Автор: Анастасия Иванова, 10 Июня 2010 в 07:30, курсовая работа
Актуальность. В экономике любого государства, с тех пор как возникли деньги, эмиссия играла и каждодневно играет разностороннюю, а порой противоречивую роль. Она влияет на укрепление и ослабление экономики, повышение доходов государственных бюджетов и покрытие их дефицитов, изменение покупательной способности и валютных курсов национальных валют. Решение проблем денежной эмиссии имеет важное теоретическое и практическое значение. Их разработка призвана способствовать повышению эффективности использования функциональных и информационных методов регулирования денежной эмиссии в экономике. В этой связи закономерно, что внимание ряда экономистов обращено к этой проблеме.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Основы денежной эмиссии………………………………………………………..6
1.1 Понятие денежной эмиссии……………………………………………………..6
1.2 Формы эмиссии Центрального банка РФ……………………………………..13
1.3 Принципы организации эмиссионных операций Центрального Банка РФ...16
1.4 Сущность и механизм банковского мультипликатора………………………24
2 Анализ современной эмиссионной деятельности Центрального Банка РФ
и коммерческих банков РФ………………………………………………………..30
2.1 Регулирование денежно-кредитной системы……………………...…………30
2.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа…. . 35
2.3 Ставки Банка России: современное состояние……………………..………...39
2.4 Оптимальность денежной эмиссии…………………………………………....42
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...47
- Увеличение и сжатие объема денежной массы;
- Движение ставки процента на денежном рынке;
- Динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активизацией и ослаблением инвестиционной деятельности в экономике;
- Изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса.
Каждый
из указанных элементов
2.2
Количественные ориентиры денежно-кредитной
политики и денежная программа
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 годи плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году - до 7-8%, в 2012 году - до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в2012году.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%,
Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах, В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21 % соответственно.
Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.
Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и сто составляющих, а так же динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году - 11-19%, в 2012 году -13-19%.
Для
первого варианта денежной программы
на протяжении всего прогнозного периода
увеличение чистых внутренних активов
(ЧВА) является основным источником роста
денежной базы. Второй-четвертый варианты
программы разработаны в предположении
о росте чистых международных резервов
(ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам
станет основным источником увеличения
денежной базы. [8]
Таблица 1 - прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд. рублей)
В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублем, а объем чистого кредита банкам - снизиться на 1,2 трлн. рублей.
Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году - на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 201 1-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.
По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМРнаО,5трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.
В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 201 2 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА - на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.
По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.
Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1.5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 201 1-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на0,Зтрлн.рублейв2О11 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.
Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн., рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году - на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году.
Параметры
денежной программы не являются жестко
заданными и могут быть уточнены в соответствии
со складывающейся макроэкономической
ситуацией, изменением влияния на состояние
денежно-кредитной сферы ключевых внутренних
и внешних факторов. В целях адекватного
реагирования на изменение состояния
денежно-кредитной сферы и учета возможных
рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет применять
весь спектр инструментов, имеющихся в
его распоряжении.[8]
31 мая Совет директоров Банка России 31 мая 2010 года принял решение о снижении с 1 июня 2010 года ставки рефинансирования с 8% до 7,75% годовых на 0,25 процентного пункта и процентных ставок по отдельным операциям Банка России. Об этом сообщает департамент внешних и общественных связей Банка России.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ опустилась до рекордно низкого уровня за период с 1992 г. В текущем году ставка рефинансирования ЦБ РФ меняется четвертый раз. С 24 февраля ставка была снижена с 8,75% до 8,5% годовых, с 29 марта – до 8,25% годовых, с 30 апреля – до 8% годовых.
По данным Банка России, в мае 2010 года продолжилось снижение годовых темпов инфляции, уровень которой на 25 мая составил 5,7%. При этом, по оценкам Банка России, риски значимого увеличения инфляции в ближайшие месяцы по-прежнему остаются невысокими.
Данные по основным макроэкономическим показателям России, вышедшие после предыдущего заседания совета директоров Банка России по вопросам изменения процентных ставок, указывают на постепенное восстановление экономического рост, указывается в пресс-релизе. При этом ускорение роста инвестиций, реальной заработной платы и оборота розничной торговли свидетельствует о формировании позитивных тенденций в динамике внутреннего спроса. Зафиксированы положительные сдвиги и на рынке труда, подчеркивают в банке.
Вместе с тем, отмечают в ЦБ РФ, сохраняются значительные риски неустойчивости наметившегося восстановления кредитной активности и экономического роста, в частности, связанные с высокой степенью неопределенности будущей внешнеэкономической конъюнктуры, что определяет целесообразность принятого решения о снижении Банком России процентных ставок для поддержки экономической активности.
