Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:23, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ финансовых аспектов пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Рассмотреть основы пенсионной реформы в РФ.
Проанализировать инфраструктуру пенсионной системы РФ.
Для решения главной задачи, негосударственные пенсионные фонды реализуют ряд функций, в число которых входит сбор средств граждан, их размещение с последующим распределением прибыли, полученной от вложения денежных средств. Помимо этого, НПФ осуществляют оформление всех необходимых для выдачи пенсий документов и непосредственно выплату денежных средств гражданам.
Механизм работы Негосударственных пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную часть пенсии НПФ необходимо заключить с ним Пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем. В соответствии со Сберегательной схемой, вкладчик будет получать пенсию в течение установленного периода времени. В случае его смерти – пенсию сможет получать его наследник. Страховая схема даёт возможность вкладчику на получение пожизненной пенсии, однако, в случае его смерти, выплаты полностью прекращаются. Последней схемой является смешанная. Она сочетает в себе черты сберегательной и страховой схем. 15
Следует отметить, что вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое лицо, передающее накопительную часть пенсии своих сотрудников в НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды инвестируют полученные от вкладчиков денежные средства в активы и получают прибыль в виде процентов. Часть её НПФ оставляет себе в качестве вознаграждения и в счёт оплаты издержек, другая часть формирует страховой резерв, а остальное прибавляется к суммам, внесённым вкладчиками, формируя пенсию.
Когда вкладчик (физическое лицо) достигает пенсионного возраста, НПФ рассчитывает размер пенсии, а также порядок её получения. Выбор НПФ осуществляется по многим критериям, среди которых опыт его работы в данной сфере, состав учредителей, размер резервов фонда, а также совокупный объём пенсионных взносов. Все эти показатели свидетельствуют в основном о надёжности НПФ, что является наиболее важным для вкладчиков, доверяющих фонду своё будущее.16
Вывод: Основная идея пенсионной реформы - это создание накопительной части пенсии. Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти. Для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом.
Модель
формирования государственного пенсионного
страхования с поэтапным
Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по пенсионному страхованию данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета. За счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. За счет сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Накопительная
часть трудовой пенсии будет финансироваться
за счет страховых взносов и
Сумма фиксированных платежей, перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР. Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств. Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:
При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагалось:
1.
Ввести для самозанятого
2.
Индексацию пенсионных выплат
в распределительной части
3.
На основе актуарных расчетов
осуществлять ежегодную
4. Начиная с 2002 г. приступить к формированию обязательной накопительной составляющей трудовой пенсии за счет введения тарифа страховых взносов на фонд оплаты труда и довести к 2010 г. тариф страховых взносов на накопление до 8-10% от фонда оплаты труда, с соответствующим снижением ставки единого социального налога в части направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
5.
Осуществить поэтапный переход
к финансированию досрочных
Учитывая начало формирование в государственном пенсионном страховании накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника. В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования - тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.
С принятием в декабре 2001 г. пакета из трех федеральных законов – «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – в стране началась пенсионная реформа. В уже созданной ими части законодательной базы пенсионной сферы существуют определенные регламенты поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения20.
Речь идет о механизме индексации пенсий. Рассмотрим вначале механизм индексации трудовых пенсий. Так, в статье 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ данный механизм определен применительно к отдельным элементам трудовой пенсии (напомним, что эта пенсия складывается из трех составляющих – базовой, страховой и накопительной).
Пункт 6 данной статьи установил, что: «размер базовой части (выделено авторами) трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год». Таким образом, здесь отсутствуют четкие критерии индексации, а она, по существу, является неформализованной процедурой, поскольку законодатель в том же пункте установил, что «коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации».
Еще одна проблема, которую законодатель попытался решить в рассматриваемом пункте, связана с поэтапным приближением базовой части трудовой пенсии «к величине прожиточного минимума». Однако и здесь механизм остался неформализованным, поскольку в этом случае размеры базовых частей различных видов трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) «могут устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год»21.
Аналогичен и предложенный механизм индексации страховой части трудовой пенсии (подпункты 1–3 пункта 7 статьи 17 закона), однако, в отличие от индексации ее базовой части, предусматривается использовать элементарную модель, в качестве ограничения в которой выступает рост цен за каждый календарный квартал. В зависимости от количественного значения этого ограничения возможно использование одного из трех регламентов индексации:
1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% индексация проводится ежеквартально с 1-го числа второго месяца очередного квартала (1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября);
Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в РФ