Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа
Основным звеном банковской системы Российской Федерации являются коммерческие банки.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Введение……………………………………………………………………………………........4
1. История появления и сущность коммерческих банков…….………………………….......6
1.1. История появления коммерческих банков……...….……………………………….....6
1.2. Цель деятельности коммерческих банков………………………………...….……......7
1.3. Понятие и виды коммерческих банков..…………………………………………….....9
2. Экономические основы деятельности коммерческих банков………………….…...……..14
2.1. Организационное устройство коммерческих банков…………..………………….....14
2.2. Функции коммерческих банков………………………………………...………….......16
2.3. Принципы организации деятельности коммерческих банков..……………………...22
3. Анализ организации деятельности коммерческого банка ОАО «Ярсоцбанк».….............26
3.1. Организационно-экономическая характеристика банка ОАО «Ярсоцбанк».………26
3.2. Функции и принципы банка ОАО «Ярсоцбанк»………………………………….......27
3.3. Основные направления развития банковской сферы…………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………………......36
2. Экономические основы деятельности коммерческих банков
2.1 Организационное устройство коммерческих банков
Вариант организационной структуры банка представлен на рис. 4:
Рис. 4 Банковская структура[5]
Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества.
Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год.[6] На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим.
При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.
В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).
В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций – клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.
2.2 Функции коммерческих банков
Основными функциями коммерческих банков являются:
мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
кредитование предприятий, государства и населения;
выпуск кредитных денег;
осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
эмиссионно-учредительская функция;
консультирование, представление экономической и финансовой информации.[7]
Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости и потребительских товаров. В конечном счете, с помощью банков сбережения превращаются в капитал.
Данные об объемах депозитов физических лиц представлены в таблице 1:
Таблица 1.
Данные об объемах привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц
(млн. руб.)[8]
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Важное экономическое значение имеет функция кредитования предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у кредиторов и передавая их заемщикам. За счет кредитов банка осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, обеспечивается расширение производства. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки кредитуют финансовую деятельность правительства.
В таблице 2 отражены сведения о предоставленных кредитах физическим лицам:
Таблица 2.
Сведения о кредитах, предоставленных физическим лицам |
Наименование субъектов Российской Федерации | Кредиты, предоставленные физическим лицам | ||||||||
Объем* | Задолженность | ||||||||
всего | в валюте Российской Федерации | в иностранной валюте и драгоценных металлах | всего | в валюте Российской Федерации | в иностранной валюте и драгоценных металлах | в том числе просроченная | |||