В условиях профицита банковской ликвидности краткосрочные ставки межбанковского рынка определяются процентными ставками по депозитным операциям Банка России. Устанавливаемые настоящим решением параметры процентной политики Банка России создают условия для формирования уровня ставок денежного рынка, обеспечивающего приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками, обусловленными действием монетарных факторов. Соответственно, Банк России считает вероятным сохранение достигнутого уровня процентных ставок в ближайшие месяцы.
С учетом достигнутой к настоящему времени гибкости курсообразования Банк России полагает, что устанавливаемый уровень процентных ставок не создаёт существенных предпосылок для притока капитала. При этом наблюдавшаяся в мае текущего года волатильность курса рубля является приемлемой в рамках проводимой Банком России курсовой политики.
Следующее
заседание совета директоров ЦБ, на
котором будут рассмотрены
Таблица 2 - Процентные ставки по операциям Банка России
Процентные ставки по операциям Банка России, % | Срок | с 30.04.10 | с 01.06.10 |
Ломбардные аукционы (минимальные процентные ставки) | 7 дней
3месяца 6 месяцев 12месяцев |
5,25
6,75 7,25 7,75 |
5
6,5 7 7,5 |
Прямое РЕПО на аукционной основе (биржевое и внебиржевое) (минимальные процентные ставки) | 1 день
7 дней 90 дней 6 месяцев 12 месяцев |
5,25
5,25 6,75 7,25 7,75 |
5
5 6,5 7 7,5 |
Кредиты овернайт | овернайт | 8 | 7,75 |
Сделки "валютный своп" (рублевая часть) | 1 день | 8 | 7,75 |
Ломбардные кредиты (по фиксированной процентной ставке) | 1 день
7 дней 30 дней |
7
7 7 |
6,75
6,75 6,75 |
Прямое РЕПО (по фиксированной ставке) | 1 день
7 дней 12 месяцев |
7
7 7,75 |
6,75
6,75 7,5 |
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами (по фиксированной процентной ставке) | до 90 дней
от 91 до 180 дней от 181 до 365 дней |
7
7,5 8 |
6,75
7,25 7,75 |
Депозитные операции (по фиксированной процентной ставке) | "овернайт"
"том-некст", "спот-некст", "до востребования" "одна неделя", "спот-неделя" |
2,5 2,75 3,25 |
2,5 2,5 2,75 |
Справочно:
Ставка рефинансирования |
8 |
7,75 |
2.4
Оптимальность денежной
эмиссии
Вопрос об оптимальности денежной эмиссии связан с проблемой оптимальности денег вообще и оптимальности количества денег в частности.
Под оптимальностью денег в данном случае понимается высокая степень обеспечения деньгами пропорционального развития экономики. В экономической литературе проблема количества денег, необходимых для развития экономики, является одной из наиболее дискуссионных. Ряд авторов обосновывает правомерность политики дефицитности денег в экономике. Другие считают целесообразным наличие некоторого избытка денег и соответственно небольшой инфляции.
Исследован проблему оптимального количества денег, М. Фридмен пришел к следующему выводу: «Наше окончательное правило, определяющее оптимальное количество денег, состоит в том, что этого можно достичь путем дефляции цен, теми которой приводит к нулевой номинальной ставке процента». [ 5]
Это заключение представляется спорным исходя из ряда соображений. Во-первых, дефляция цен обычно происходит в результате кризиса ерепроизводства товаров. В условиях подъема производства дефляция цен осуществима как случайность. Если предположить, что в нормальных бескризисных условиях идет перманентная дефляция цен, то это потребует пересмотра договоров по реализации продукции в сторону снижения цен, сокращается номинальной заработной платы и других ценовых характеристик деятельности хозяйства. На ряде его участков возникнут убытки. Произойдет нарушение производственных отношений, которое поставит под вопрос оптимальность количества денег, находящихся в обращении.
Во-вторых, когда номинальная процентная ставка сводится к нулю вследствие дефляции цен и доход кредиторов определяется преимущественно повышением ценности денег, кредит для них в значительной мере теряет свою привлекательность. При таких условиях у вкладчиков пропадает заинтересованность в том, чтобы вносить свои свободные деньги во вклады, а у банков ослабевает стимул к предоставлению кредитов. В итоге понижается роль кредита в экономике.
В-третьих, оптимальность количества денег зависит от того, насколько оно (количество) дает простор развитию функций денег. Однако весьма вероятно, что количество денег, сопряженное с дефляцией цен и нулевой номинальной ставкой процента, может сузить сферу функционирования денег как средства платежа.