Депозитная политика банков Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Эффективная организация депозитных операций необходима для обеспечения нормальной банковской деятельности на коммерческих началах, регулирование денежной массы в стране, успешного осуществления традиционных операций банка, расширения предоставляемых вкладчикам услуг, поскольку депозиты являются – одним из основных источников заемных ликвидных средств банка.

Содержание

Введение
Теоретические основы организации депозитных операций коммерческих банков.
1.1 Сущность и экономическое содержание депозитных операций коммерческих банков
1.2 История развития депозитного рынка страны
1.3 Политика привлечения депозитов банков второго уровня
Анализ депозитной политики АО "Банк Туран Алем".
2.1 Краткая характеристика деятельности и структура АО "Банк Туран Алем"
2.2 Депозитная политика АО "БанкТуранАлем"
2.3 Анализ развития депозитных операций коммерческих банков Казахстана
Перспективы развития депозитных операций коммерческих банков Казахстана
3.1 Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов
3.2 Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта
3.3 Направления развития депозитного рынка республики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

57.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

     Далее - ограничение свободы размера  вознаграждения по вкладам не должно устанавливаться Фондом, так как  это приведет к нарушению законодательства. Вместе с тем, размер членских взносов наряду с другими требованиями должен зависеть и от средневзвешенного процента вознаграждения, то есть при его увеличении возрастает риск, следовательно, взнос должен быть больше.

     Интересной  представляется система закрытого страхования, которая предусматривает вложение определенной части активов банка в государственные ценные бумаги в зависимости от объемов привлеченных вкладов. Оптимальное сочетание систем открытого и закрытого страхования позволило бы снизить размеры членских взносов.

     В мировой практике одним из определений  страхования является форма обеспечения  обязательств в хозяйственном и  гражданско-правовом обороте. Реализуется  через систему финансовой компенсации  в случае неблагоприятных обстоятельств в обмен на преимущественно регулярную уплату относительно небольших денежных сумм (страховых платежей), из которых формируется страховой фонд. В нашем случае страховальщиком выступает Фонд, страхования, банки – участники, выгодоприобретатели, физические лица – вкладчики. Имеются правила страхования, где изложены права и обязанности сторон и условия выплаты страхового возмещения, а также страховой полис в форме свидетельства участника системы.

     Гарантирование (гарантия) также является формой обеспечения выполнения обязательств. Но эта правовая категория представляет нечто иное, чем страхование. В Гражданском кодексе Республики Казахстан (ст.330) установлено, что в силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарно.

     Различия  между гарантированием вкладов  и их страхованием в следующем: во-первых, вкладчик банка не может рассматриваться  как кредитор по отношению к данному  банку, а банк как должник перед  вкладчиком; во-вторых, неисполнение обязательств должником автоматически влечет за собой обязанность гаранта безоговорочно возместить фактический ущерб полностью. При страховании ответственность страховщика в такой же ситуации автоматически не наступает на договоре страхования и зависит от качества его исполнения страхователем.

     Одним из ограничений при выплате страхового возмещения является максимальный размер возмещения одному вкладчику, который  не может превышать 1 млн. тенге. Если банк исключен из списка участников страхования, то страховщик (Фонд) отвечает только по вкладам, размещенным в данном банке до исключения.

     Таким образом, из вышеизложенного, положений  гражданского кодекса Республики Казахстан  и действующего страхового законодательства вытекает однозначный вывод - страховщик (Фонд) ни при каких обстоятельствах не может быть гарантом. Поэтому страхование вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня никак не может быть гарантированием. Поэтому следует исключить слово "гарантирование" из Правил, названия Фонда и других документов. Иначе возможны судейские казусы при рассмотрении споров между выгодоприобретателями – вкладчиками и Фондом. Не исключено, что какой-нибудь вкладчик или адвокат, пользуясь формальным поводом, может потребовать от Фонда возмещения ущерба не как от страховщика, а как от Гаранта, то есть в полном объеме без всяких ограничений.

     Рассмотрим  положительные и отрицательные  стороны страхования депозитов  физических лиц для Фонда, для  банков и для клиентов.

