Функции и принципы организации деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Основным звеном банковской системы Российской Федерации являются коммерческие банки.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………........4
1. История появления и сущность коммерческих банков…….………………………….......6
1.1. История появления коммерческих банков……...….……………………………….....6
1.2. Цель деятельности коммерческих банков………………………………...….……......7
1.3. Понятие и виды коммерческих банков..…………………………………………….....9
2. Экономические основы деятельности коммерческих банков………………….…...……..14
2.1. Организационное устройство коммерческих банков…………..………………….....14
2.2. Функции коммерческих банков………………………………………...………….......16
2.3. Принципы организации деятельности коммерческих банков..……………………...22
3. Анализ организации деятельности коммерческого банка ОАО «Ярсоцбанк».….............26
3.1. Организационно-экономическая характеристика банка ОАО «Ярсоцбанк».………26
3.2. Функции и принципы банка ОАО «Ярсоцбанк»………………………………….......27
3.3. Основные направления развития банковской сферы…………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………………......36

Работа содержит 1 файл

Курсовик по КБ.doc

— 506.61 Кб (Скачать)

 

ОАО «Ярсоцбанк» предлагает клиентам обслуживание экспортно-импортных операций и имеет большой опыт работы в области международных расчетов. Банк обладает всеми необходимыми ресурсами и широкой инфраструктурой для сопровождения внешнеторговой деятельности клиентов. В практике расчетов применяются инструменты, получившие мировое признание благодаря надежности и удобству и позволяющие клиентам добиваться значительного снижения коммерческих и финансовых рисков при осуществлении экспортно-импортных операций.

В рамках обслуживания внешнеэкономической деятельности клиентов ОАО «Ярсоцбанк» предлагает:

        комплексный валютный контроль;

        документарный бизнес;

        операции по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

        прием заявлений на перевод от клиентов и проведение международных расчетов через международную систему S.W.I.F.T.;  

        запросы о платежах в интересах клиента;

        кассовые операции юридических лиц и частных предпринимателей.

Банк предоставляет клиентам консультации на этапе подписания контракта по импорту или экспорту, так, чтобы предусмотреть обязательные позиции, требуемые по валютному законодательству РФ; разъяснения по новым нормативным актам Банка России, рекомендации по оформлению документов валютного контроля. 

В своей работе банк основывается на базовых принципах организации деятельности, таких как работа в пределах реально имеющихся ресурсов, полная экономическая самостоятельность, рыночный характер взаимоотношений с клиентами и регулирование деятельности косвенными методами. Также главными принципами деятельности банка являются:

       универсальность,

       широкий спектр услуг,

       высокий уровень надежности,

       информационная открытость,

       новые технологии,

       профессиональный кадровый состав,

       высокое качество обслуживания

       индивидуальный подход к каждому клиенту. [16]

Банк постоянно расширяет круг проводимых на российском рынке операций и предоставляет клиентам широкий комплекс услуг, принятых в международной банковской практике.

 

3.3 Основные направления развития банковской сферы

Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства.

Основными направлениями развития банковской сферы являются:

       усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

       повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

       повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

       предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

       развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

       укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Динамика решения задач развития банковского сектора в значительной степени зависит от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

Еще задолго до начала финансового кризиса в России экономика и финансовые рынки вошли в стадию перегрева. Избыток ликвидности на внешних рынках, низкие ставки, дефицит длинных денег внутри страны создали благоприятные условия для опережающего роста внешнего долга банков и компаний. Кроме того, укрепление рубля стимулировало нерезидентов инвестировать спекулятивный капитал в рублевые инструменты. В итоге с начала 2006-го по 1 октября 2008 года внешний долг банков увеличился почти в 20 раз – с 10,2 млрд. долларов до 197,9 млрд. долларов. За этот же период внешний долг нефинансовых компаний вырос почти в 9 раз – с 34,5 млрд. долларов до 301,4 млрд. долларов.

На фоне легкодоступного фондирования рост банковского кредитования существенно ускорился. Среднегодовое увеличение соотношения кредиты/ВВП, характеризующее кредитную активность банков, возросло в среднем с 3,2 % в 2002-2005 годах до 6,0 % в 2005-2008 годах. Между тем расчеты МВФ на основе анализа межстрановых данных показывают, что банковскому кризису, как правило, предшествует быстрое (в среднем на 5,2 процентных пункта в год) увеличение отношения объема кредитов к ВВП в течение 5 лет.

На мировой финансовый кризис банки ответили кредитным сжатием, увеличением запаса ликвидности, накоплением позиций в валюте, досрочным погашением долгов и подготовкой к кризису «плохих» кредитов (просроченная задолженность) через накопление резервов.

Если до начала кризиса реальный сектор получал чистый приток финансирования за счет внешнего долга и внутреннего кредитования, то начиная с третьего квартала 2008 года внешний рынок закрылся как для привлечения новых займов, так и для рефинансирования старых, а объемы кредитования упали в разы, и предприятия остались с накопленными долгами без привычной возможности их рефинансировать. Это привело к резкому снижению платежеспособности.

