от их характера.

     Положением  о порядке проведения проверок установлен достаточно широкий перечень обстоятельств, позволяющий при их наличии также  проводить проверку профессионального  участника. А именно, проверки могут проводиться при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1. имеются факты нарушений организацией законодательства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
    2. имеются факты, позволяющие предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
    3. в результате предыдущей проверки выявлены существенные нарушения организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
    4. в случае непредставления или несвоевременного представления в контролирующий орган отчетности и информации, установленной законодательством о ценных бумагах;
    5. наличия недостоверной информации в документах и отчетности, представленных организацией в контролирующий орган;
    6. наличия признаков несостоятельности (банкротства) организации в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
    7. реорганизации или ликвидации организации;
    8. иных обстоятельств, предусмотренных законодательством о ценных бумагах.

     Некоторые из указанных обстоятельств требуют  внимательного рассмотрения. Например, наличие фактов, позволяющих предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная формулировка имеет настолько общий характер, что объем свободы контролирующего органа в отнесении фактов к тем, которые позволяют предполагать, или к тем, которые не позволяют предполагать возможность совершения нарушений, практически не имеет границ. В такой ситуации любые факты, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, могут быть истолкованы как позволяющие предполагать возможность совершения правонарушения. Все это может привести к злоупотреблениям со стороны контролирующего органа. Следовательно, представляется целесообразным конкретизировать рассматриваемое обстоятельство, хотя бы путем определения критериев отнесения фактов к позволяющим предполагать или к не позволяющим предполагать возможность совершения профессиональным участником правонарушения.

     Следует обратить внимание и на выявление  существенных нарушений организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке  ценных бумаг в результате предыдущей проверки. Здесь существует неопределенность в том, что считать существенными фактами, а что нет. Критериев существенности совершенных нарушений не установлено.

     Проверки, осуществляемые контролирующим органом, могут быть плановыми и внеплановыми, а также комплексными и совместными.

     Под внеплановой проверкой понимается проверка, решение о проведении которой может быть принято контролирующим органом в случае получения им информации о грубых нарушениях организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав владельцев ценных бумаг, не включенная в план проверок контролирующего органа на календарный квартал.

     Относительно  внеплановых проверок следует обратить внимание на то, что они проводятся без предварительного уведомления. Данное положение нельзя назвать  удачным с точки зрения защиты прав профессионального участника. При проверке профессиональный участник несет определенные обязанности, как то предоставление проверяющим документов, справок, разъяснений, письменных объяснений, предоставление отдельного помещения для проведения проверки, обеспечение доступа в административные здания и служебные помещения и ряд других. Внезапное проведение проверки, отсутствие возможности к ней подготовиться нарушают естественный режим хозяйственной деятельности профессионального участника.

Информация о работе Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг