ДКБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:

Содержание

Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

ДКБ (контр.) 2008.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права»

Кафедра банковского дела 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ 

Методические  указания по выполнению контрольных  работ для студентов        III – IV курсов специальностей 080105 «Финансы и кредит» (специализации «Финансовый менеджмент», «Государственные и муниципальные финансы», «Страховое дело»), 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»,

080102 «Мировая экономика» заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2008

ББК  У  9  (2)  26

         Х  12
 

   Деньги, кредит, банки : методические указания по выполнению контрольных работ для студентов III – IV курса специальностей 080105 «Финансы и кредит» (специализации «Финансовый менеджмент», «Государственные и муниципальные финансы», «Страховое дело»), 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080102 «Мировая экономика» заочной формы обучения / сост. Т. И. Горина, Е. Б. Солохина. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2008. – 36 с. 
 
 
 
 

        Рецензент:
канд. экон. наук, доцент

начальник отдела перспективного развития ОАО «Далькомбанк»

Д. В. Абдулкина 

           
 
 
 
     Утверждено  издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
 
 
 
 
 

ãХабаровская государственная академия экономики и права, 2008

   Введение 

   В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».

   В соответствии с государственным  образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:

   ― познание таких экономических категорий, как «деньги», «ссудный капитал» и «кредит», изучение их сущности, функций и роли в современной экономике;

   ― изучение теории и законов денежного обращения и кредита, их применение в практике организации и регулирования денежно-кредитной системы;

   ― рассмотрение практических аспектов функционирования денег и кредита в национальной экономике на примере Российской Федерации;

   ― изучение институциональной и функциональной структуры кредитной и банковской систем, а также особенности построения и функционирования кредитной системы Российской Федерации;

   ― изучение основ деятельности центральных и коммерческих банков, их функций и операций;

   ― ознакомление со специальными терминами, применяющимися в денежно- кредитной сфере.

   Курс  «Деньги, кредит, банки» теоретически и логически основывается на дисциплинах  «Экономическая теория», «История экономических  учений», «История денежно-кредитной  системы». Кроме того, этот курс органически взаимосвязан с дисциплинами «Финансы», «Страхование», «Рынок ценных бумаг», «Инвестиции». В свою очередь «Деньги, кредит, банки» является основой для изучения таких дисциплин, как «Организация деятельности коммерческих банков», «Организация денежно-кредитного регулирования», «Международные валютно-кредитные отношения».

   Указания  по выполнению контрольной  работы

 

   Контрольная работа является самостоятельным исследованием  студента по избранной им теме и  представляет собой обязательный элемент учебного плана студентов, обучающихся заочно. Студенты выбирают тему контрольной работы в соответствии с последней цифрой номера зачётной книжки. Студент выполняет работу только по одной из трёх предлагаемых тем.  

   Последняя цифра номера

   зачётной книжки

   Номера  тем 

   контрольных работ

   0    10,   20,   30
   1    1,   11,   21
   2    2,   12,   22
   3    3,   13,   23
   4    4,   14,   24
   5    5,   15,   25
   6    6,   16,   26
   7    7,   17,   27
   8    8,   18,   28
   9    9,   19,   29
 

   Прежде  чем приступить к написанию контрольной работы, студент должен внимательно изучить литературу по избранной теме и отобрать материал, раскрывающий эту тему. Излагать материал следует по плану работы, соблюдая строгое соответствие между названием вопросов и их содержанием.

   Контрольная работа выполняется только в печатном виде на листах формата А4 с печатью текста на одной стороне листа. Объём контрольной работы должен составлять не более 15 страниц машинописного текста, выполненного шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,3–1,5. Текст должен иметь признаки форматирования: одинаковые поля (2–2,5 см), одинаковые отступы (0,75–1 см), одинаковый шрифт для всего текста. В работе на титульном листе обязательно указывается тема, по тексту выделяются вопросы плана. Введение и заключение в контрольной работе не предусмотрены. В завершение приводится список использованных литературных источников, составленный с учётом требований библиографии.

   Тема 1. Необходимость денег и их появление

   План

  1. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег.
  2. Развитие экономических систем и происхождение денег.
  3. Золото как деньги.

       Методические  указания

   В первом вопросе необходимо выяснить, зачем необходимы деньги в рыночной экономике. Далее следует выделить условия и причины возникновения  денег, основные предпосылки их применения.

   В экономической науке существуют несколько концепций происхождения  денег: рационалистическая, эволюционная, субъективно-психологический подход. Каждая их этих концепций по-разному объясняет появление денег. В частности, К. Маркс рассматривал происхождение денег как результат эволюции форм стоимости. Этот процесс был исследован К. Марксом в «Капитале» (Т.1, Отдел 1. «Товар и деньги»). Студент должен раскрыть содержание основных этапов развития форм стоимости от простой (случайной) до денежной. Важно отметить особенности относительной и эквивалентной форм стоимости на каждом этапе, а также выделить специфику денежного товара.