Помимо ограничений доступа к кредиту, компании столкнулись с резким ростом процентных ставок. Помимо номинальных ставок, весьма существенно возросла и реальная (с учетом инфляции) стоимость кредитных средств.

Сжатие кредитования, рост стоимости обслуживания долга, сокращение платежеспособного спроса и снижение цен на экспортируемое российскими предприятиями сырье привели к резкому ухудшению их финансового положения. Сокращение внутренних источников генерации денежных потоков предприятий в сочетании с трудностями рефинансирования долгов стали основными причинами невозвратов по банковским кредитам. В связи с кризисом на многих предприятиях произошли массовые увольнения людей, поэтому потерявшие доходы люди также обнаружили невозможность обслуживать взятые потребительские кредиты.

Ведущие российские аналитики и эксперты сходятся во мнении, что пика роста «плохих» кредитов следует ожидать в середине 2010 года. Основные последствия накопления просроченной задолженности:

1)      Необходимость увеличения резервов на потери (за 8 месяцев 2009 года резервы были увеличены на 656 млрд. рублей против 111 млрд. рублей за аналогичный период 2008 года). Это «съедает» практически всю прибыль банковской системы – на 01.09.2009 года она составила 12,5 млрд. рублей против 353,5 млрд. рублей на 01.09.2008 года. При этом почти 200 банков (18%) генерируют убытки, то есть формирование провизии у них уже происходит не за счет текущей прибыли, а за счет капитала, при этом угрожая снизить уровень достаточности капитала отдельных банков ниже критического;

2)      Системный эффект в случае одновременного банкротства ряда крупных заемщиков из одной или смежной отраслей, занимающих большую долю в кредитном портфеле банков (например – строительство и недвижимость). Проблема смягчается готовностью банков идти на реструктуризацию кредитов и гарантиями государства для проблемных предприятий;

3)      Хотя банки уверяют, что основная масса «плохих» кредитов уже выявлена ими к настоящему моменту, все же сохраняется навес проблемных кредитов, выданных/пролонгированных осенью 2008 года – зимой 2009 года. Непрозрачные условия реструктуризации проблемных кредитов затрудняют оценку потенциальных невозвратов.

В результате массового снятия счетов вкладчиками, неплатёжеспособности многих должников банки не могут по-прежнему эффективно работать и выполнять свои функции. Это крайне отрицательно сказывается на экономике в целом.

Поэтому государством разработаны разнообразные формы поддержки банковского сектора. Наиболее важные из них это:  

       Прямые государственные кредиты ключевым банкам для поддержания их ликвидности, поскольку внешне финансовый кризис проявляется, прежде всего, в резком обострении этой проблемы;

       Усиление государственного контроля, вплоть до национализации некоторых ключевых кредитных учреждений или выкупа государством части их акционерного капитала для предотвращения банкротства;

       Частичная поддержка неплатёжеспособных должников;

       Расширение лимитов страхования вкладов в банках с целью успокоить вкладчиков и уменьшить отток капиталов;

       Выделение средств частным компаниям на погашение задолженности иностранным кредиторам в случае необходимости, с тем, чтобы предотвратить переход существенной части их акционерного капитала в «иностранные руки».[17]

Таблица 8.

Основные преимущества и недостатки рекапитализации[18]

 

Преимущества

Недостатки

Прозрачность механизмов и условий распределения господдержки.

Механизм рекапитализации на действующих условиях практически недоступен банкам за пределами Топ-100 (в реальности круг еще уже).

Низкая предсказуемость полных необходимых затрат государства на рекапитализацию (зависят от доли «плохих» кредитов и конечных потерь банков, которые могут резко вырасти в будущем).

Риск, что банки, получив свежий капитал, но не избавившись от проблемных активов, будут опасаться дальнейшего роста невозвратов по ним и отказываться от расширения кредитования. То есть порочный круг (кредитное сжатие – снижение платежеспособности заемщиков) не удастся разорвать.

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.

Основные преимущества и недостатки выкупа активов[19]

Преимущества

Недостатки

Банки получают возможность сразу расчистить балансы, что устранит существенное препятствие к возобновлению кредитования.

Отсутствие прозрачного механизма определения цены выкупа (при обязательстве обратного выкупа – не столь важно).

Механизм позволяет государству адресно выкупать и реструктурировать долги заемщиков из приоритетных отраслей экономики и поддержать социально уязвимые группы населения (ипотека).

Неоднородность активов – невозможность применить общие критерии выкупа.

Специализированная управляющая компания, в которой сконцентрируются «плохие» активы, сможет в ряде случаев более эффективно управлять этими активами и реализовывать их по мере восстановления рынков, без необходимости соблюдать нормативные требования ЦБ по достаточности капитала.

 

Информация о работе Функции и принципы организации деятельности коммерческих банков