Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа
В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:
Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19
План
Методические указания
Формирование денежной системы рыночного типа в России связано с переходом от административно-командной экономики к рыночной. Студент должен в первом вопросе изложить, как развивалась денежная система России после начала рыночных реформ с принятием соответствующего закона «О денежной системе Российской Федерации» (1992 г.). Далее следует раскрыть основные этапы развития денежной системы РФ, её современное состояние и нормативно-правовую базу, основу которой составляют Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Денежная система России состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые объединяют две подсистемы – наличных расчётов и безналичных расчётов. Во втором пункте студент должен дать характеристику элементов современной денежной системы РФ.
Центральный
банк как орган регулирования
денежной системы призван обеспечить
эффективное и бесперебойное функционирование
платёжной системы страны. В третьем вопросе
студент должен дать определение платёжной
системы России и рассмотреть пути её
совершенствования через развитие безналичных
инструментов платежа и использование
современных платёжных технологий.
Тема 11. Инфляция и её особенности в России
План
Методические указания
В первом пункте работы студент должен раскрыть сущность такого сложного экономического явления, как инфляция. Прежде всего, необходимо определить, при каких условиях возникает инфляция. Для этого студент должен выяснить, когда и где впервые была отмечена инфляция, какие причины вызвали это явление и что собственно понималось под термином «инфляция». Важно помнить, что современная и классическая инфляция имеют ряд существенных отличий. Следует отметить особенности современной инфляции, которая, по сути, является жизненной средой для существования современных экономических систем. Необходимо выделить и классифицировать факторы, вызывающие инфляцию, а также перечислить, в каких формах она может проявляться. Требуется рассмотреть влияние инфляции на различные отрасли национальной экономики и социальную сферу. Следует выделить последствия инфляции для производства, пояснить, почему в условиях гиперинфляции оно стагнирует. Затем необходимо охарактеризовать влияние инфляции на систему государственных финансов. Следует отметить последствия инфляции для валютной и денежно-кредитной систем государства, выделить влияние инфляционных процессов на деятельность банков и функционирование финансового рынка в целом. Также необходимо перечислить и социальные последствия инфляции.
Во
втором вопросе студент должен составить
подробную классификацию
В
третьем вопросе необходимо дать определение
антиинфляционной политики. Студент должен
указать, какие цели ставит перед собой
государство при её проведении. Раскрывая
этот вопрос, студент должен отметить,
что в противодействие разным видам инфляции
сформировались разные подходы и методы
проведения антиинфляционной политики.
Следует перечислить эти методы, назвать
их особенности, эффективность и недостатки.
Необходимо также охарактеризовать антиинфляционную
политику, осуществляемую Центральным
банком Российской Федерации в рамках
денежно-кредитной политики. Следует учесть,
что российская инфляция имеет специфический
характер и, соответственно, требуются
особые методы её регулирования. Студент
должен сформулировать основные направления
антиинфляционной политики, её цели и
методы.
Тема 12. Денежные реформы
План
Методические указания
В первом вопросе следует рассмотреть денежные реформы как форму стабилизации денежного обращения. Прежде всего, необходимо дать определение денежной реформы и определиться с видами денежных реформ. Выделяют денежные реформы, которые имеют жёстко радикальный характер, и более «мягкие» по частичному преобразованию денежных систем. Студент должен назвать причины проведения денежных реформ, а также предпосылки и условия, необходимые для проведения денежных реформ наиболее эффективным образом.
В практике функционирования денежных систем сложились различные методы проведения денежных реформ, рассмотрение которых должно составить второй пункт контрольной работы. В частности, студент должен раскрыть особенности проведения денежных реформ и сущность преобразований денежной системы путём нуллификации, реставрации, ревальвации, девальвации, деноминации. При этом важно обратить внимание на особенности проведения денежных реформ в современных денежных системах.