всего | в валюте Российской Федерации | в иностранной валюте и драгоценных металлах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Всего по Российской Федерации | 627 227 | 600 631 | 26 596 | 3 512 087 | 3 144 355 | 367 732 | 259 208 | 225 072 | 34 136 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 210 926 | 189 554 | 21 372 | 1 059 084 | 797 228 | 261 856 | 88 019 | 61 101 | 26 918 |
Белгородская область | 3 451 | 3 434 | 17 | 26 345 | 25 451 | 894 | 1 297 | 1 255 | 42 |
Брянская область | 2 213 | 2 189 | 24 | 17 145 | 16 630 | 515 | 1 023 | 1 009 | 14 |
Владимирская область | 2 903 | 2 887 | 16 | 24 578 | 23 510 | 1 068 | 1 633 | 1 591 | 42 |
Воронежская область | 6 717 | 6 672 | 45 | 36 370 | 35 211 | 1 159 | 3 366 | 3 206 | 160 |
Ивановская область | 1 775 | 1 759 | 16 | 13 813 | 13 187 | 626 | 1 214 | 1 121 | 93 |
Калужская область | 2 578 | 2 516 | 62 | 18 931 | 17 641 | 1 290 | 604 | 585 | 19 |
Костромская область | 1 810 | 1 808 | 2 | 10 435 | 10 169 | 266 | 848 | 837 | 11 |
Курская область | 2 746 | 2 732 | 14 | 19 791 | 19 221 | 570 | 1 109 | 1 083 | 26 |
Липецкая область | 4 179 | 4 166 | 13 | 18 624 | 18 066 | 558 | 943 | 918 | 25 |
Московская область | 43 870 | 40 902 | 2 968 | 227 284 | 168 874 | 58 410 | 22 769 | 14 724 | 8 045 |
Орловская область | 1 330 | 1 321 | 9 | 11 055 | 10 594 | 461 | 777 | 768 | 9 |
Рязанская область | 2 501 | 2 438 | 63 | 22 253 | 21 063 | 1 190 | 1 684 | 1 642 | 42 |
Смоленская область | 3 327 | 3 279 | 48 | 20 603 | 19 161 | 1 442 | 1 214 | 1 050 | 164 |
Тамбовская область | 1 924 | 1 904 | 20 | 12 369 | 11 901 | 468 | 638 | 630 | 8 |
Тверская область | 2 849 | 2 824 | 25 | 23 091 | 21 684 | 1 407 | 1 315 | 1 058 | 257 |
Тульская область | 4 719 | 4 674 | 45 | 30 825 | 29 286 | 1 539 | 2 059 | 2 011 | 48 |
Ярославская область | 4 388 | 4 340 | 48 | 23 227 | 22 382 | 845 | 1 730 | 1 671 | 59 |
г. Москва | 117 646 | 99 709 | 17 937 | 502 345 | 313 197 | 189 148 | 43 796 | 25 942 | 17 854 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 54 420 | 52 378 | 2 042 | 383 897 | 331 692 | 52 205 | 23 448 | 19 861 | 3 587 |
Республика Карелия | 1 839 | 1 837 | 2 | 16 903 | 16 503 | 400 | 861 | 843 | 18 |
Республика Коми | 2 988 | 2 965 | 23 | 25 159 | 24 636 | 523 | 799 | 791 | 8 |
Архангельская область | 3 929 | 3 897 | 32 | 29 750 | 29 115 | 635 | 1 155 | 1 133 | 22 |
в том числе Ненецкий автономный округ | 244 | 244 | 0 | 2 656 | 2 648 | 8 | 5 | 5 | 0 |
Вологодская область | 3 745 | 3 717 | 28 | 28 860 | 28 207 | 653 | 1 989 | 1 954 | 35 |
Калининградская область | 5 159 | 4 924 | 235 | 21 908 | 17 606 | 4 302 | 2 880 | 2 129 | 751 |
Ленинградская область | 4 490 | 4 377 | 113 | 32 691 | 28 724 | 3 967 | 2 296 | 1 878 | 418 |
Мурманская область | 3 280 | 3 255 | 25 | 20 714 | 19 980 | 734 | 1 071 | 1 019 | 52 |
Новгородская область | 1 273 | 1 260 | 13 | 11 580 | 11 200 | 380 | 724 | 684 | 40 |
Псковская область | 1 192 | 1 191 | 1 | 8 623 | 8 387 | 236 | 524 | 516 | 8 |
г. Санкт-Петербург | 26 525 | 24 955 | 1 570 | 187 709 | 147 334 | 40 375 | 11 149 | 8 914 | 2 235 |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 43 840 | 43 033 | 807 | 256 659 | 248 287 | 8 372 | 20 898 | 20 457 | 441 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 619 | 610 | 9 | 5 883 | 5 677 | 206 | 366 | 357 | 9 |
Республика Калмыкия | 386 | 379 | 7 | 4 396 | 4 286 | 110 | 154 | 147 | 7 |
