Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:30, контрольная работа
В рыночном хозяйстве существенно возрастает роль денежных и финансово-кредитных рычагов регулирования экономики. В связи с этим изучение денежных и кредитных отношений является неотъемлемым элементом подготовки экономистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Мировая экономика».
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по названным специальностям дисциплина «Деньги, кредит, банки» включена в блок специальных или общепрофессиональных дисциплин. Целью изучения данной дисциплины является получение необходимых знаний по теории денег, денежного обращения, кредита и банковского дела. Исходя из этого, перед студентами ставятся следующие задачи:
Введение 3
1.Виды и формы денег, их классификация 5
2.Полноценные деньги. Процесс демонетизации золота 8
3.Бумажные и кредитные деньги 11
Заключение 18
Список использованных источников 19
Во втором вопросе студент должен дать характеристику каждой из функций денег: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, а также средства платежа и мировых денег.
При характеристике функции меры стоимости следует обратить внимание на её значение в процессе ценообразования, на особенности выполнения этой функции современными деньгами. Как средство обращения деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Студент должен выделить особенности и значение данной функции. Необходимо также показать, как определяется количество денег, необходимых для обращения. Рассматривая функцию средства накопления, студент должен перечислить отличия сокровищ от накоплений; назвать виды накоплений; рассмотреть динамику общественных и индивидуальных накоплений в России на основе статистики Центрального банка Российской Федерации. Деньги также выполняют функцию средства платежа. Студент должен выделить отличия этой функции от функции средства обращения. Также необходимо привести примеры использования денег в функции средства платежа. В международных отношениях деньги выступают как всеобщее покупательное и платёжное средство, как воплощение общественного богатства, то есть выполняют функцию мировых денег. Её студент также должен охарактеризовать.
Роль
денег обычно рассматривают как
результат их функций. В третьем вопросе
необходимо показать, какую роль играют
деньги в экономике современных государств,
причем как на микроуровне, так и на макроуровне.
Желательно рассмотреть также, какова
роль денег на каждом этапе процесса общественного
воспроизводства. Однако деньги играют
важную роль не только в экономической,
но и в социальной сфере. В этом случае
роль денег реализуется через государственный
бюджет, пенсионные и страховые фонды.
На примере бюджета Российской Федерации
на текущий год студент должен охарактеризовать
структуру социальных расходов государства.
Тема 5. Денежная эмиссия
План
Методические указания
В первом вопросе студент должен дать определения понятий «эмиссия денег» и «выпуск денег в оборот», показать их отличия. Затем следует классифицировать эмиссию по различным критериям. Эмиссия может быть кредитной и бюджетной, наличной и безналичной, обеспеченной и необеспеченной и т. д. Следует выделить особенности осуществления эмиссии в условиях рыночной экономики, цели эмиссии, характер её обеспечения. Студент должен определить, какая эмиссия – наличная или безналичная – является первичной.
Далее необходимо дать характеристику безналичной эмиссии. Необходимо назвать, какие институты осуществляют безналичную эмиссию. Следует проиллюстрировать механизм банковской мультипликации и показать, каким образом центральные банки могут осуществлять регулирование эмиссионных операций коммерческих банков. Необходимо показать, какие инструменты используют центральные банки в процессе управления эмиссионным механизмом. Студент должен знать, каким образом определяется банковский мультипликатор, чем он отличается от депозитного и кредитного мультипликатора.
В
третьем вопросе следует
Тема 6. Денежный оборот
План
Методические указания
При характеристике денежного оборота необходимо дать его определение с качественной и количественной точки зрения. Студент должен выяснить взаимосвязь и отличие понятий «денежное обращение», «денежный оборот», «платёжный оборот». Далее студент должен представить структуру денежного оборота в соответствии с различными признаками: субъекты (участники) денежного оборота; экономическое содержание платежей; связь платежей с процессами производства и реализации товаров; форма денег и т. д. Кроме того, в первом пункте работы студент должен уделить внимание особенностям денежного оборота при разных моделях экономики, взаимосвязи денежного оборота с системой рыночных отношений. Количественной и качественной характеристикой денежного оборота выступает денежная масса. Необходимо дать определение денежной массы и её агрегатов. Также следует привести цифры, характеризующие объём, структуру и динамику денежной массы в России, выделив её наличную и безналичную составляющие.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть безналичный денежный оборот как основную составляющую денежного оборота. Студент должен охарактеризовать значение безналичного денежного оборота для государства, банков, субъектов хозяйства и бизнеса, населения. Следует разобраться в формах перехода наличноденежного оборота в безналичный. Далее необходимо сформулировать принципы организации безналичного денежного оборота. Важно также обратить внимание на нормативно-правовую базу регулирования безналичного оборота в России.
В
третьем вопросе следует дать
характеристику наличноденежного оборота.