     Положительными  моментами для Фонда, являются во-первых, календарные взносы в зависимости от депозитной базы Фонд может установить предельный процент от объема вкладов (депозитов), по достижении которого отчисления могут быть прекращены, но при этом он не обязан устанавливать предел отчислениями, идущим на его счет. Несомненно, ниже 1% предел не будет. Если рассчитать по самой малой шкале, то есть 1% от объема депозитов, сумма собранных Фондом средств составит около 1,4млрд. тенге (1% от 1 млрд. долларов). Во-вторых, эти деньги будут приносить инвестиционный доход от вложений в государственные ценные бумаги. В-третьих, поскольку Фонд - некоммерческая организация, доходом ни с кем делиться не надо. В – четвертых, полученные деньги (взносы и доход) отдавать практически не надо, пока банк не будет объявлен банкротом в судебном порядке. В – пятых, риск выплат из Фонда сведен к минимуму. Поскольку в Фонд принимаются только банки, имеющие отменные экономические показатели, в процессе деятельности они будут находиться под двойным контролем (Национального банка и Фонда), а в случае нарушений будут приниматься жесткие меры, вплоть до отзыва и приостановки лицензии, чтобы не допускать негативных последствий. Таким образом, потенциальным банкротам в Фонд дорога заказана, а из Фонда - запросто.

     Отрицательным моментом для Фонда является исключение банка из реестра банков-участников системы обязательного коллективного  страхования вкладов и отзыв  свидетельства участника системы.

     Положительным моментом является то, что они могут  привлекать клиентов тем, что являются участниками системы страхования, которая обеспечит возврат денег вкладчиков, рекламируя об этом в средствах массовой информации.

     Отрицательными  моментами для банков являются то, что, отдав часть денег в Фонд, должен отработать их перед клиентом, что увеличивает процентную ставку вознаграждения для потенциального заемщика. Во-вторых, календарные и прочие отчисления в Фонд не увеличивают прибыль банков. Изъятия 1,4 млрд. тенге из банковского оборота не может пройти безболезненно.

     Для клиентов положительным является уверенность, что их деньги застрахованы и в случае чего будут возвращены назад. Но отрицательным является то, что назад получат не все и не все. Вклады будут возвращены за минусом взноса в страховой фонд.

     Национальный  банк, который является учредителем, акционером АО "Казахстанского фонда, гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня" получает кроме сказанного выше дополнительный финансовый источник для ведения своей коммерческой деятельности. В результате мы имеем не страхование интереса, как гарантию спокойствия владельца депозита, а интерес в страховании, как вознаграждение рулевым Фонда.

     По  нашему мнению, защиту депозитов физических лиц можно было бы организовать гораздо  дешевле и эффективней. Первый путь – это использовать уже существующие и находящиеся под контролем Национального банка страховые организации. Второй путь - все желающие банки могут участвовать в системе обеспечения возврата депозитов физических лиц в случае наступления последствий, негативных для банков, где находятся депозиты. Данные банки могли бы заключить соглашение о том, что, в случае чего, они вместе общими усилиями помогут уплатить долги банку, попавшему в сложное финансовое положение, или потерпевшему крах. Например, пропорционально своим долям в общем депозитном накоплении участников такого соглашения.

     Участвуя  в проекте страхования депозитов, банки этим самым подтверждают, что  возможны неприятности с деньгами клиентов. Гарантия и надежность в банке - это  возможность получения части средств при крахе, а невозможность самого краха. Внедрение и участие банков в страховании депозитов лишь свидетельствует о признаваемом Национальным банком слабом менеджменте в банках и о желании самих банков свое неумение подстраховать за счет таких же участников фонда страхования депозитов.

     Таким образом, построение системы страхования  банковских депозитов должно базироваться на следующих положениях.

  1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системы.
  2. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях финансового кризиса государству отводится первая роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе.
  3. Объектами страхования в перспективе должны стать и депозиты юридических лиц наряду с депозитами физических лиц.
  4. В объекте страхования должны быть включены вклады до востребования наряду со срочными депозитами, а также валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.
  5. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.
  6. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поскольку единые ставки для всех банков, различающиеся своими финансовыми положениями, могут подтолкнуть банки к предоставлению недостоверной и неполной финансовой информации.
  7. Смешанная форма собственности Фонда, при которой учредителями фонда могут стать Национальный банк, Ассоциация банков Казахстана Антимонопольный комитет и др. организации позволит обеспечить как бы прямую защиту вкладчиков (когда вкладчик в случае банкротства получает из фонда определенную сумму в пределах страхового покрытия), так и косвенную защиту (когда Национальный банк совместно с Фондом принимает меры по финансовому оздоровлению проблемного - банка).

     Фонд  в тесном взаимодействии с Национальным банком должен иметь право на разработку конкретных мер по финансовому оздоровлению коммерческих банков. Это связано с тем, что в рамках страхового фонда обязательно должны проводиться процедура обследования финансового положения банков, а также контроль за их деятельностью. Это необходимо, в целях обеспечения сохранности средств-вкладчиков, эффективного взимания страховых взносов и своевременного возврата средств, в случае банкротства банка. Система защиты депозитов может оказать благоприятное психологическое воздействие на владельцев денежных средств и финансовых институтов: возрастет степень доверия к банковской системе, повысится доля привлекаемых средств в коммерческих банках. 

