Деньги. Кредит. Банки

Автор: Анастасия Иванова, 10 Июня 2010 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В экономике любого государства, с тех пор как возникли деньги, эмиссия играла и каждодневно играет разностороннюю, а порой противоречивую роль. Она влияет на укрепление и ослабление экономики, повышение доходов государственных бюджетов и покрытие их дефицитов, изменение покупательной способности и валютных курсов национальных валют. Решение проблем денежной эмиссии имеет важное теоретическое и практическое значение. Их разработка призвана способствовать повышению эффективности использования функциональных и информационных методов регулирования денежной эмиссии в экономике. В этой связи закономерно, что внимание ряда экономистов обращено к этой проблеме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Основы денежной эмиссии………………………………………………………..6
1.1 Понятие денежной эмиссии……………………………………………………..6
1.2 Формы эмиссии Центрального банка РФ……………………………………..13
1.3 Принципы организации эмиссионных операций Центрального Банка РФ...16
1.4 Сущность и механизм банковского мультипликатора………………………24
2 Анализ современной эмиссионной деятельности Центрального Банка РФ
и коммерческих банков РФ………………………………………………………..30
2.1 Регулирование денежно-кредитной системы……………………...…………30
2.2 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа…. . 35
2.3 Ставки Банка России: современное состояние……………………..………...39
2.4 Оптимальность денежной эмиссии…………………………………………....42
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ ЭМИССИИ И ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, если норма отчислений в  централизованный резерв равна 20 %, то коэффициент мультипликации будет  составлять 5(1/20 х 100). Он никогда не будет  достигать 5, потому что всегда часть  свободного резерва используется для  других, не кредитных операций (например, в кассе любого банка должны быть наличные деньги для кассовых операций).

     Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени (год) и  характеризует, насколько за этот период времени увеличилась денежная масса в обороте.

     Банковский  мультипликатор действует независимо от того, предоставлены ли кредиты  коммерческим банкам или они предоставлены  федеральному правительству. Деньги в  этом случае поступят на бюджетные  счета в коммерческих банках, а они тоже относятся к привлеченным ресурсам (IIP), поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличится и включится механизм банковского мультипликатора.

     Механизм  банковского мультипликатора заработает не только от предоставления централизованных кредитов. Он может быть задействован и в том случае, когда центральный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги или валюту. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. включается механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм центральный банк может и тогда, когда он уменьшит норму отчислений в централизованный резерв. В этом случае также увеличится свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора.[1,c.124]

     Центральный банк, управляя механизмом банковского  мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций - функцию денежно-кредитного регулирования. 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ ЭМИССИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО  БАНКА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

     2.1 Регулирование денежно-кредитной системы 

       Под денежно-кредитным регулированием экономики понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

     Денежно-кредитная  политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков может  привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды  инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.[3,c.202]

     Основными целями деятельности ЦБ являются:

  1. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов;
  2. защита и обеспечение устойчивости рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к ин. валютам;
  3. развитие и укрепление банк. системы РФ.

     Существует 2 типа ДКП:

     1 рестрикционная (жесткая политика), направленная на ужесточение условий и ограничения объема кредитных операций комм. банков и повышение уровня ссудного %. Ее проведение сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями на сдерживание инфляции. Используется в целях борьбы с инфляцией, а также для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

     2 экспансионистская (мягкая политика) сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом денег в обращении, уменьшением налоговых и %-х ставок.

     Виды  ДКП:

     1 тотальная — мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные институты страны;

     2 селективная — мероприятия ЦБ распространяются на отдельные кредитные институты и их группы или на отдельные виды банк. деятельности. При ее проведении используется следующий набор инструментов: установление лимитов учетных и переучетных операций; лимитирование отдельных видов операций банков; установление кредитных потолков.

     Основными инструментами ДКП являются:

     1 Операции на открытом рынке. Этот метод - наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования - заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

     По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка РЕПО) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

     2 Политика учетной ставки (дисконтная политика).

     Виды  учетных ставок:

  1. ставка по редисконтированию (по переучету ценных бумаг);
  2. ставка рефинансирования (кредитования комм. банков) — это уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые ЦБ остальным банкам.

     Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5 2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

     Изменение официальной процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу:

       — затруднение или облегчение  возможности коммерческих банков  получить кредит в центральном банке влияет на лимит кредитных учреждений;

       — изменение официальной ставки  означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков  для клиентуры, так как происходит  изменение процентных ставок  по активным кредитным операциям.

     Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

     Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтной политикой), выступая в роли «займодателя в последней инвестиции». Он предоставляет  ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

     Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив  ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству

     3 Нормативы обязательных резервов (или резервные требования — резервная политика) представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в ЦБ и служат гарантом обязательств банков. Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

     Минимальные резервы выполняют две основные функции:

     — служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов;

     — минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования  объема денежной массы в стране. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

     Недостаток  этого метода: некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

     4 Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     ЦБ  может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые КБ обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центр. банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые КБ рекомендуется поддерживать на должном уровне.

     Для достижения значимых результатов в  наиболее короткие сроки нужно задействовать  все инструменты одновременно.

     В механизме действия денежно-кредитной  политики можно выделить пять последовательно связанных рычагов:

   - Приведение в действие инструментов денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтирование, изменение нормы обязательных резервов);

Информация о работе Деньги. Кредит. Банки