ДКБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:

Содержание

Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

ДКБ (контр.) 2008.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

   План

  1. Формирование и развитие денежной системы Российской Федерации.
  2. Характеристика элементов денежной системы.
  3. Платёжная система и пути  её совершенствования.
 
 

   Методические  указания

   Формирование  денежной системы рыночного типа в России связано с переходом от административно-командной экономики к рыночной. Студент должен в первом вопросе изложить, как развивалась денежная система России после начала рыночных реформ с принятием соответствующего закона «О денежной системе Российской Федерации» (1992 г.). Далее следует раскрыть основные этапы развития денежной системы РФ, её современное состояние и нормативно-правовую базу, основу которой составляют Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 

   Денежная  система России состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые объединяют две подсистемы – наличных расчётов и безналичных расчётов. Во втором пункте студент должен дать характеристику элементов современной денежной системы РФ.

   Центральный банк как орган регулирования  денежной системы призван обеспечить эффективное и бесперебойное функционирование платёжной системы страны. В третьем вопросе студент должен дать определение платёжной системы России и рассмотреть пути её совершенствования через развитие безналичных инструментов платежа и использование современных платёжных технологий. 

   Тема 11. Инфляция и её особенности в России

   План

  1. Причины и сущность инфляции.
  2. Типы инфляции. Особенности инфляции в России.
  3. Антиинфляционные меры.

   Методические  указания

   В первом пункте работы студент должен раскрыть сущность такого сложного экономического явления, как инфляция. Прежде всего, необходимо определить, при каких  условиях возникает инфляция. Для  этого студент должен выяснить, когда и где впервые была отмечена инфляция, какие причины вызвали это явление и что собственно понималось под термином «инфляция». Важно помнить, что современная и классическая инфляция имеют ряд существенных отличий. Следует отметить особенности современной инфляции, которая, по сути, является жизненной средой для существования современных экономических систем. Необходимо выделить и классифицировать факторы, вызывающие инфляцию, а также перечислить, в каких формах она может проявляться. Требуется рассмотреть влияние инфляции на различные отрасли национальной экономики и социальную сферу. Следует выделить последствия инфляции для производства, пояснить, почему в условиях гиперинфляции оно стагнирует. Затем необходимо охарактеризовать влияние инфляции на систему государственных финансов. Следует отметить последствия инфляции для валютной и денежно-кредитной систем государства, выделить влияние инфляционных процессов на деятельность банков и функционирование финансового рынка в целом. Также необходимо перечислить и социальные последствия инфляции.

   Во  втором вопросе студент должен составить  подробную классификацию инфляционных процессов. Студенту необходимо отобрать критерии классификации различных видов инфляции (открытой и подавленной, умеренной и галопирующей и т. д.) и дать их характеристику. Особое внимание следует уделить характеристике инфляции спроса и инфляции издержек, выделив причины, вызывающие тот или иной тип инфляции. Студент также должен выделить этапы развития инфляционных процессов в российской экономике. Здесь важно знать, что инфляция существовала и в плановой экономике, только вызывалась она специфическими причинами и имела особые формы проявления. Далее следует отметить переход к рыночным отношениям как причину перехода подавленной инфляции в открытую форму. Необходимо привести динамику темпов инфляции в РФ начиная с 90-х гг. ХХ века, указав максимальное и минимальное её значение. Студент должен определить, к какому виду относится инфляция в России. В заключение следует выделить специфические черты инфляции в нашей стране и сформулировать тенденции инфляционных процессов.

   В третьем вопросе необходимо дать определение антиинфляционной политики. Студент должен указать, какие цели ставит перед собой государство при её проведении. Раскрывая этот вопрос, студент должен отметить, что в противодействие разным видам инфляции сформировались разные подходы и методы проведения антиинфляционной политики. Следует перечислить эти методы, назвать их особенности, эффективность и недостатки. Необходимо также охарактеризовать антиинфляционную политику, осуществляемую Центральным банком Российской Федерации в рамках денежно-кредитной политики. Следует учесть, что российская инфляция имеет специфический характер и, соответственно, требуются особые методы её регулирования. Студент должен сформулировать основные направления антиинфляционной политики, её цели и методы.  

   Тема 12. Денежные реформы

   План

  1. Денежные реформы: понятие и виды.
  2. Методы проведения денежных реформ.
  3. Денежные реформы в России.

   Методические  указания

   В первом вопросе следует рассмотреть денежные реформы как форму стабилизации денежного обращения. Прежде всего, необходимо дать определение денежной реформы и определиться с видами денежных реформ. Выделяют денежные реформы, которые  имеют жёстко радикальный характер, и более «мягкие» по частичному преобразованию денежных систем. Студент должен назвать причины проведения денежных реформ, а также предпосылки и условия, необходимые для проведения денежных реформ наиболее эффективным образом.

   В практике функционирования денежных систем сложились различные методы проведения денежных реформ, рассмотрение которых  должно составить второй пункт контрольной  работы. В частности, студент должен раскрыть особенности проведения денежных реформ и сущность преобразований денежной системы путём нуллификации, реставрации, ревальвации, девальвации, деноминации. При этом важно обратить внимание на особенности проведения денежных реформ в современных денежных системах.

   Раскрыть  содержание и значение денежных реформ лучше на примере Российской Федерации, изложив проводимые в нашей стране денежные реформы в хронологическом порядке. Не стоит углубляться в историю денежной системы России. Достаточно рассмотреть денежные реформы, проводимые в нашей стране в советский (после 1917 г.) и постсоветский (после 1992 г.) период. 

