Автор: v**********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Инновации в настоящее время - не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, в том числе и в банковском деле. Курсовая работа основывается на толковании банковских инноваций и исходит из положения, что в наиболее развитых странах осуществляется новый тип экономического развития - инновационный, являющийся выражением продолжающейся технологической революции. Экономика находится в процессе постоянных изменений - эволюционирующего развития.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. I.Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц: понятие, сущность, характеристика……………………………………..4
3. 1.1 Понятие,сущность и виды банковских инноваций………..…………4
4. II. Проблемы и перспективы развития банковских инноваций………..17
5. 2.1 Проблемы и риски развития банковских инноваций……………….17
6. 2.2 Рекомендации по совершенствованию банковского обслуживания физических лиц…………………………………………………………...26
7. Заключение………………………………………………………………..28
8. Список использованной литературы…………………………………….30
Быстрое
и устойчивое развитие экономики
страны зависит не только от внедрения
новых, более эффективных
Под финансовой грамотностью понимают знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, умение их использовать при возникновении потребности в этом, а также осознание последствий своих действий. Финансовая грамотность как понятие разбивается на три взаимосвязанных части: установки, знания и навыки.
Установки
образуют базис финансовой грамотности.
Речь идет о формировании культуры
финансового поведения, которая
начинается с планирования семейного
бюджета, причем на длительную перспективу,
и выработки стратегии
Другая важная установка, препятствующая развитию финансовой активности населения, — недоверие населения финансовым институтам. Преодоление такого отношения необходимо через убеждение людей в том, что существование данных институтов является нормой для любого современного общества, неотъемлемым и функциональным элементом рынка.
Необходимые знания должны включать: понятие риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между реальным и номинальным измерениями, наличными и безналичными платежами, принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем и т. п.
Дистанционное обслуживание клиентов позволяет банкам серьезно экономить на организации дополнительных офисов. Им не приходится беспокоиться по поводу постоянного роста арендных ставок на рынке коммерческой недвижимости, пропадает необходимость в дополнительном персонале и оборудовании. Клиентам, в свою очередь, удобно распоряжаться деньгами на своих банковских счетах, не выходя из дома. Но все эти преимущества существуют лишь в теории, на практике, как оказалось, лишь каждый четвертый клиент кредитной организации хотя бы раз в жизни пользовался услугами интернет-банкинга.
Даже тех, кто пару раз заходил на собственную страницу в системе интернет-банка, полноценными пользователями назвать нельзя: подавляющее число новых клиентов используют интернет-банкинг для получения информации об остатках на счетах и выписок по ним. А остальные платежные функции системы, такие как оплата коммунальных счетов, услуг связи, переводы на счета организаций, конвертация и так далее, остаются невостребованными. Эксперты связывают это с многолетней привычкой россиян расплачиваться наличными и их недоверием к электронным системам. Для успешного продвижения банковских услуг через Интернет не менее важным фактором, чем технологии, является живое общение.
Направление интернет-банкинга в России развивается довольно интенсивно. Количество клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга, в ближайшие 2 – 3 года вырастет в 3 раза. В настоящее время доля банковских транзакций, совершаемых россиянами через глобальную Сеть, составляет 20% от общего количества банковских операций. При этом в некоторых странах это соотношение достигает 30 – 35%.
Дефицит
ресурсов и экспансия зарубежных
кредитных организаций
На
сегодняшний момент использование
небанковских организаций для оказания
банковских услуг является перспективным
направлением для банков. Успех агентского
банкинга напрямую зависит от внедряемых
информационных и коммуникационных
технологий, которые применяются
клиентами, розничными агентами и банками
или небанковскими
По
разным оценкам, стоимость одной
интернет-операции для банка может
составлять от $0,01 до $0,13. А первоначальные
затраты на создание (покупку) и запуск
банковской интернет-системы сопоставимы
с открытием одного обычного отделения
или филиала банка. Если к этому
прибавить крайне низкие расходы
на совершение операций, то скорость окупаемости
интернет-отделения банка и
Наряду
с использованием агентских соглашений
повышается значимость банковского
самообслуживания. Например применение
банковских технологий в развитии электронных
кассовых узлов и банкоматов с
функциями финансового офиса. Использование
банкоматов для выполнения практически
всех денежно-финансовых операций высвобождает
банковских служащих, позволяя им сосредоточиться
на оказании более специализированных
видов услуг, и дает возможность
в перспективе сократить
В
развитии мобильного банкинга следующим
шагом может стать
В
настоящее время перед банками
стоит вопрос – какая модель функционирования
на рынке им ближе – традиционная
с предоставлением услуг через
дополнительный офис (филиал) и низкой
скоростью совершения операций или
использование инновационных
Популярность сервисов дистанционного банковского обслуживания Альфа-Банка растет, и ожидается, что динамика сохранится. Причины роста не сильно изменились за последний год: с развитием интернета, ростом компьютерной и финансовой грамотности, повышением осведомленности о наличии таких услуг, онлайн-сервисы входят в привычку все большего числа людей.
За последний год ничего глобально изменилось. Но при этом растет качество и количество предлагаемых сервисов. Банки довольно сильно продвинулись в части онлайн оплат различных услуг (сотовая связь, интернет, коммунальные платежи и т.д.) — такие сервисы были добавлены в ряде интернет-банков и их отсутствие уже воспринимается как явный минус. Растет количество получателей таких платежей. Стало больше возможностей по управлению банковскими и инвестиционными услугами через интернет. Появляются все более персонифицированные сервисы, как например возможность заказать карту со своей фотографией, предварительно разработав дизайн карты в интернете или возможность получать персональные предложения от банка через интернет-банк. Кризис также внес определенные коррективы — стали популярны сервисы онлайн конвертации и управления накопительными счетами и депозитами.
2.2 Рекомендации по совершенствованию банковского обслуживания физических лиц
Рассмотрим возможные направления решения проблем развития банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц.
Как
было отмечено ранее, одним из сдерживающих
факторов развития дистанционного банковского
обслуживания в России является недостаточно
широкое распространение
Банки,в большинстве своем, ориентированы на людей с доходами выше среднего. Поэтому можно допустить что для клиентов банка стоимость услуг интернет не должна быть препятствием для использования различных форм дистанционного обслуживания.
Увеличение
количества точек самообслуживание
становится актуальным в условиях кризиса.
Обзавестись кассовым залом для
банка — очень дорогое
Для решения проблемы доступности дистанционных банковских каналов банкам можно рекомендовать увеличить количество банкоматов с расширенными функциями.
Переоценивать значимость увеличения "функционала" банкоматов пока не стоит. Оптимальным является соотношение один банкомат на 1 тысячу клиентов - владельцев пластиковых карт.
Программы, направленные на повышение финансовой грамотности поддерживаются Правительством РФ. Поэтому можно предложить банкам проект. Суть предлагаемого проекта - создание системы дистанционного банковского обслуживания для учащихся школ, позволяющей вести банковские счета школьников, не взимая при этом обычную комиссию.
Цель такой программы:
Заключение
В рамках курсовой работы раскрыта сущность банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц. Проведен анализ банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц.
В результате проведенного в первой части работы теоретического исследования были определенны сущность и содержание банковских инноваций в сфере обслуживания физических лиц. Банковская инновация — это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка. Инновационный процесс, то есть процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации. Понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка