Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Автор: Павел Глухов, 10 Июня 2010 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

очень хорошая работа за 2010год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………..5
1.1. Понятие и цели государственного регулирования…………………………5
1.2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг………………………….11
1.3. Основные направления государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………12
2.Деятельность государства по регулированию рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………...18
2.1. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………….……………..18
2.2. Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг……………………….23
2.3.Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….……..26
3. Перспективы развития рынка ценных бумаг и контроль за ним со стороны государства……….30
3.1. Перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………..30
3.2. Контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг……………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

курсовая пднрцб.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     4. Лицензирование саморегулируемых  организаций, которое осуществляется  в соответствии с Положением  о лицензировании саморегулируемых  организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (утв. Постановлением ФСФР от 1 июля 1997 г. № 24, с изм. и доп.).

     5. Аттестация специалистов рынка  ценных бумаг. Ее проведение  регулируется Положениями о системе  квалификационных требований к  руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Аттестация проводится в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квалификационный аттестат.

     6. Регулирование информационного  обеспечения рынка ценных бумаг.  Законодательством устанавливаются правила раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования служебной информации. Большое внимание уделяется регламентации рекламы на рынке ценных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:

     - указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;

     - указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

     - использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции. Регулирование рекламы на рынке ценных бумаг строится с учетом требований Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе".

     7. Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг. Это направление государственного регулирования опирается на Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

     В целях обеспечения конкуренции  на фондовом рынке нормами данного  Закона определяются действия финансовых организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые могут повлечь за собой ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, и ответственность за совершение таких действий. К действиям, ограничивающим конкуренцию, в частности, относятся:

     - злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением. Доля организации, предоставляющей услуги на рынке ценных бумаг, определяется исходя из соотношения ее оборота к общей сумме оборота организаций данного вида. Доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуг организацией, независимо от места ее нахождения. Злоупотребления доминирующим положением могут выразиться в установлении при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую услугу, включении в договор дискриминационных условий и в других правонарушениях.

     - достижение соглашений в любой форме между организациями, предоставляющими услуги на рынке ценных бумаг, между собой или с органами власти или управления, ограничивающих конкуренцию. Такие соглашения могут быть направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок, процентных ставок; раздел рынка по территориальному принципу др.

     В целях поддержания конкуренции  на рынке финансовых услуг предусмотрено обязательное получение предварительного согласия федерального антимонопольного органа на создание объединений, ассоциаций, союзов финансовых организаций; на совершение ряда сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций.

     Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке  финансовых услуг.

     8. Установление мер, направленных  на обеспечение государственной  и общественной защиты интересов  субъектов рынка ценных бумаг.  Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" введены дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на фондовом рынке, дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, направленные на защиту прав и законных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг.[14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Деятельность  государства по регулированию рынка ценных бумаг

     2.1. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

     Очевидность недостаточной эффективности правового  механизма, регулирующего отношения  в сфере лицензирования, для развития предпринимательства часто отмечается в юридической литературе. Недостатки в сфере лицензирования превратили процесс получения лицензий в один из бюрократических барьеров на пути создания режима наибольшего благоприятствования для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи государственная политика в настоящее время направлена на уменьшение количества лицензируемых видов деятельности, создания четкой, ясной и прозрачной процедуры лицензирования. В частности проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в рамках активизации процессов дебюрократизации предполагает проведение дальнейшего сокращения перечня лицензируемых видов деятельности до предельно целесообразного минимума с возможной заменой системы лицензирования более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов.

     В соответствии со статьей 39 Закона о  рынке ценных бумаг все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  осуществляются на основании соответствующей  лицензии. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

       Исходя  из смысла статьи 39 Закона о рынке  ценных бумаг, лицензирование является основным направлением государственного регулирования деятельности профессиональных участников. Необходимость лицензирования обусловлена повышенным уровнем риска, сопутствующим профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Лицензирование призвано предотвращать появление на рынке неподготовленных или недобросовестных субъектов профессиональной деятельности, и служит защите прав и законных интересов участников рынка, поддержанию благоприятных условий функционирования рыночных механизмов и обеспечению стабильности отношений между всеми участниками рынка ценных бумаг.[8]

       На  сегодняшний день существует насущная необходимость системного упорядочивания норм, на основании которых осуществляется лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определения единых принципов осуществления лицензирования, согласованных с общими принципами правового регулирования предпринимательской деятельности. Тем более что соответствующие методические установки единой системы правового регулирования в сфере лицензирования нашли отражение в Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Так, в указанном законе сформулированы важнейшие принципы осуществления лицензирования:

       · обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

       · установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

       · установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

       · иные принципы.

