ДКБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:

Содержание

Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

ДКБ (контр.) 2008.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

    

   Тема 17. Необходимость и сущность кредита

   План

  1. Ссудный капитал, его источники и особенности.
  2. Необходимость кредита.
  3. Сущность кредита.

   Методические  указания

   Изложение данной темы следует начать с рассмотрения ссудного капитала. Необходимо дать определение ссудного капитала, назвать причины превращения денежного капитала в ссудный, перечислить особенности ссудного капитала в сравнении с другими формами капитала и его источники. Также необходимо дать определение рынка ссудного капитала, привести его структуру и назвать функции.

   Во  втором вопросе студент должен показать объективную необходимость использования  кредита. Следует перечислить предпосылки возникновения кредитных отношений и их экономическую основу. Кредит как форма отношений возникает при наличии определённых условий, которые также следует перечислить в контрольной работе.

   Раскрывая сущность кредита, важно определить ключевые отличия кредита от «родственных»  категорий ― «деньги» и «финансы». Следует провести сравнительный анализ кредита с названными категориями, сделать выводы. В процессе изучения сущности кредита необходимо  раскрыть структуру кредита с точки зрения субъектов и объекта кредитных отношений; выделить стадии движения кредита и его основу.  

   Тема 18. Функции и законы кредита

   План

  1. Функции кредита.
  2. Законы кредита.
  3. Границы кредита.

   Методические  указания

   Сущность  кредита проявляется при выполнении им соответствующих функций. Студент  должен раскрыть содержание каждой функции  кредита. При этом желательно рассмотреть точки зрения разных авторов на сущность и функции кредита, сравнить их и сформулировать свою точку зрения по этому вопрос.

   Знание  законов кредита, налаживание механизма их реализации дают возможность наиболее успешно применять те ресурсы, которые дополнительно получают субъекты рынка в виде временно высвободившихся стоимостей. Законы кредита, как и любые законы, отражают устойчивые существенные связи между явлениями. Закон, следовательно, выражает такие связи, которые относятся именно к кредиту и одновременно являются неизбежными только для кредита. У законов кредита есть ряд признаков: необходимость, существенность и т. д. Следует перечислить эти признаки и пояснить их. Важно не смешивать закон с сущностью кредита. Закон выражает лишь элемент сущности, одну из её сторон. Кроме того, законы обращены не к самой сущности, а к отношению между сущностями.

   В третьем вопросе студент должен рассмотреть понятие «границы кредита. Как известно, граница в общем смысле – некая разделительная линия. Таким образом, студенту надо выделить внешние границы кредита, то есть критерии, отделяющие кредит от других смежных категорий: деньги, финансы и т.д. Внутренние границы кредита отделяют разные его формы друг от друга. Необходимо также обратить внимание на существование границ кредита на уровне макроэкономики и на микроуровне. На макроэкономическом уровне выдаваемые банками кредиты не должны приводить к инфляционным последствиям. На микроэкономическом уровне границы кредита определяются платёжеспособностью потенциального заёмщика, масштабами его хозяйственной деятельности.

   Тема 19. Формы и виды кредита

   План
  1. Классификация форм и видов кредита.
  2. Характеристика основных форм кредита.
  3. Проблемы функционирования отдельных форм кредита на современном этапе.

   Методические  указания

   Изложение вопросов темы следует начать с определения  понятия «форма кредита». Студент  должен отобрать критерии, лежащие  в основе классификации кредитных  отношений и на этой основе выделить конкретные формы кредита. При этом следует помнить, что в рамках форм кредита могут существовать его виды, которые более детально характеризуют кредитные отношения.

   Во  втором вопросе необходимо остановиться на двух формах кредита – коммерческом и банковском. Каждую из названных форм следует рассмотреть с учётом следующих критериев: субъекты и объекты кредитных отношений; сфера функционирования; источники уплаты процента и уровень процентной ставки; сроки кредитования; механизм кредитования; способ оформления кредитных отношений.

   В третьем вопросе студент должен остановиться на проблемах функционирования государственного и потребительского кредита. Государственный кредит рассматривается  как совокупность отношений, в которых  государство выступает кредитором, заёмщиком и гарантом. Потребительский кредит имеет важное социально-экономическое значение. В работе следует рассмотреть возможные схемы потребительского кредитования, показать проблемы потребительского кредитования на современном этапе развития российской экономики. 

   Тема  20. Роль кредита и его влияние на экономику

   План

  1. Роль кредита  в экономике и социальной сфере.
  2. Повышение роли кредита в рыночной экономике.
  3. Тенденции развития кредитных отношений в современной России.

   Методические указания

   Роль  кредита характеризуется результатами его применения для экономики, государства  и населения, а также особенностями  методов, с помощью которых эти  результаты достигаются. В первом вопросе следует охарактеризовать роль кредита как результат проявления его функций. При этом необходимо помнить, что в экономике любого современного государства кредит является важным рычагом воздействия на любой сектор национального хозяйства и инструментом государственного регулирования. Также следует обратить внимание и на роль кредита в решении социальных вопросов, в частности, в повышении уровня жизни населения страны, в обеспечении граждан жильём и т. д.

   Рыночная  экономика характеризуется более  эффективным использованием всех ресурсов общества, в том числе капитала. Кредит в рыночной экономике способствует обеспечению непрерывности кругооборота капитала; созданию дополнительных стоимостей в форме товаров, платёжных средств; пространственному и временному перемещению товаров и т. п. Во втором вопросе студент должен показать, как изменяется роль кредита в условиях рыночных отношений.