Краснодарский край | 14 340 | 13 830 | 510 | 99 182 | 95 215 | 3 967 | 7 528 | 7 305 | 223 |
Астраханская область | 7 515 | 7 512 | 3 | 18 793 | 18 521 | 272 | 1 234 | 1 228 | 6 |
Волгоградская область | 6 183 | 6 123 | 60 | 46 553 | 45 405 | 1 148 | 5 035 | 4 991 | 44 |
Ростовская область | 14 797 | 14 579 | 218 | 81 852 | 79 183 | 2 669 | 6 581 | 6 429 | 152 |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 13 541 | 13 457 | 84 | 78 315 | 75 128 | 3 187 | 4 680 | 4 387 | 293 |
Республика Дагестан | 2 254 | 2 246 | 8 | 10 644 | 10 006 | 638 | 273 | 260 | 13 |
Республика Ингушетия | 174 | 174 | 0 | 1 396 | 1 384 | 12 | 7 | 6 | 1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 1 622 | 1 600 | 22 | 7 569 | 7 225 | 344 | 309 | 244 | 65 |
Карачаево-Черкесская Республика | 502 | 502 | 0 | 5 152 | 5 038 | 114 | 142 | 141 | 1 |
Республика Северная Осетия - Алания | 586 | 565 | 21 | 5 649 | 5 323 | 326 | 380 | 337 | 43 |
Чеченская Республика | 242 | 240 | 2 | 1 676 | 1 615 | 61 | 25 | 5 | 20 |
Ставропольский край | 8 161 | 8 130 | 31 | 46 229 | 44 537 | 1 692 | 3 544 | 3 394 | 150 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 101 034 | 100 217 | 817 | 641 847 | 623 631 | 18 216 | 47 282 | 46 022 | 1 260 |
Республика Башкортостан | 14 249 | 14 202 | 47 | 80 417 | 78 873 | 1 544 | 5 378 | 5 294 | 84 |
Республика Марий Эл | 1 808 | 1 800 | 8 | 11 245 | 10 921 | 324 | 648 | 640 | 8 |
Республика Мордовия | 1 445 | 1 434 | 11 | 12 933 | 12 483 | 450 | 453 | 443 | 10 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 13 207 | 13 123 | 84 | 83 354 | 81 807 | 1 547 | 6 429 | 6 372 | 57 |
Удмуртская Республика | 4 027 | 4 014 | 13 | 35 461 | 34 645 | 816 | 2 274 | 2 193 | 81 |
Чувашская Республика - Чувашия | 2 322 | 2 303 | 19 | 24 605 | 23 784 | 821 | 1 297 | 1 186 | 111 |
Пермский край | 10 975 | 10 937 | 38 | 74 834 | 72 656 | 2 178 | 5 891 | 5 664 | 227 |
Кировская область | 3 325 | 3 315 | 10 | 21 222 | 20 807 | 415 | 1 099 | 1 079 | 20 |
Нижегородская область | 9 360 | 9 224 | 136 | 77 116 | 73 876 | 3 240 | 6 826 | 6 542 | 284 |
Оренбургская область | 9 651 | 9 645 | 6 | 42 504 | 41 785 | 719 | 3 199 | 3 171 | 28 |
Пензенская область | 3 020 | 2 999 | 21 | 20 133 | 19 527 | 606 | 812 | 800 | 12 |
Самарская область | 18 438 | 18 056 | 382 | 93 088 | 89 365 | 3 723 | 8 580 | 8 325 | 255 |
Саратовская область | 5 793 | 5 764 | 29 | 42 079 | 40 914 | 1 165 | 3 276 | 3 209 | 67 |
Ульяновская область | 3 414 | 3 401 | 13 | 22 856 | 22 188 | 668 | 1 120 | 1 104 | 16 |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 58 356 | 58 070 | 286 | 400 859 | 394 293 | 6 566 | 24 542 | 24 058 | 484 |
Курганская область | 1 882 | 1 881 | 1 | 16 241 | 16 075 | 166 | 891 | 889 | 2 |
Свердловская область | 19 771 | 19 680 | 91 | 120 934 | 118 110 | 2 824 | 9 466 | 9 250 | 216 |
Тюменская область | 23 664 | 23 525 | 139 | 168 590 | 167 078 | 1 512 | 6 330 | 6 272 | 58 |
в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 8 084 | 8 072 | 12 | 80 758 | 80 435 | 323 | 2 189 | 2 177 | 12 |
в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ | 2 256 | 2 255 | 1 | 22 327 | 22 153 | 174 | 473 | 464 | 9 |
Челябинская область | 13 039 | 12 984 | 55 | 95 094 | 93 030 | 2 064 | 7 855 | 7 647 | 208 |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 119 265 | 118 672 | 593 | 544 022 | 532 144 | 11 878 | 41 624 | 40 847 | 777 |