   Тема 13. Теории денег

   План

  1. Металлистическая и номиналистическая теории денег.
  2. Основы теории денег К. Маркса.
  3. Количественная теория денег и монетаризм.
 

   Методические  указания

   Первой  классической теорией денег была металлистическая теория, возникшая в период первоначального накопления капитала. Немного позже сформировалась номиналистическая теория денег, отражавшая роль государства в происхождении денег.

   Особое  место в экономической науке  занимает учение К. Маркса о происхождении, сущности и функциях денег. Студент должен перечислить основные положения, сформулированные К. Марксом относительно сущности денег и изложенные им в «Капитале» (том 1, отдел 1 «Товар и деньги»).

   Параллельно с металлистической и номиналистической теориями возникла и развивалась количественная теория денег. Она сформировалась в Европе в ответ на «революцию цен» и объясняла связь между количеством денег в обращении и уровнем цен. При изложении теорий следует придерживаться следующей схемы изложения: когда и где возникла данная теория, её основоположники и сторонники, содержание теории, её ошибки.

   На  основе количественной теории денег  сформировался монетаризм, который  является теоретической основой  денежно-кредитного регулирования в современных государствах. Монетаристы внесли ряд существенных изменений в количественную теорию. Студент должен перечислить, какие именно изменения были внесены монетаристами, сформулировать «монетарное правило», написать уравнение обмена и его варианты. 

   Тема 14. Валютные отношения и валютная система

   План

  1. Валютные отношения и валютная система.
  2. Элементы валютной системы.
  3. Валютный курс как экономическая категория.

   Методические  указания

   В первом вопросе студент должен дать определение валютных отношений, назвать предпосылки их возникновения. Использование функции мировых денег на разных уровнях мировой экономики привело к формированию валютных систем: национальных, региональных и мировой. Следует рассмотреть этапы развития мировой валютной системы от Парижской валютной системы, образованной в 1867 г. до Ямайской валютной системы, функционирующей с 1976 г. до наших дней. Студенту необходимо раскрыть принципы функционирования мировой валютной системы на каждом этапе её развития, в том числе в современных условиях. Экономическая интеграция европейских стран привела к образованию международной (региональной) валютной системы, главной отличительной чертой которой стал механизм ECU, а затем евро. В рамках национальной экономики функционирует национальная валютная система, рассмотреть которую следует на примере Российской Федерации.

   Во  втором пункте контрольной работы необходимо раскрыть содержание элементов валютной системы, к которым относятся валюта и валютный курс, регламентация международных расчётов и кредита, международная валютная ликвидность и др.

   В третьем вопросе рассматривается  валютный курс как экономическая  категория. Валютный курс, который является важным элементом валютной системы, внешне представляет пропорцию обмена валют, некий коэффициент пересчёта одной валюты в другую. Однако сущность валютного курса связана с его стоимостной основой, то есть с товарным производством, выражает отношения товаропроизводителя с мировым рынком. Поэтому на валютный курс влияет, прежде всего, покупательная способность валют по отношению к товарам. Вместе с тем процесс глобализации мировой экономики вызвал к жизни нестоимостные факторы, влияющие на валютный курс. Необходимо назвать эти факторы. Также следует составить классификацию валютных курсов. 

   Тема 15. Международные расчёты

   План

  1. Понятие и условия международных расчётов.
  2. Формы международных расчётов.
  3. Валютные клиринги.

   Методические  указания

   В первом вопросе следует изложить основы организации международных  расчётов. Необходимо также рассмотреть процедуру осуществления международных расчётов: выбор валюты цены и валюты платежа; определение условий международных расчётов; выбор формы расчётов; определение средства платежа; страхование валютных рисков.

   Во  втором пункте необходимо охарактеризовать формы международных расчётов: инкассо, документарный аккредитив, банковские переводы, вексель.  Следует привести схемы документооборота каждой из перечисленных форм, назвать их преимущества и недостатки.

   В третьем вопросе следует  охарактеризовать валютные клиринги, цели их использования. Необходимо рассмотреть формы валютных клирингов и их классификацию по числу участников; по объёму операций; по способу регулирования сальдо и др.

   Тема 16. Международный кредит

     План

  1. Международный кредит и его формы.
  2. Банковское кредитование внешнеэкономической деятельности.
  3. Российская Федерация как субъект международного кредита.

    Методические  указания

   В первом вопросе следует привести определение международного кредита, раскрыть его функции и дать классификацию  форм международного кредита. Эта классификация достаточно обширна и включает такие критерии, как валюта кредита, субъекты международного кредита, его целевое назначение, способ предоставления кредита, срок кредитования и т.д. Студент должен перечислить все критерии классификации и назвать соответствующие им формы международного кредита.

   Во  втором вопросе необходимо остановиться на банковском кредитовании внешнеэкономической  деятельности. Методы банковского кредитования во внешней торговле разнообразны и  включают акцептование и авалирование векселей, факторинг, форфетирование, акцептно-рамбурсное кредитование, аккредитивные операции. Студенту следует представить схемы каждой из названных кредитных операций.

   В третьем вопросе рассматривается  государство в качестве субъекта международного кредита (на примере Российской Федерации). Необходимо привести данные о структуре, объёмах и динамике внешнего долга Российской Федерации. Однако в сфере международного кредита Россия является не только должником, но и кредитором. Студент должен в работе показать и структуру международных требований России.

Информация о работе ДКБ