   В России с началом рыночных реформ роль кредита существенно повысилась, появились и получили развитие новые, ранее неиспользуемые формы кредитов. В третьей части работы студент должен показать, каким образом изменился характер кредитных отношений в связи с переходом России к рыночным отношениям. В качестве примера можно использовать данные Банка России, Госкомстата об объёмах кредитов и инвестиций в экономику Российской Федерации. 

   Тема  21. Ссудный процент и его роль

   План

  1. Экономическая сущность и значение процента за кредит.
  2. Классификация процентных ставок.
  3. Банковский процент.

       Методические  указания

   В первом пункте плана студент должен раскрыть содержание понятия «ссудный процент». Ссудный процент – объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности. Процент выступает формой цены ссудного капитала и выполняет ряд функций. В работе необходимо дать характеристику функций ссудного процента и назвать факторы, определяющие его уровень.

   Во  втором вопросе следует составить  классификацию процентных ставок по различным видам кредитных операций. Поскольку кредит существует в разных формах, ссудный процент устанавливается в зависимости от формы кредита. Используются и другие критерии классификации процентных ставок: статус кредитора или заёмщика, темпы инфляции, содержание кредитной операции, срок кредитования, вид долгового инструмента и т. д. Все эти критерии должны быть положены в основу классификации процентных ставок. При этом следует особое внимание обратить на такие понятия, как «ставка рефинансирования», «базовая процентная ставка», «прайм-рейт», раскрыть роль названных ставок в кредитных отношениях.

   Банковский  процент является наиболее развитой формой ссудного процента. В третьем  вопросе следует рассмотреть  основы процентной политики коммерческих банков, которые, как известно, выступают как в роли кредиторов, так и в качестве заёмщиков. Важно выяснить факторы, воздействующие на процентные ставки банков по активным и пассивным операциям. При написании контрольной работы используйте данные Банка России о сложившихся процентных ставках по различным операциям.

   Тема 22. Возникновение и развитие банков

   План

  1. Формы зарождения банковской деятельности.
  2. Создание ассоциаций и товариществ. Первые банки.
  3. Развитие банков. Современные банковские институты.

   Методические указания

   В первом вопросе следует рассмотреть  основные формы зарождения банковской деятельности, к которым относят приём ценностей на хранение, меняльное и вексельное дело, ростовщичество. При этом прообразом банковских институтов стали храмовые хозяйства, затем торговые дома и т.д. Студент должен охарактеризовать особенности их деятельности, круг совершаемых операций.

   С развитием денежных и кредитных  отношений стали складываться более  устойчивые формы организации денежного  хозяйства. Такими формами стали ассоциации и товарищества, создаваемые на паевых началах. Студент должен во втором пункте ответить на вопросы: когда и где впервые были созданы подобные предриятия; какие операции они осуществляли; регулировалась ли их деятельность государством?

   В третьем вопросе студет должен показать процесс дальнейшего развития банков и банковской деятельности как в целом в Европе, так и в отдельных странах. Важно помнить, что банки развивались и развиваются не обособленно, а в соответствии с тенденциями развития мирового и национальных хозяйств, денежных систем, технологий. Кроме того, изменялась и роль государства в регулировании банковского дела. Поэтому третий пункт работы содержать хронологическую цепочку развития банков (включая и создание центральных банков) начиная с XVII века и до наших дней.  

   Тема 23. Кредитная система

   План

  1. Понятие и структура кредитной системы.
  2. Типы кредитных систем.
  3. Кредитные институты.

    Методические  указания

   Прежде  всего, необходимо выяснить содержание понятия «кредитная система». Данное понятие трактуется в широком, функциональном, определении как форма организации кредитных отношений; и в узком, институциональном, определении как совокупность кредитных институтов. Как любая другая система, кредитная система включает в себя ряд элементов. В первой части контрольной работы необходимо назвать элементы кредитной системы и дать их характеристику.

   Во  втором вопросе следует привести классификацию кредитных систем. По данному вопросу у разных авторов  существуют различные точки зрения. В частности, одни авторы (Лаврушин О. И.) считают целесообразным разделение кредитных систем по типу хозяйствования и по географическому признаку. Другие авторы (Иванов В. В., Космачёв А. Н.) разделяют кредитные системы по модели организации кредитных отношений на универсальные (германская модель) и сегментированные (американская модель). Студент должен отразить существующие в научном сообществе мнения по вопросу классификации платёжных систем.

   В третьей части контрольной работы следует рассмотреть кредитные  институты как элементы кредитной системы. Прежде всего, необходимо сформулировать определение кредитного института. Что это: особое предприятие, финансовый посредник или кредитная организация? Далее следует дать краткую характеристику кредитных институтов, к которым относятся банки, сберегательные институты и кредитные кооперативы, инвестиционные компании и банки, пенсионные фонды и т. д.  

   Тема 24. Банковская система

   План

  1. Понятие, элементы и признаки банковской системы.
  2. Типы банковских систем.
  3. Виды банков.

   Методические указания

   Изложение данной темы следует начать с определения  банковской системы как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Как система, то есть целое, составленное из частей, банковская система включает в себя отдельные элементы, которые студенту необходимо перечислить и охарактеризовать. Кроме того, студент должен назвать признаки банковской системы.

Информация о работе ДКБ