ДКБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:

Содержание

Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

ДКБ (контр.) 2008.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

   Во  втором вопросе студент должен дать характеристику каждой из функций денег: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, а также средства платежа и мировых денег.

   При характеристике функции меры стоимости следует обратить внимание на её значение в процессе ценообразования, на особенности выполнения этой функции современными деньгами. Как средство обращения деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Студент должен выделить особенности и значение данной функции. Необходимо также показать, как определяется количество денег, необходимых для обращения. Рассматривая функцию средства накопления, студент должен перечислить отличия сокровищ от накоплений; назвать виды накоплений; рассмотреть динамику общественных и индивидуальных накоплений в России на основе статистики Центрального банка Российской Федерации. Деньги также выполняют функцию средства платежа. Студент должен выделить отличия этой функции от функции средства обращения. Также необходимо привести примеры использования денег в функции средства платежа. В международных отношениях деньги выступают как всеобщее покупательное и платёжное средство, как воплощение общественного богатства, то есть выполняют функцию мировых денег. Её студент также должен охарактеризовать.

   Роль  денег обычно рассматривают как  результат их функций. В третьем вопросе необходимо показать, какую роль играют деньги в экономике современных государств, причем как на микроуровне, так и на макроуровне. Желательно рассмотреть также, какова роль денег на каждом этапе процесса общественного воспроизводства. Однако деньги играют важную роль не только в экономической, но и в социальной сфере. В этом случае роль денег реализуется через государственный бюджет, пенсионные и страховые фонды. На примере бюджета Российской Федерации на текущий год студент должен охарактеризовать структуру социальных расходов государства. 

   Тема  5. Денежная эмиссия

   План

  1. Понятие и виды эмиссии.
  2. Безналичная эмиссия, её сущность и значение.
  3. Эмиссия наличных денег.

   Методические  указания

   В первом вопросе студент должен дать определения понятий «эмиссия денег» и «выпуск денег в оборот», показать их отличия. Затем следует классифицировать эмиссию по различным критериям. Эмиссия может быть кредитной и бюджетной, наличной и безналичной, обеспеченной и необеспеченной и т. д. Следует выделить особенности осуществления эмиссии в условиях рыночной экономики, цели эмиссии, характер её обеспечения. Студент должен определить, какая эмиссия – наличная или безналичная – является первичной.

   Далее необходимо дать характеристику безналичной  эмиссии. Необходимо назвать, какие  институты осуществляют безналичную эмиссию. Следует проиллюстрировать механизм банковской мультипликации и показать, каким образом центральные банки могут осуществлять регулирование эмиссионных операций коммерческих банков. Необходимо показать, какие инструменты используют центральные банки в процессе управления эмиссионным механизмом. Студент должен знать, каким образом определяется банковский мультипликатор, чем он отличается от депозитного и кредитного мультипликатора.

   В третьем вопросе следует рассмотреть  порядок эмиссии наличных денег. Необходимо пояснить причину, по которой эмиссия наличных денег монополизирована государством в лице Центрального банка. Далее следует рассмотреть этапы выпуска наличных денег в обращение, начиная с определения потребности экономики в наличных деньгах и до момента формирования и использования резервных фондов банкнот и монеты. Затем студент должен рассмотреть основные каналы движения наличных денег. Следует отметить роль расчётно-кассовых центров в реализации эмиссионной функции Центрального банка. 

   Тема  6. Денежный оборот

   План

  1. Понятие и структура денежного оборота.
  2. Безналичный денежный оборот.
  3. Налично-денежный оборот.

   Методические  указания

   При характеристике денежного оборота  необходимо дать его определение  с качественной и количественной точки зрения. Студент должен выяснить взаимосвязь и отличие понятий «денежное обращение», «денежный оборот», «платёжный оборот». Далее студент должен представить структуру денежного оборота в соответствии с различными признаками: субъекты (участники) денежного оборота; экономическое содержание платежей; связь платежей с процессами производства и реализации товаров; форма денег и т. д. Кроме того, в первом пункте работы студент должен уделить внимание особенностям денежного оборота при разных моделях экономики, взаимосвязи денежного оборота с системой рыночных отношений. Количественной и качественной характеристикой денежного оборота выступает денежная масса. Необходимо дать определение денежной массы и её агрегатов. Также следует привести цифры, характеризующие объём, структуру и динамику денежной массы в России, выделив её наличную и безналичную составляющие.

   Во  втором вопросе необходимо рассмотреть  безналичный денежный оборот как  основную составляющую денежного оборота. Студент должен охарактеризовать значение безналичного денежного оборота  для государства, банков, субъектов  хозяйства и бизнеса, населения. Следует разобраться в формах перехода наличноденежного оборота в безналичный. Далее необходимо сформулировать принципы организации безналичного денежного оборота. Важно также обратить внимание на нормативно-правовую базу регулирования безналичного оборота в России.

   В третьем вопросе следует дать характеристику наличноденежного оборота. Понятие «наличноденежный оборот»  часто отождествляется с понятием «денежное обращение». Студент должен выделить отличия этих понятий. Необходимо отметить специфические принципы организации наличноденежного оборота, показать его значение в обслуживании денежных доходов и расходов населения. Кроме того, студент должен составить схему движения наличных денег в Российской Федерации. Как и во втором вопросе, необходимо назвать документы, регламентирующие наличноденежный оборот в Российской Федерации. 

   Тема  7. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчётов

   План

  1. Безналичный денежный оборот и  основы его организации.
  2. Формы безналичных расчётов.
  3. Перспективы развития системы безналичных расчётов.
 

