Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа
В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:
Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19
Изложение данной темы следует начать с рассмотрения ссудного капитала. Необходимо дать определение ссудного капитала, назвать причины превращения денежного капитала в ссудный, перечислить особенности ссудного капитала в сравнении с другими формами капитала и его источники. Также необходимо дать определение рынка ссудного капитала, привести его структуру и назвать функции.
Во
втором вопросе студент должен показать
объективную необходимость
Раскрывая
сущность кредита, важно определить
ключевые отличия кредита от «родственных»
категорий ― «деньги» и «финансы».
Следует провести сравнительный анализ
кредита с названными категориями, сделать
выводы. В процессе изучения сущности
кредита необходимо раскрыть структуру
кредита с точки зрения субъектов и объекта
кредитных отношений; выделить стадии
движения кредита и его основу.
Тема 18. Функции и законы кредита
План
Сущность
кредита проявляется при
Знание законов кредита, налаживание механизма их реализации дают возможность наиболее успешно применять те ресурсы, которые дополнительно получают субъекты рынка в виде временно высвободившихся стоимостей. Законы кредита, как и любые законы, отражают устойчивые существенные связи между явлениями. Закон, следовательно, выражает такие связи, которые относятся именно к кредиту и одновременно являются неизбежными только для кредита. У законов кредита есть ряд признаков: необходимость, существенность и т. д. Следует перечислить эти признаки и пояснить их. Важно не смешивать закон с сущностью кредита. Закон выражает лишь элемент сущности, одну из её сторон. Кроме того, законы обращены не к самой сущности, а к отношению между сущностями.
В третьем вопросе студент должен рассмотреть понятие «границы кредита. Как известно, граница в общем смысле – некая разделительная линия. Таким образом, студенту надо выделить внешние границы кредита, то есть критерии, отделяющие кредит от других смежных категорий: деньги, финансы и т.д. Внутренние границы кредита отделяют разные его формы друг от друга. Необходимо также обратить внимание на существование границ кредита на уровне макроэкономики и на микроуровне. На макроэкономическом уровне выдаваемые банками кредиты не должны приводить к инфляционным последствиям. На микроэкономическом уровне границы кредита определяются платёжеспособностью потенциального заёмщика, масштабами его хозяйственной деятельности.
Изложение вопросов темы следует начать с определения понятия «форма кредита». Студент должен отобрать критерии, лежащие в основе классификации кредитных отношений и на этой основе выделить конкретные формы кредита. При этом следует помнить, что в рамках форм кредита могут существовать его виды, которые более детально характеризуют кредитные отношения.
Во втором вопросе необходимо остановиться на двух формах кредита – коммерческом и банковском. Каждую из названных форм следует рассмотреть с учётом следующих критериев: субъекты и объекты кредитных отношений; сфера функционирования; источники уплаты процента и уровень процентной ставки; сроки кредитования; механизм кредитования; способ оформления кредитных отношений.
В
третьем вопросе студент должен
остановиться на проблемах функционирования
государственного и потребительского
кредита. Государственный кредит рассматривается
как совокупность отношений, в которых
государство выступает кредитором, заёмщиком
и гарантом. Потребительский кредит имеет
важное социально-экономическое значение.
В работе следует рассмотреть возможные
схемы потребительского кредитования,
показать проблемы потребительского кредитования
на современном этапе развития российской
экономики.
Тема 20. Роль кредита и его влияние на экономику
Методические указания
Роль
кредита характеризуется
Рыночная
экономика характеризуется
В
России с началом рыночных реформ
роль кредита существенно
Тема 21. Ссудный процент и его роль
План
Методические указания
В первом пункте плана студент должен раскрыть содержание понятия «ссудный процент». Ссудный процент – объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности. Процент выступает формой цены ссудного капитала и выполняет ряд функций. В работе необходимо дать характеристику функций ссудного процента и назвать факторы, определяющие его уровень.
Во втором вопросе следует составить классификацию процентных ставок по различным видам кредитных операций. Поскольку кредит существует в разных формах, ссудный процент устанавливается в зависимости от формы кредита. Используются и другие критерии классификации процентных ставок: статус кредитора или заёмщика, темпы инфляции, содержание кредитной операции, срок кредитования, вид долгового инструмента и т. д. Все эти критерии должны быть положены в основу классификации процентных ставок. При этом следует особое внимание обратить на такие понятия, как «ставка рефинансирования», «базовая процентная ставка», «прайм-рейт», раскрыть роль названных ставок в кредитных отношениях.
Банковский процент является наиболее развитой формой ссудного процента. В третьем вопросе следует рассмотреть основы процентной политики коммерческих банков, которые, как известно, выступают как в роли кредиторов, так и в качестве заёмщиков. Важно выяснить факторы, воздействующие на процентные ставки банков по активным и пассивным операциям. При написании контрольной работы используйте данные Банка России о сложившихся процентных ставках по различным операциям.
Тема 22. Возникновение и развитие банков
План
Методические указания
В первом вопросе следует рассмотреть основные формы зарождения банковской деятельности, к которым относят приём ценностей на хранение, меняльное и вексельное дело, ростовщичество. При этом прообразом банковских институтов стали храмовые хозяйства, затем торговые дома и т.д. Студент должен охарактеризовать особенности их деятельности, круг совершаемых операций.
С развитием денежных и кредитных отношений стали складываться более устойчивые формы организации денежного хозяйства. Такими формами стали ассоциации и товарищества, создаваемые на паевых началах. Студент должен во втором пункте ответить на вопросы: когда и где впервые были созданы подобные предриятия; какие операции они осуществляли; регулировалась ли их деятельность государством?
В
третьем вопросе студет должен показать
процесс дальнейшего развития банков
и банковской деятельности как в целом
в Европе, так и в отдельных странах. Важно
помнить, что банки развивались и развиваются
не обособленно, а в соответствии с тенденциями
развития мирового и национальных хозяйств,
денежных систем, технологий. Кроме того,
изменялась и роль государства в регулировании
банковского дела. Поэтому третий пункт
работы содержать хронологическую цепочку
развития банков (включая и создание центральных
банков) начиная с XVII века и до наших дней.
Тема 23. Кредитная система
План
Методические указания
Прежде всего, необходимо выяснить содержание понятия «кредитная система». Данное понятие трактуется в широком, функциональном, определении как форма организации кредитных отношений; и в узком, институциональном, определении как совокупность кредитных институтов. Как любая другая система, кредитная система включает в себя ряд элементов. В первой части контрольной работы необходимо назвать элементы кредитной системы и дать их характеристику.
Во
втором вопросе следует привести
классификацию кредитных
В
третьей части контрольной
Тема 24. Банковская система
План
Методические указания
Изложение данной темы следует начать с определения банковской системы как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Как система, то есть целое, составленное из частей, банковская система включает в себя отдельные элементы, которые студенту необходимо перечислить и охарактеризовать. Кроме того, студент должен назвать признаки банковской системы.