     3.2 Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта 

     Проведем  сравнительный анализ систем страхования  депозитов в Казахстане и за рубежом.

     Например, в США система страхования  охватывает не только банки, но и сберегательные ассоциации, имеющие право осуществлять прием вкладов. В Казахстане, как и в большинстве других стран, участниками системы страхования вкладов являются только банки.

     Обязательная  форма страхования депозитов  применяется в США, Канаде,

     Великобритании, Голландии, Японии, в большинстве  развивающихся стран. Добровольная форма участия - во Франции, Германии, Италии и других странах.

     В Казахстане система страхования  банковских вкладов подразумевает, что вступление в эту систему  страхования является обязательным для банков, отнесенных к первой группе по переходу к международным стандартам, в части достаточности капитала, качества активов, ликвидности, бухгалтерского учета, уровня менеджмента, ведения и передачи информации, либо признанных выполнившими мероприятия по переходу к международным стандартам, а также для дочерних банков стабильных банков-нерезидентов. Но по решению правления фонда страхования вкладов в систему могут быть включены и другие банки, для которых система является добровольной.

     Частная форма собственности характерна для стран Западной Европы, при  которой система страхования вкладов учреждается частными коммерческими структурами. Например, в Германии, Франции, Швейцарии, Люксембурге страхованием занимаются организации, созданные в рамках банковских ассоциаций, без участия и финансовой поддержки со стороны государства. Эта форма перекладывает часть затрат, возникающих при банковских банкротствах, на сами банки, но если затраты столь высоки, что способны повлиять на всю банковскую систему, тогда предполагается государственная помощь по выходу из кризисной ситуации, что может означать форму скрытой (неформальной) государственной гарантии.

     Смешанная форма собственности страховой  организации характерна для Японии и ряд развивающихся стран Азиатского региона, уставный капитал которой формируется за счет взносов государственных органов и коммерческих структур.

     В США, а также в странах, следующих  американской модели, включая Казахстан, также Канада, Великобритания, форма  собственности фонда гарантирования вкладов - государственная, где государственные  органы являются одним из органов управления фонда.

     В Казахстане учредителем, единственным акционером Фонда страхования является Национальный банк. Это важно, поскольку  деятельность подобного фонда невозможна без тесного взаимодействия с  центральным банком страны, в котором сконцентрированы функции надзора и контроля за коммерческими банками и, соответственно, важная для Фонда страхования информация о текущем финансовом состоянии банков. Национальный банк является координатором деятельности Фонда страхования. По мере приобретения Фондом страхования практических наработок и изучения положительного опыта зарубежных систем страхования депозитов Национальный банк совершенствует законодательную базу работы Фонда страхования, осуществляет контроль за разработкой внутренних документов, регламентирующих деятельность Фонда страхования.

     Примером  системы полного страхования  является Американская корпорация страхования  депозитов (РВ1С), объектом страхования  которой являются все вклады физических и юридических лиц, государственных и негосударственных организаций в банке, включая гарантийные обязательства банка перед клиентом. В Германии застрахованы практически все виды вкладов, за исключением межбанковских и некоторых долговых обязательств на предъявителя. Причем страховая защита представляется как по вкладам в местной, так и в иностранной валюте, включая вклады, принятые отделениями местных банков за границей. В Японии и Франции страховое возмещение выплачивается по всем видам депозитов, исключая межбанковские депозиты и депозитные сертификаты.

     К ограниченной системе страхования  относятся большинство развивающихся  стран, ориентированной на защиту мелких вкладчиков, в основном, населения, сохраняя в тоже время рыночную мотивацию  у крупных вкладчиков. К этой модели относится и Казахстанский фонд страхования вкладов, который гарантирует только возврат вкладов физических лиц, в основном, мелких вкладчиков. Приоритет отдан последним, так как по сравнению с корпоративными клиентами банков они меньше осведомлены о существующих рисках в банковской деятельности и имеют меньше возможности его оценки. В связи с этим институциональные вкладчики, обладающие большим объемом информационных и аналитических ресурсов, сами должны нести риск оценки деятельности того или иного банка и открытия в нем счета, то есть иметь рыночную мотивацию в выборе банка. В Нидерландах, Турции, Австрии страхование распространяется только на вклады физических лиц.

Информация о работе Депозитная политика банков Казахстана