Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Автор: Павел Глухов, 10 Июня 2010 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

очень хорошая работа за 2010год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………..5
1.1. Понятие и цели государственного регулирования…………………………5
1.2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг………………………….11
1.3. Основные направления государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………12
2.Деятельность государства по регулированию рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………...18
2.1. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………….……………..18
2.2. Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг……………………….23
2.3.Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….……..26
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг и контроль за ним со стороны государства……….30
3.1. Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………..30
3.2. Контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг……………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая пднрцб.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     - регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

     - лицензирования профессиональной деятельности на р.ц.б. ;

     - обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

     - поддержания правопорядка на рынке.

     Косвенное, или экономическое, управление р.ц.б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

     - систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);

     - денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

     - государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

     - государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли). [5]

     Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время ещё не сложилась.

     На  начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:

     Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р.ц.б.

     Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц.б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

     Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

     Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р.ц.б.; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

     ФСФР имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р.ц.б.

     Минфин  РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц.б. корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц.б., осуществляет выпуск государственных ц.б. и регулирует их обращение.

     ЦБ  РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц.б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р.ц.б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц.б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

     Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

     Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р.ц.б. страховых компаний.[13]

     Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р.ц.б.:

    1. Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.) ;
    2. Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);
    3. Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.);
    4. Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.);
    5. Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
    6. Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.);
    7. Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.);
    8. Закон об акционерных обществах (1996 г.);
    9. Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
    10. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
    11. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
 

     1.2. Основные принципы государственного регулирования

     Принципы регулирования российского р.ц.б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р.ц.б.

     Основные  принципы можно свести к следующим:

     1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

     2. Выделение из всех видов ц.  б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

     3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  – эмитентах, крупных инвесторах  и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается  возможность получения участниками  рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

     4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через неприятие  регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

     5. При Разделении полномочий между  регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

     6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка.  Такой принцип повышает качество  нормотворчества и его объективность;

      7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  р. ц. б., имеющей определённую  историю и традиции. Нельзя не  учитывать и всё растущую интеграцию  национального фондового рынка  с международным. Неэффективно  начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

     8. Оптимальное распределение функций  регулирования р. ц. б. между  государственными и негосударственными  органами управления (коммерческими  организациями, общественными организациями). [3] 

     1.3. Основные направления государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг  ведется в целях обеспечения  публичных интересов общества и  частных интересов субъектов, действующих  на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования:

     1. Нормативное регулирование рынка  ценных бумаг. Осуществляется  оно путем издания компетентными государственными органами нормативно-правовых актов.

     2. Создание специального органа  государственного регулирования.  Таким органом является Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг.  ФСФР представляет собой федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через регламентацию порядка их деятельности и по выработке стандартов эмиссии ценных бумаг. Федеральная комиссия создает свои территориальные органы, действующие на основании Положений о них.

     Функции ФСФР определены статьей 42 Закона о РЦБ. К ним относятся:

     - осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг;

     - утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;

     - разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

     - установление требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию, листингу;

     - установление обязательных требований к порядку ведения реестра;

     - установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

     - контроль за соблюдением субъектами рынка ценных бумаг законодательства;

     - создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

     3. Лицензирование профессиональной  деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании лицензии, выданной ФСФР или иным лицензирующим органом, получившим генеральную лицензию от ФСФР.

     Порядок и условия лицензирования определяются Порядком лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФСФР от 15 августа 2000 г., с изменениями от 21 марта 2001 г.) и действующими в части, не противоречащей данному акту, Положением о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ (утв. Постановлением ФСФР от 23 ноября 1998 г. № 50), Положением о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 19 июня 1998 г. № 24, с изм. и доп.), и др.

     Данные  акты устанавливают общие требования, предъявляемые к профессиональным участникам. Эти требования касаются:

     - минимального размера собственного капитала участника.

     - наличия квалификации и стажа работы для единоличных исполнительных органов, руководителей и специалистов, отсутствия у этих лиц судимости в сфере экономики;

     - наличия в штате не менее одного специалиста по каждому виду осуществляемой профессиональной деятельности;

     - иных условий выдачи лицензии.

     Помимо  общих требований, установлены особенности  лицензирования брокерской, дилерской  деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

     Для получения лицензии соискатель обращается в ФСФР. ФСФР в срок не более 30 дней со дня регистрации полного комплекта документов принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Законодательством предусмотрены основания для отказа в выдаче лицензии, а также порядок ее продления, приостановления, аннулирования.

Информация о работе Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг