Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:23, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ финансовых аспектов пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Рассмотреть основы пенсионной реформы в РФ.
Проанализировать инфраструктуру пенсионной системы РФ.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт мировой экономики и финансов
Кафедра
теории финансов, кредита и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Финансы, денежное обращение и кредит»
ФИНАНСОВЫЕ
АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОЙ
РЕФОРМЫ В РОССИИ
Волгоград, 2011
Оглавление
Экономические
изменения, происходящие в Российской
Федерации, характеризующие переход
к рыночным методам управления экономикой,
затронули все сферы жизнедеятельности
российского общества и государства. В
связи с этим возникла объективная необходимость
пересмотра укоренившихся представлений
о деятельности существующих социальных
институтов, обеспечения их финансовыми
источниками и рационального использованияимеющихсясредств.
Законодательная база современной пенсионной
системы в Российской Федерации формировалась
почти 10 лет. Законодатели и организаторы
пенсионного обеспечения по многим вопросам
так и не пришли к единому мнению. Концепция
реформы менялась четыре раза. Главным
объектом борьбы стала доля частной инициативы,
которая может быть допущена в существующую
у нас сугубо государственную систему
пенсионного обеспечения населения.
За время, прошедшее с начала реформы пенсионной
системы, нормативная правовая база, касающаяся
деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации, претерпела значительные изменения.
При этом помимо принятия новых нормативно-правовых
актов, вносились изменения и в действующее
законодательство, регулирующее вопросы,
касающиеся пенсионной системы Российской
Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена,
прежде всего, высокой социальной значимостью
результатов финансовых решений в сфере
пенсионного обеспечения. Полноценная
система пенсионного страхования и обеспечения
должна включать в себя различные институты
соответствующего профиля.
Совершенствование государственного
регулирования в этой области характеризуется
принципиально важными изменениями.
Для России особенно актуальными остаются
также проблемы результативности осуществляемой
в стране пенсионной реформы и определяемые
ею перспективы рынка негосударственных
пенсионных услуг.
Однако многие важные проблемы деятельности
пенсионных фондов, обусловленные особенностями
современной российской пенсионной системы
и институциональной структурой российского
финансового рынка, остаются пока за пределами
рассмотрения. Это делает тему исследования
исключительно актуальной.
При исследовании финансовых аспектов пенсионной реформы в России были использованы труды таких ученых как: Орлов-Карба П.А.,Бажанова А.,Середа К.Н.,Вахрин, П.М.,Седова, М.Л., Живалов, В., Подобед М. А., Нешитой А.С., Коновалева Т.М., Баскаков В.Н. и др.
Цель исследования – провести анализ финансовых аспектов пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Объект исследования – основополагающие характеристики пенсионной реформы. Предмет исследования - определение особенностей финансовых аспектов пенсионной реформы в РФ.
Информационной базой работы явились Федеральные Законы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, Указы Президента Российской Федерации, а также Конституция РФ и бюджетный кодекс.
Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего источников и приложения.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»1.
Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:
Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения2.
Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, предусматривает три составляющие:
Более
наглядно структуру пенсионного обеспечения
можно рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1 - Структура пенсионного обеспечения
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование | |||
Государственная пенсия | Выплачивается:
|
Бюджет | Государственные органы |
Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет) | Базовая часть | Часть ЕСН | ПФР |
Страховая часть | Часть ЕСН | ПФР | |
Накопительная часть | Часть ЕСН и доход от инвестирования |
ПФР или негосударственный пенсионный фонд | |
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение | |||
Негосударственная пенсия | Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения | Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования | Негосударственный пенсионный фонд |
С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели:
Проведение пенсионной реформы имеет ряд задач:
В результате введения пенсионной реформы гражданам представляется возможность регулирования материального обеспечения пенсионных накоплений, успешная реализация всех задач пенсионной реформы позволит обеспечить достойную пенсию гражданам РФ.
Схема формирования пенсии представлена на рисунке 1.
Рисунок – 1 - Схема формирования пенсии
1 - формирование трудовой пенсии за счет налогов работодателя
2 - увеличение трудовой пенсии за счет средств гражданина в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)
2* - увеличение трудовой пенсии за счет средств государства в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)
3 - увеличение трудовой пенсии за счет средств работодателя в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)
4
- формирование дополнительной
5
- формирование дополнительной
Основная идея пенсионной реформы - это создание накопительной части пенсии. Так что же такое накопительная часть пенсии?
Это составляющая часть пенсии, которая появилась 1 января 2002 года с началом реформирования пенсионной системы РФ. Если раньше пенсия состояла из двух частей: базовой и страховой, то теперь пенсия включает в себя три части: базовую, страховую и накопительную части. Пенсия формируется путем суммирования всех трех частей. Появление накопительной части обусловлено стремлением увеличить пенсионные накопления граждан РФ.
В соответствии с законодательством накопительная часть пенсии передается в доверительное управление частным управляющим компаниям, негосударственным пенсионный фонда (НПФ), либо остается в ПФР, который направлять накопительную часть в управление государственной управляющей компании (ВнешЭкономБанк).
Законодательством предусмотрено принятие индивидуального решения гражданина о выборе способа управления накопительной частью пенсии. Если будущий пенсионер не высказал предпочтение о способе управлении накопительной частью, то она автоматически поступает в управление государственной управляющей компании.
Размер накопительной части зависит от дохода гражданина. Соответственно, накопительная часть формируется исходя из величины зарплаты и дохода, полученного от инвестирования накопительной части.
Как рассчитывается размер накопительной части?
Прежде всего, необходимо разобраться, откуда и как поступают пенсионные отчисления в ПФР. Каждый работодатель уплачивает Единый социальный налог (ЕСН). ЕСН включает в себя суммы отчислений в ПФР. Если раньше все средства поступали в общий фонд ПФР, то теперь часть средств (базовая и страховая часть) поступает в ПФР, а оставшаяся часть (накопительная) зачисляется на специальный личный накопительный пенсионный счет6.
Наглядно пенсионные отчисления можно представить следующим образом:
размер пенсионных отчислений – 28% от официальной зарплаты (данные отчисления уплачивает работодатель за каждого работника).
Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в РФ