Понятие «наличноденежный оборот»
часто отождествляется с
Тема 7. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчётов
План
Методические указания
Прежде всего студент должен дать определение безналичного денежного оборота. Следует помнить, что в безналичном обороте деньги функционируют как средство платежа, и, соответственно, движение денег обособлено от движения материальных ресурсов. Процесс движения денег в безналичном обороте тесно связан с понятием банковских счетов и расчётно-кассовым обслуживанием клиентов банками. Необходимо раскрыть механизм движения безналичных денег по банковским счетам в процессе проведения безналичных расчётов. Студент должен раскрыть их сущность, содержание и значение. Необходимо перечислить сферы применения безналичных расчётов. Затем студент должен назвать элементы системы безналичных расчётов, раскрыть содержание каждого из элементов. Особое внимание необходимо уделить принципам организации безналичных расчетов, отметив изменения в связи с переходом к рыночным отношениям. Студент должен перечислить, какими нормативными и правовыми актами регламентируется осуществление безналичных расчётов в России. Необходимой инфраструктурой для проведения безналичных расчётов является платёжная система государства. В контрольной работе также следует отразить понятие платёжной системы, раскрыть роль Центрального и коммерческих банков в платёжной системе.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть действующие формы безналичных расчётов. Для этого потребуется изучить Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 2, гл. 46 «Расчёты»), а также нормативные правовые акты по банковской деятельности, регламентирующие проведение безналичных расчётов. Студент должен выяснить отличия между понятиями «формы безналичных расчётов» и «формы расчётных документов». Необходимо изложить сущность и особенности действующих в Российской Федерации форм расчётов, проиллюстрировав каждую из форм схемой документооборота. Кроме того, следует указать сферу применения, преимущества и недостатки каждой из рассмотренных форм.
В
третьем вопросе необходимо остановиться
на проблемах и перспективах функционирования
системы безналичных расчётов в РФ. Студент
должен сформулировать основные направления
развития отдельных форм и способов расчётов,
уделив внимание электронным платёжным
системам, внедрению пластиковых карт,
развитию факторинговых операций и др.
Тема 8. Денежная масса
План
Методические указания
Денежная масса выступает количественной и качественной характеристикой совокупного денежного оборота. В первом пункте студент должен рассмотреть понятие «денежная масса», дать её определение. Затем необходимо рассмотреть состав агрегатов денежной массы, которые являются показателями её объема и структуры. Студент должен также рассмотреть понятие «денежная база» и отразить её взаимосвязь с денежной массой. Следует помнить, что, регулируя денежную базу, Центральный банк может изменять предложение денег. В качестве статистической основы следует использовать материалы Банка России, который регулярно публикует данные об объёме и составе денежной массы и денежной базы.
Достаточное количество средств обращения и платежа обеспечивает нормальное функционирование всей экономики. Напротив, дефицит платёжных средств может привести к кризису неплатежей, появлению и использованию денежных суррогатов. В связи с этим прогнозирование денежной массы представляет собой важное направление деятельности Центрального банка. Необходимо показать значение составления прогноза кассовых оборотов и прогнозных расчётов баланса денежных доходов и расходов населения. На макроэкономическом уровне достаточность объёма денежной массы определяется уравнением обмена, характеризующим взаимную количественную зависимость между денежной массой, скоростью обращения денег и номинальным национальным продуктом.
Скорость обращения денег – это количество оборотов, совершённых деньгами за определённый период времени. Этот показатель может рассчитываться на основе уравнения обмена. Следует привести это уравнение и произвести расчёты на примере России или другого государства. Другим методом определения скорости обращения денег является исчисление отношения суммы переведённых по банковским депозитам средств к величине денежной массы М2 (методика Банка России). Следует привести формулу расчёта и произвести вычисления на основе российской статистики или денежной статистики другого государства.
Тема 9. Денежная система
План
Методические указания
В первом вопросе следует дать определение денежной системы. Необходимо сформулировать условия образования денежных систем; отметить, какими причинами была вызвана необходимость их появления. Затем следует дать определение и характеристику отдельных элементов денежной системы, при этом необходимо обратить внимание на изменение содержания некоторых элементов в современных денежных системах. Денежные системы развивались вместе с самими деньгами. Тип денежной системы определялся видом обращающихся денег. Таким образом, студент должен привести классификацию денежных систем.
Во втором вопросе следует дать характеристику систем обращения металлических денег, к которым относятся биметаллизм и монометаллизм. При этом важно отметить, как менялись принципы функционирования денежных систем по мере перехода от биметаллизма к монометаллизму, а также назвать причины этого перехода.
И,
наконец, в третьем вопросе необходимо
раскрыть особенности и принципы функционирования
современных фидуциарных денежных систем,
основанных на обращении неразменных
знаков стоимости. Их характерными чертами
являются полная демонетизация золота,
выпуск денег преимущественно в безналичной
форме и на основе кредитных операций,
обеспечение выпускаемых денег обязательствами
государства. Помимо общих особенностей
современных денежных систем, следует
выделить специфические черты денежных
систем административно типа и систем
рыночного типа.
Тема 10. Денежная система Российской Федерации