Раскрыть
содержание и значение денежных реформ
лучше на примере Российской Федерации,
изложив проводимые в нашей стране денежные
реформы в хронологическом порядке. Не
стоит углубляться в историю денежной
системы России. Достаточно рассмотреть
денежные реформы, проводимые в нашей
стране в советский (после 1917 г.) и постсоветский
(после 1992 г.) период.
Тема 13. Теории денег
План
Методические указания
Первой классической теорией денег была металлистическая теория, возникшая в период первоначального накопления капитала. Немного позже сформировалась номиналистическая теория денег, отражавшая роль государства в происхождении денег.
Особое место в экономической науке занимает учение К. Маркса о происхождении, сущности и функциях денег. Студент должен перечислить основные положения, сформулированные К. Марксом относительно сущности денег и изложенные им в «Капитале» (том 1, отдел 1 «Товар и деньги»).
Параллельно с металлистической и номиналистической теориями возникла и развивалась количественная теория денег. Она сформировалась в Европе в ответ на «революцию цен» и объясняла связь между количеством денег в обращении и уровнем цен. При изложении теорий следует придерживаться следующей схемы изложения: когда и где возникла данная теория, её основоположники и сторонники, содержание теории, её ошибки.
На
основе количественной теории денег
сформировался монетаризм, который
является теоретической основой
денежно-кредитного регулирования в современных
государствах. Монетаристы внесли ряд
существенных изменений в количественную
теорию. Студент должен перечислить, какие
именно изменения были внесены монетаристами,
сформулировать «монетарное правило»,
написать уравнение обмена и его варианты.
Тема 14. Валютные отношения и валютная система
План
Методические указания
В первом вопросе студент должен дать определение валютных отношений, назвать предпосылки их возникновения. Использование функции мировых денег на разных уровнях мировой экономики привело к формированию валютных систем: национальных, региональных и мировой. Следует рассмотреть этапы развития мировой валютной системы от Парижской валютной системы, образованной в 1867 г. до Ямайской валютной системы, функционирующей с 1976 г. до наших дней. Студенту необходимо раскрыть принципы функционирования мировой валютной системы на каждом этапе её развития, в том числе в современных условиях. Экономическая интеграция европейских стран привела к образованию международной (региональной) валютной системы, главной отличительной чертой которой стал механизм ECU, а затем евро. В рамках национальной экономики функционирует национальная валютная система, рассмотреть которую следует на примере Российской Федерации.
Во втором пункте контрольной работы необходимо раскрыть содержание элементов валютной системы, к которым относятся валюта и валютный курс, регламентация международных расчётов и кредита, международная валютная ликвидность и др.
В
третьем вопросе
Тема 15. Международные расчёты
План
Методические указания
В первом вопросе следует изложить основы организации международных расчётов. Необходимо также рассмотреть процедуру осуществления международных расчётов: выбор валюты цены и валюты платежа; определение условий международных расчётов; выбор формы расчётов; определение средства платежа; страхование валютных рисков.
Во втором пункте необходимо охарактеризовать формы международных расчётов: инкассо, документарный аккредитив, банковские переводы, вексель. Следует привести схемы документооборота каждой из перечисленных форм, назвать их преимущества и недостатки.
В третьем вопросе следует охарактеризовать валютные клиринги, цели их использования. Необходимо рассмотреть формы валютных клирингов и их классификацию по числу участников; по объёму операций; по способу регулирования сальдо и др.
План
Методические указания
В первом вопросе следует привести определение международного кредита, раскрыть его функции и дать классификацию форм международного кредита. Эта классификация достаточно обширна и включает такие критерии, как валюта кредита, субъекты международного кредита, его целевое назначение, способ предоставления кредита, срок кредитования и т.д. Студент должен перечислить все критерии классификации и назвать соответствующие им формы международного кредита.
Во втором вопросе необходимо остановиться на банковском кредитовании внешнеэкономической деятельности. Методы банковского кредитования во внешней торговле разнообразны и включают акцептование и авалирование векселей, факторинг, форфетирование, акцептно-рамбурсное кредитование, аккредитивные операции. Студенту следует представить схемы каждой из названных кредитных операций.
В
третьем вопросе