   Методические  указания

   Прежде  всего студент должен дать определение безналичного денежного оборота. Следует помнить, что в безналичном обороте деньги функционируют как средство платежа, и, соответственно, движение денег обособлено от движения материальных ресурсов. Процесс движения денег в безналичном обороте тесно связан с понятием банковских счетов и расчётно-кассовым обслуживанием клиентов банками. Необходимо раскрыть механизм движения безналичных денег по банковским счетам в процессе проведения безналичных расчётов. Студент должен раскрыть их сущность, содержание и значение. Необходимо перечислить сферы применения безналичных расчётов. Затем студент должен назвать элементы системы безналичных расчётов, раскрыть содержание каждого из элементов. Особое внимание необходимо уделить принципам организации безналичных расчетов, отметив изменения в связи с переходом к рыночным отношениям. Студент должен перечислить, какими нормативными и правовыми актами регламентируется осуществление безналичных расчётов в России. Необходимой инфраструктурой для проведения безналичных расчётов является платёжная система государства. В контрольной работе также следует отразить понятие платёжной системы, раскрыть роль Центрального и коммерческих банков в платёжной системе.

   Во  втором вопросе необходимо рассмотреть  действующие формы безналичных расчётов. Для этого потребуется изучить Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 2, гл. 46 «Расчёты»), а также нормативные правовые акты по банковской деятельности, регламентирующие проведение безналичных расчётов. Студент должен выяснить отличия между понятиями «формы безналичных расчётов» и «формы расчётных документов». Необходимо изложить сущность и особенности действующих в Российской Федерации форм расчётов, проиллюстрировав каждую из форм схемой документооборота. Кроме того, следует указать сферу применения, преимущества и недостатки каждой из рассмотренных форм.

   В третьем вопросе необходимо остановиться на проблемах и перспективах функционирования системы безналичных расчётов в РФ. Студент должен сформулировать основные направления развития отдельных форм и способов расчётов, уделив внимание электронным платёжным системам, внедрению пластиковых карт, развитию факторинговых операций и др.  
 

   Тема 8. Денежная масса

   План

  1. Денежная масса и денежная база.
  2. Прогнозирование денежной массы и контроль за её состоянием.
  3. Скорость обращения денег.

   Методические  указания

   Денежная  масса выступает количественной и качественной характеристикой  совокупного денежного оборота. В первом пункте студент должен рассмотреть  понятие «денежная масса», дать её определение. Затем необходимо рассмотреть состав агрегатов денежной массы, которые являются показателями её объема и структуры. Студент должен также рассмотреть понятие «денежная база» и отразить её взаимосвязь с денежной массой. Следует помнить, что, регулируя денежную базу, Центральный банк может изменять предложение денег. В качестве статистической основы следует использовать материалы Банка России, который регулярно публикует данные об объёме и составе денежной массы и денежной базы.

   Достаточное количество средств обращения и  платежа обеспечивает нормальное функционирование всей экономики. Напротив, дефицит платёжных средств может привести к кризису неплатежей, появлению и использованию денежных суррогатов. В связи с этим прогнозирование денежной массы представляет собой важное направление деятельности Центрального банка. Необходимо показать значение составления прогноза кассовых оборотов и прогнозных расчётов баланса денежных доходов и расходов населения. На макроэкономическом уровне достаточность объёма денежной массы определяется уравнением обмена, характеризующим взаимную количественную зависимость между денежной массой, скоростью обращения денег и номинальным национальным продуктом.

   Скорость  обращения денег – это количество оборотов, совершённых деньгами за определённый период времени. Этот показатель может рассчитываться на основе уравнения обмена. Следует привести это уравнение и произвести расчёты на примере России или другого государства. Другим методом определения скорости обращения денег является исчисление отношения суммы переведённых по банковским депозитам средств к величине денежной массы М2 (методика Банка России). Следует привести формулу расчёта и произвести вычисления на основе российской статистики или денежной статистики другого государства.

   Тема 9. Денежная система

   План

  1. Понятие денежной системы, её элементы и формы развития.
  2. Системы металлического обращения.
  3. Современные денежные системы, их особенности.

   Методические  указания

   В первом вопросе следует дать определение  денежной системы. Необходимо сформулировать условия образования денежных систем; отметить, какими причинами была вызвана необходимость их появления. Затем следует дать определение и характеристику отдельных элементов денежной системы, при этом необходимо обратить внимание на изменение содержания некоторых элементов в современных денежных системах. Денежные системы развивались вместе с самими деньгами. Тип денежной системы определялся видом обращающихся денег. Таким образом, студент должен привести классификацию денежных систем.

   Во  втором вопросе следует дать характеристику систем обращения металлических денег, к которым относятся биметаллизм и монометаллизм. При этом важно отметить, как менялись принципы функционирования денежных систем по мере перехода от биметаллизма к монометаллизму, а также назвать причины этого перехода.

   И, наконец, в третьем вопросе необходимо раскрыть особенности и принципы функционирования современных фидуциарных денежных систем, основанных на обращении неразменных знаков стоимости. Их характерными чертами являются полная демонетизация золота, выпуск денег преимущественно в безналичной форме и на основе кредитных операций, обеспечение выпускаемых денег обязательствами государства. Помимо общих особенностей современных денежных систем, следует выделить специфические черты денежных систем административно типа и систем рыночного типа.  

   Тема 10. Денежная система Российской Федерации

Информация о работе ДКБ