Государственная денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:27, лекция

Описание работы

Первый коммерческий банк был открыт в 1407 году в Генуе. Конкуренция начала зарождать в начале 20 века. В этот период банки начинают делиться на: государственные (центральные) и коммерческие банки.
Сейчас выдвинута концепция – «банк-технология».
Кредитные организации бывают 2 видов: банки и небанковские кредитные организации.

Работа содержит 1 файл

денежно-кредитная политика лекции.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

3.       Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы

4.       Сокращение реального объема национального производства, которое при стибильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Виды инфляции:

1)      Инфляция спроса – порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).

2)      Инфляция предложения (издержек) – рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспльзованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

3)      Сбалансированная инфляция – цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

4)      Несбалансированная инфляций – цены разиличных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

5)      Прогнозируемая инфляция – это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и в поведении экономических субъектов.

6)      Непрогнозируемая инфляция – становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

7)      Адаптированные ожидания потребителей – изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

В зависимости от темпов роста различают:

  • Ползучую (умеренную) – менее 10%
  • Галопирующую = 10-50%. Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах.
  • Гиперинфляцию. Цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год.

Хроническая инфляция – длительная во времени инфляция.

Стагфляция = инфляция + падение производства.

Основные формы проявления инфляции:

1.       Рост цен на товары и услуги, что приводит к снижению покупательной способности

2.       Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной

3.       Увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Золотовалютные резервы страны.

Функции ЦБ РФ – ЦБ осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России. Также он осуществляет операции по обслуживанию гос долга и операции с золотовалютными резервами.

Золотовалютные резервы представляют собой финансовые активы, которые находятся в распоряжении ЦБ РФ и Правительства РФ.

Международные резервы РФ состоят из активов в иностранной валюте, монетарного золота, резервной позиции в МВФ, специальных прав заимствования, а также из краткосрочных депозитов в банках, ценных бумаг иностранных правительств и остатках на текущих счетах. Все активы международных резервов РФ пересчитываются в доллары США. В активы РФ в иностранной валюты не включаются средства, размещенные в банках-резидентах и цб, служащие обеспечением по сделкам прямого РЕПО.

Внешний долг

Государственный долг – совокупность обязательств по возврату средств с процентами, принятых от лица госудраства или от имени его уполномоченных органов перед кредиторами. На практике гос долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Внешний долг РФ (ст. 6 БК РФ) – обязательства, возникающие в иностранной валюте.

В соответствии с Федеральным Бюджетом РФ Правительство России вправе осуществлять государственные внешние заимствования (не должны превышать 7,5 млрд. долларов). Эти заимствования происходят путем выпуска и размещения облигаций внешних облигационных займов. Также Правительство может осуществлять перераспределение внешних гос заимствований и имеет право принимать решение о списании гос внешнего долга.

Также в бюджете был установлен верхний предел по гос гарантиям = не более 11,5 млрд. долларов. В нем утверждена программа гос гарантий.

Кредиторы РФ:

1.       Члены Парижского клуба

2.       Международные финансовые организации

3.       Задолженность бывшего СССР

 

Основные направления ЕГДКП на 2010 и 2011-2012 годы.

Принципы:

    1. снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году.
    2. минимизация негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор
    3. Акцент на удержании инфляции на траектории ее последующего снижения,
    4. Продолжение использования валютных резервов, при этом обеспечивая их объемы на определенном уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.
    5. Создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.
    6. Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков.
    7. Проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.
    8. Банк России намерен снижать ставки по своим операциям.
    9. Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования.

2)      Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2009 году:

    1. Инфляция и экономический рост
    2. Платежный баланс
    3. Валютный курс
    4. Реализация денежно-кредитной политики.

3)      Сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и прогноз платежного баланса.

    1. В рамках первого варианта, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на нефть на мировом рынке до 45 долларов. Раельные располагаемые денежные доходы населения могут снижиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
    2. В качестве второго варианта – прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Цена нефти = 58. Прирост реальных денежных доходов 0,4%. Эк рост 1,6%.Прирост инвестиций = 1,0%.
    3. Третий вариант. Нефть = 68. Доходы населения = +1,4%, инвестиции = +4,5%. ВВП = + 3%.
    4. Четвертый вариант. Нефть = 80. Денежные доходы = 2,4%. Инвестиции = 8%. ВВП = +4,4%.

4)      Цели и инструменты ДКП в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.

