Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа
В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:
Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра
банковского дела
ДЕНЬГИ,
КРЕДИТ, БАНКИ
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов III – IV курсов специальностей 080105 «Финансы и кредит» (специализации «Финансовый менеджмент», «Государственные и муниципальные финансы», «Страховое дело»), 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»,
080102 «Мировая
экономика» заочной формы обучения
Хабаровск 2008
ББК У 9 (2) 26
Деньги,
кредит, банки : методические указания
по выполнению контрольных работ для студентов
III – IV курса специальностей 080105 «Финансы
и кредит» (специализации «Финансовый
менеджмент», «Государственные и муниципальные
финансы», «Страховое дело»), 080109 «Бухгалтерский
учёт, анализ и аудит», 080102 «Мировая экономика»
заочной формы обучения / сост. Т. И. Горина,
Е. Б. Солохина. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП,
2008. – 36 с.
Рецензент: | канд. экон. наук, доцентначальник отдела перспективного развития ОАО «Далькомбанк» Д. В. Абдулкина | |
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов |
ãХабаровская государственная академия экономики и права, 2008
Введение
В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:
― познание таких экономических категорий, как «деньги», «ссудный капитал» и «кредит», изучение их сущности, функций и роли в современной экономике;
― изучение теории и законов денежного обращения и кредита, их применение в практике организации и регулирования денежно-кредитной системы;
― рассмотрение практических аспектов функционирования денег и кредита в национальной экономике на примере Российской Федерации;
― изучение институциональной и функциональной структуры кредитной и банковской систем, а также особенности построения и функционирования кредитной системы Российской Федерации;
― изучение основ деятельности центральных и коммерческих банков, их функций и операций;
― ознакомление со специальными терминами, применяющимися в денежно- кредитной сфере.
Курс «Деньги, кредит, банки» теоретически и логически основывается на дисциплинах «Экономическая теория», «История экономических учений», «История денежно-кредитной системы». Кроме того, этот курс органически взаимосвязан с дисциплинами «Финансы», «Страхование», «Рынок ценных бумаг», «Инвестиции». В свою очередь «Деньги, кредит, банки» является основой для изучения таких дисциплин, как «Организация деятельности коммерческих банков», «Организация денежно-кредитного регулирования», «Международные валютно-кредитные отношения».
Контрольная
работа является самостоятельным исследованием
студента по избранной им теме и
представляет собой обязательный элемент
учебного плана студентов, обучающихся
заочно. Студенты выбирают тему контрольной
работы в соответствии с последней цифрой
номера зачётной книжки. Студент
выполняет работу только
по одной из трёх предлагаемых
тем.
Последняя цифра номеразачётной книжки |
Номера темконтрольных работ |
0 | 10, 20, 30 |
1 | 1, 11, 21 |
2 | 2, 12, 22 |
3 | 3, 13, 23 |
4 | 4, 14, 24 |
5 | 5, 15, 25 |
6 | 6, 16, 26 |
7 | 7, 17, 27 |
8 | 8, 18, 28 |
9 | 9, 19, 29 |
Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, студент должен внимательно изучить литературу по избранной теме и отобрать материал, раскрывающий эту тему. Излагать материал следует по плану работы, соблюдая строгое соответствие между названием вопросов и их содержанием.
Контрольная работа выполняется только в печатном виде на листах формата А4 с печатью текста на одной стороне листа. Объём контрольной работы должен составлять не более 15 страниц машинописного текста, выполненного шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,3–1,5. Текст должен иметь признаки форматирования: одинаковые поля (2–2,5 см), одинаковые отступы (0,75–1 см), одинаковый шрифт для всего текста. В работе на титульном листе обязательно указывается тема, по тексту выделяются вопросы плана. Введение и заключение в контрольной работе не предусмотрены. В завершение приводится список использованных литературных источников, составленный с учётом требований библиографии.
Тема 1. Необходимость денег и их появление
План
Методические указания
В
первом вопросе необходимо выяснить,
зачем необходимы деньги в рыночной
экономике. Далее следует выделить
условия и причины
В
экономической науке существуют
несколько концепций
Описанный К. Марксом процесс развития форм стоимости завершился выделением особого товара, ставшего эквивалентом стоимости всех других товаров. Таким товаром стало золото. В третьем вопросе необходимо охарактеризовать золото как деньги. Почему именно золото стало всеобщим стоимостным эквивалентом? Чем золото отличалось от своих предшествен-ников – товарных денег? Как оно связано с денежным обращением в настоящее время? На эти вопросы следует ответить в третьей части контрольной работы.
Методические указания
Прежде всего студент должен на основании изученного материала составить классификацию видов денег. Деньги можно классифицировать по различным критериям: наличные и безналичные, реальные и идеальные, полноценные и неполноценные и т. д. Собственно сами понятия «вид денег» и «форма денег» у разных авторов различаются. Вы можете сравнить точки зрения двух-трёх авторов по данному вопросу, что и составит первую часть контрольной работы.
В литературе обычно выделяют два вида денег – полноценные (действительные) и неполноценные (заместители действительных денег или знаки стоимости). В рамках видов денег выделяют следующие формы денег: металлические, бумажные и кредитные. Во втором вопросе необходимо дать характеристику полноценных денег. Студент должен перечислить причины, по которым золото стало денежным металлом, а также назвать преимущества металлических денег. Также следует выделить основные исторические этапы использования золота в качестве денег. Далее необходимо назвать причины и сущность демонетизации золота, сформулировать её этапы и назвать формы проявления.
В
третьем вопросе следует
Тема 3. Сущность денег
План
1. Сущность денег и подходы к её определению.
2. Современные воззрения на сущность денег.
3. Свойства денег.
Методические указания
История
экономической мысли
Во втором вопросе Вам следует сравнить и обобщить точки зрения современных учёных-экономистов (как отечественных, так и зарубежных) по вопросу о сущности денег. Всё больше авторов склоняются к мысли о том, что в условиях демонетизации золота истинной мерой стоимости становятся энергоресурсы, а кто-то считает, что в условиях всеобщей компьютеризации и информатизации такой мерой станут единицы информации. В данном вопросе следует отразить наиболее интересные, на Ваш взгляд, мнения о сущности денег. Возможно, кто-то выскажет и собственный взгляд на данную проблему.
В третьей части работы необходимо рассмотреть свойства денег, определяющие и раскрывающие их сущность. Свойства денег можно также рассматривать как требования, предъявляемые к деньгам со стороны экономических агентов: приемлемость, узнаваемость, однородность и т.д. Студент должен перечислить свойства, которыми должны обладать деньги, выделив особенности современных денег.
План
Деньги как экономическая категория выполняют ряд функций. Являясь внешней мерой труда, деньги измеряют стоимость всех товаров, выполняя функцию меры стоимостей. Обладая всеобщей непосредственной обмениваемостью, деньги опосредуют реализацию произведённых товаров. После реализации товаров у продавца остаётся меновая стоимость этих това- ров – деньги. Эту стоимость можно сохранять, используя деньги как средство образования накоплений. В первом вопросе студенту необходимо показать взаимосвязь сущности денег и их функций.