Республика Алтай | 714 | 711 | 3 | 5 379 | 5 356 | 23 | 292 | 292 | 0 |
Республика Бурятия | 5 317 | 5 297 | 20 | 26 433 | 26 086 | 347 | 1 881 | 1 878 | 3 |
Республика Тыва | 653 | 653 | 0 | 7 055 | 7 045 | 10 | 387 | 387 | 0 |
Республика Хакасия | 3 183 | 3 177 | 6 | 13 074 | 13 000 | 74 | 837 | 830 | 7 |
Алтайский край | 6 944 | 6 930 | 14 | 49 893 | 49 160 | 733 | 4 186 | 4 133 | 53 |
Забайкальский край | 3 225 | 3 164 | 61 | 26 043 | 25 689 | 354 | 1 322 | 1 317 | 5 |
Красноярский край | 16 843 | 16 710 | 133 | 98 145 | 96 277 | 1 868 | 5 874 | 5 803 | 71 |
Иркутская область | 12 242 | 12 091 | 151 | 74 517 | 73 011 | 1 506 | 5 026 | 4 949 | 77 |
Кемеровская область | 9 712 | 9 693 | 19 | 75 889 | 73 961 | 1 928 | 7 631 | 7 557 | 74 |
Новосибирская область | 50 490 | 50 376 | 114 | 84 068 | 81 442 | 2 626 | 7 335 | 7 078 | 257 |
Омская область | 5 407 | 5 345 | 62 | 49 265 | 47 458 | 1 807 | 4 976 | 4 764 | 212 |
Томская область | 4 535 | 4 525 | 10 | 34 261 | 33 659 | 602 | 1 877 | 1 859 | 18 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 25 845 | 25 250 | 595 | 147 404 | 141 952 | 5 452 | 8 715 | 8 339 | 376 |
Республика Саха (Якутия) | 3 501 | 3 490 | 11 | 22 530 | 22 314 | 216 | 793 | 792 | 1 |
Камчатский край | 1 542 | 1 470 | 72 | 6 669 | 6 473 | 196 | 237 | 234 | 3 |
Приморский край | 6 997 | 6 693 | 304 | 37 770 | 35 102 | 2 668 | 2 736 | 2 496 | 240 |
Хабаровский край | 6 958 | 6 861 | 97 | 38 717 | 37 195 | 1 522 | 2 820 | 2 719 | 101 |
Амурская область | 3 060 | 3 034 | 26 | 20 667 | 20 371 | 296 | 1 221 | 1 200 | 21 |
Магаданская область | 902 | 901 | 1 | 4 250 | 4 184 | 66 | 169 | 162 | 7 |
Сахалинская область | 2 246 | 2 193 | 53 | 12 764 | 12 387 | 377 | 472 | 469 | 3 |
Еврейская автономная область | 502 | 471 | 31 | 3 191 | 3 118 | 73 | 251 | 251 | 0 |
Чукотский автономный округ | 137 | 137 | 0 | 846 | 808 | 38 | 16 | 16 | 0 |
* Данные об объемах предоставленных кредитов физическим лицам приводятся нарастающим итогом с начала года и включают в том числе данные по кредитам, предоставленным кредитными организациями, у которых в отчетном периоде была отозвана лицензия.
Выпуск кредитных денег – специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию, – денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных инструментов обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых Центральным Банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.
В таблице 3 раскрыта информация о структуре денежной массы за 2009 год:
Таблица 3.
Денежная масса М2 (национальное определение) в 2009 году
|
| |
Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.
Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций) [6, с.172]. Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам, а не посредством свободной продажи на фондовой бирже.
Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.
2.3 Принципы организации деятельности коммерческих банков
Принципы деятельности коммерческого банка представлены в таблице 4:
Таблица 4.
Принципы деятельности коммерческого банка[11]
1. | Работа в пределах реально имеющихся ресурсов. |
2. | Полная экономическая самостоятельность. |
3. | Рыночный характер взаимоотношений коммерческого банка с клиентами. |
4. | Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными методами. |
Информация о работе Функции и принципы организации деятельности коммерческих банков