   Описанный К. Марксом процесс развития форм стоимости завершился выделением особого  товара, ставшего эквивалентом стоимости всех других товаров. Таким товаром стало золото. В третьем вопросе необходимо охарактеризовать золото как деньги. Почему именно золото стало всеобщим стоимостным эквивалентом? Чем золото отличалось от своих предшествен-ников – товарных денег? Как оно связано с денежным обращением в настоящее время? На эти вопросы следует ответить в третьей части контрольной работы.

   Тема 2. Виды и формы денег

   План

  1. Виды и  формы денег, их классификация.
  2. Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота.
  3. Бумажные и кредитные деньги.

   Методические  указания

   Прежде  всего студент должен на основании изученного материала составить классификацию видов денег. Деньги можно классифицировать по различным критериям: наличные и безналичные, реальные и идеальные, полноценные и неполноценные и т. д. Собственно сами понятия «вид денег» и «форма денег» у разных авторов различаются. Вы можете сравнить точки зрения двух-трёх авторов по данному вопросу, что и составит первую часть контрольной работы.

   В литературе обычно выделяют два вида денег – полноценные (действительные) и неполноценные (заместители действительных денег или знаки стоимости). В рамках видов денег выделяют следующие формы денег: металлические, бумажные и кредитные. Во втором вопросе необходимо дать характеристику полноценных денег. Студент должен перечислить причины, по которым золото стало денежным металлом, а также назвать преимущества металлических денег. Также следует выделить основные исторические этапы использования золота в качестве денег. Далее необходимо назвать причины и сущность демонетизации золота, сформулировать её этапы и назвать формы проявления.

   В третьем вопросе следует рассмотреть  бумажные и кредитные деньги как  представителей знаков стоимости. Прежде всего необходимо выделить главные этапы перехода от металлических денег к бумажным, отметить роль государства в появлении и использовании бумажных денег. Желательно привести примеры из истории денежных систем разных стран и России введения бумажных денег в обращение. Далее необходимо сформулировать преимущества и недостатки бумажных денег по сравнению с металлическими. К знакам стоимости относятся также кредитные деньги, возникшие из функции денег как средства платежа. Студент должен изложить этапы эволюции кредитных денег: вексель, банкнота, чек, электронные деньги. Необходимо изложить условия появления перечисленных кредитных денег; указать сферы их применения; объяснить, в чём заключается их кредитный характер.  

   Тема 3. Сущность денег

   План

   1. Сущность денег и подходы к её определению.

   2. Современные воззрения на сущность денег.

   3. Свойства денег.

   Методические  указания

   История экономической мысли подтверждает тот факт, что сущность денег была и остаётся одним из наиболее обсуждаемых учёными-экономистами вопросов. В результате оформились три наиболее распространённых подхода к определению сущности денег. Первый сложился на основе марксистского направления в экономике. Второй – функциональный – подход, характерный для представителей западной экономической школы (Л. Харрис, П. Самуэльсон, Д. Д. Ван-Хуз и др.). И, наконец, третий подход сложился у ряда современных представителей отечественной экономической науки (О. И. Лаврушин, Л. Н. Красавина, О. Л. Рогова и др.), рассматривающих деньги как воспроизводственную категорию. Сравнение данных подходов к рассмотрению сущности денег и должно составить первую часть контрольной работы.

   Во  втором вопросе Вам следует сравнить и обобщить точки зрения современных  учёных-экономистов (как отечественных, так и зарубежных) по вопросу о  сущности денег. Всё больше авторов склоняются к мысли о том, что в условиях демонетизации золота истинной мерой стоимости становятся энергоресурсы, а кто-то считает, что в условиях всеобщей компьютеризации и информатизации такой мерой станут единицы информации. В данном вопросе следует отразить наиболее интересные, на Ваш взгляд, мнения о сущности денег. Возможно, кто-то выскажет и собственный взгляд на данную проблему.

   В третьей части работы необходимо рассмотреть свойства денег, определяющие и раскрывающие их сущность. Свойства денег можно также рассматривать как требования, предъявляемые к деньгам со стороны экономических агентов: приемлемость, узнаваемость, однородность и т.д. Студент должен перечислить свойства, которыми должны обладать деньги, выделив особенности современных денег.

   Тема 4. Функции и роль денег

   План

  1. Функции денег как отражение их сущности.
  2. Характеристика функций денег.
  3. Роль денег в экономике и в социальной сфере.

   Методические  указания

   Деньги  как экономическая категория  выполняют ряд функций. Являясь  внешней мерой труда, деньги измеряют стоимость всех товаров, выполняя функцию меры стоимостей. Обладая всеобщей непосредственной обмениваемостью, деньги опосредуют реализацию произведённых товаров. После реализации товаров у продавца остаётся меновая стоимость этих това-  ров – деньги. Эту стоимость можно сохранять, используя деньги как средство образования накоплений. В первом вопросе студенту необходимо показать взаимосвязь сущности денег и их функций.

Информация о работе ДКБ