    1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа. Денежная программа на 2010 – 2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на 2010-2012 годы.
    2. Политика валютного курса ЦБ направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.
    3. Инструменты ДКП будут ориентированы на создание необходимых условий для реализации ДКП.

5)      Приложения

    1. Мероприятия ЦБ по совершенствованию банковской системы и банковского надзора
    2. Мероприятия ЦБ по совершенствованию финансовых рынков
    3. Мероприятия по совершенствованию платежной системы РФ
    4. План важнейших мероприятий ЦБ на 2010 годы по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России.

Транспорентность – (прозрачность, понятность, честность) раскрытие информации центральными банками различных стран. Она оценивается различными международными организациями и для каждой организации рассчитывается индекс (максимальный 15).

17 декабря 2010 г.

Тема: Платежная система России.

Состоит из:

1.       Платежная система Банка России – это ключевой механизм, через который реализуется денежно-кредитная и бюджетная политика России.

2.       Частные платежные системы представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).

 

Платежная система Банка России.

Банк России, являясь оператором собственной платежной системы:

o         Координирует и регулирует расчетные отношения в России;

o         Осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования;

o         Устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

o         Организует наличное денежное обращение

Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности.

К правовой базе регулирования относится ГК и различные ФЗ («о ЦБ», «о банках и банковской деятельности»), различные нормативные акты, принимаемые ЦБ.

Отношения между Банком России и его клиентами и кредитными организациями регулируются договорами корреспондентского счета (или банковского счета). Данные договора являются правовой основой функционирования платежной системы России.

Банк России всегда информирует об изменениях и дополнениях в нормативных актах, а также о технической модификации платежной системы.

Основные элементы платежной системы Банка России:

  • Система банковских электронных срочных платежей – обеспечивает осуществление расчетов с использованием электронной технологии в режиме реального времени в масштабе всей страны.
  • Более семидесяти отдельных систем внутрирегиональных электронных расчетов – обеспечивает осуществление расчетов с использованием электронной технологии в региональных компонентах
  • Система межрегиональных электронных расчетов – обеспечивает осуществление расчетов с использование электронной технологии между региональными компонентами
  • Системы расчетов с применением авизо (почтовых и телеграфных), основанные на использовании бумажных технологий – обеспечивает осуществление расчетов с использование бумажной технологии на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях.

Совокупность систем расчетов, обеспечивающих проведение платежей клиентов каждого из регионов РФ, составляет региональную компоненту платежной системы Банка России.

Платежная система Банка России – системно значимая платежная система РФ.

Банк России осуществляет жесткое регулирование и оперативное управление деятельности своей платежной системы.

Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года.

Принята 6 июля 2010 года. Реализация Концепции позволит создать надежную, прозрачную, доступную и удобную в использовании платежную систему, обеспечивающую:

       Повышение эффективности проведения единой государственной денежно-кредитной политики за счет осуществления в режиме реального времени расчетных операций по ее реализации;

       Повышение устойчивости банковской системы РФ к распространению рисков путем осуществления контроля их возникновения и локализации со стороны Банка России;

       Создание условий, способствующих повышению эффективности функционирования национальных финансовых рынков, в том числе, за счет использования принятых в международной практике надежных механизмов расчетов по заключенным сделкам

       Расширение возможностей кредитных организаций и их клиентов по использованию расчетных услуг Банка России при сокращении издержек на проведение платежей

       Предоставление Федеральному казначейству новых возможностей для эффективного решения задач при осуществлении контроля доходной части и управления расходной частью федерального бюджета.

Содержание:

1.       Цели Банка России в отношении платежной системы Банка России.

2.       Состояние платежной системы Банка России и пути ее совершенствования

3.       Перспективная платежная система Банка России

4.       Этапы развития платежной системы Банка России

5.       Результаты реализации Концепции

Показатели функционирования платежной системы банка России.

       По состоянию на 01.01.2010 участниками платежной системы Банка России являлись 630 учреждений БР,  1058 кредитных организаций и 2253 филиала кредитных организаций.

       Кроме того, на расчетном обслуживании находились клиенты, кот. Не являются кредитными организациями в количестве 14731.

       Через платежную систему БР в 2009 году проведено 89.9% от общего количества и 93.0% от общего объема межбанковских платежей в РФ.

Из этого вытекает значимость и потребность системы, как наименее рисковую и качественную.

Информация о работе Государственная денежно-кредитная политика