       Согласно  пункту 6 статьи 42 Закона о рынке  ценных бумаг установление порядка  и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг отнесено к компетенции ФСФС России. Порядок лицензирования профессиональной деятельности регламентирован, главным образом, двумя нормативными правовыми актами. Первый – Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный постановлением ФСФР России от  15.08.2000 № 10 (далее – Порядок лицензирования). Второй - Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное постановлением ФСФРРФ от 23.11.1998 № 50. Второй действует в части, не противоречащей первому нормативному акту. Особняком стоит Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФСФР России от 19.06.1998 № 24, которое также действует в части, не противоречащей Порядку лицензирования. Кроме того, как уже упоминалось, отдельные лицензионные требования и условия установлены целым перечнем нормативно-правовых актов ФСФР России.

       Для получения лицензии, а также дальнейшего  осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, юридическое  лицо должно соответствовать установленным  требованиям и выполнять определенные условия. Лицензионные требования и условия различаются в зависимости от конкретного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, из всего объема требований можно выделить основные, необходимые для осуществления любой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такими требованиями являются:

    § наличие достаточного размера собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг;

    § соответствие руководителей и специалистов профессионального участника рынка ценных бумаг установленным квалификационным требованиям;

    § соблюдение правил совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

    § наличие системы внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.

     Минимальный размер собственных средств профессионального  участника, необходимый для осуществления деятельности последнего, установлен специальным нормативно-правовым актом – постановлением ФСФР России от 18.07.2001 № 15 “О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг”. Методика расчета собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг утверждена также отдельным постановлением ФСФР России от 15.08.2000 № 8.

       В настоящее время регулирование  нормативов достаточности собственных  средств профессиональных участников направлено на последовательное увеличение размера этих средств. Задача ФСФР России здесь ясна – повышение финансовой устойчивости профессиональных участников рынка ценных бумаг и, как следствие, снижение уровня рисков, связанных с деятельностью профессионального участника. Вместе с тем, следует обратить внимание на реальное текущее финансовое положение профессиональных участников. Собственная финансовая база профессиональных участников достаточно слаба и имеет тенденцию к ухудшению. Кроме того, продолжается процесс сокращения численности профессиональных участников на отечественном рынке ценных бумаг. В данных условиях представляется целесообразным применять более гибкие методы регулирования финансовой устойчивости профессиональных участников. Тем более что ФСФР России декларирует развитие применения таких методов как страхование рисков профессионального участника, участие в гарантийных (компенсационных) фондах, использование банковских гарантий. Простое механическое повышение норматива достаточности собственных средств профессиональных участников может привести лишь к дальнейшему сокращению их числа, ограничению конкуренции на рынке ценных бумаг, появлению крупных участников – монополистов.

       Статьей 10 Закона о рынке ценных бумаг  установлено, что ограничение на совмещение видов деятельности и  операций с ценными бумагами устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

       Основным  ориентиром в установлении запрета  на совмещение профессиональных видов деятельности является предотвращение конфликта интересов и снижение риска, связанного с таким совмещением. Основной принцип, в соответствии с которым устанавливаются ограничения по совмещению видов деятельности, – это ограничения на совмещение посреднической и инфраструктурной деятельности на рынке ценных бумаг. В Законе о рынке ценных бумаг установлен единственный запрет: на совмещение деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг с любой другой профессиональной деятельностью. Здесь возникновение конфликта интересов наиболее ярко выражено. Иные ограничения совмещения установлены Порядком лицензирования.

Информация о работе Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг