Денежно-кредитное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методов денежно-кредитной политики в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
-Изучение понятия «денежно-кредитная политика»;
-Рассмотрение основных методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, которые необходимо применять в условиях России;
-Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-2012 г.

Работа содержит 1 файл

Курсовая да.docx

— 61.07 Кб (Скачать)

Среди инструментов монетарного регулирования  в странах с развитой смешанной  экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после  операций на открытом рынке. А в некоторых  странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно  проанализировать, как же взаимодействуют  операции на открытом рынке и учетная  политика, формируя единую стратегию  и тактику монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение  путем продаж государственных облигаций  на открытом рынке, при неизменной официальной  процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды  учетные операции будут действовать  в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а  не усиливать последние. Механизм учета  в этом случае играет роль своеобразного  предохранительного клапана. Поэтому  необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при  осуществлении монетарного регулирования.

При продаже  государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую учетную  ставку. При реализации экспансионистской  расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность  операций на открытом рынке.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим  методом кредитного регулирования: она активно применяется с  середины XIX в. Возникновение этого  метода было связано с превращением центрального банка в кредитора  коммерческих банков. Последние переучитывали  у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и  в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

  Термин "учетная политика" возник в  банковском деле тогда, когда основной формой кредитования банков был переучет их векселей по ставке процента, получившей название "учетной". Эта практика была наиболее распространена с конца XIX в. до I Мировой войны2. Так, ФРС создавалась в 1913 г. как структура, аккумулирующая резервы коммерческих банков и предоставляющая им кредиты в случае осложнения финансового состояния в рамках процедуры рефинансирования с целью предотвращения массовых банковских банкротств. В тот период изменение учетной ставки служило основным инструментом денежно-кредитной политики. Главным был следующий принцип: до тех пор, пока кредиты берутся для производственных целей, т.е. для поддержки производства товаров и услуг, предоставление дополнительных резервов банковской системе для выдачи подобных кредитов не приведет к инфляции (так называемая доктрина целевых кредитов). Банки кредитовали фирмы, учитывая их векселя, а ФРС затем переучитывала эти же векселя у банков. Однако к концу Первой Мировой войны политика ФРС по переучету векселей и поддержанию низких процентных ставок, призванная помочь Казначейству в финансировании военных расходов, привела к повышению темпов инфляции (в 1919 и 1920 гг. - до 14%, что считалось существенным). Поэтому с 20-х гг. ФРС отказалась от доктрины целевых кредитов и впервые повысила учетную ставку с 4 до 7%. Результатом стало резкое уменьшение денежного предложения и кратковременная рецессия 1920-21 гг., затем сменившаяся бурным экономическим развитием.

  В современной практике ФРС предоставляет  банкам 3 типа кредитов по учетной ставке:

  • корректирующий кредит - для решения проблем ликвидности в краткосрочном периоде. Обычно выдается на несколько дней;
  • сезонный кредит - предоставляется по определенной схеме ограниченному числу банков, работающих в сельскохозяйственных районах;
  • расширенный кредит - выдается банкам, испытывающим серьезные трудности с ликвидностью из-за нехватки депозитов на достаточно длительный срок. Пример - кредит ФРС банку Continental Illinois на сумму в 5 млрд. долларов в 1984 г.

  При предоставлении своих кредитов ФРС  исходит из правила: использование  дисконтного окна - это привилегия, а не право.

  В российской практике роль переучетных  операций также была существенной. Так, основанный в 1860 г. Государственный  банк ставил на первое место среди  активных операций именно учетно-ссудные  операции. Однако в период с 1860-1895 гг. деятельность Государственного банка  носила в основном коммерческий характер (учет краткосрочных торговых векселей). Прямое государственное вмешательство  приводило к оттоку капиталов  от производственных целей на субсидирование ипотечного кредита и накопление золотого запаса. С 1895 г. в ходе денежной реформы С.Витте были расширены  операции банка. В соответствии с  новым уставом целью Государственного банка являлось "облегчение денежных оборотов, содействие, с помощью  краткосрочного кредита, отечественной  торговле, промышленности и сельскому  хозяйству", а также укрепление денежной системы. К учету стали  приниматься как "векселя, основанные на торговых сделках, так и выданные для торгово-промышленных целей". При этом также считалось, что  промышленные ссуды являются самообеспеченными, т.е. не учитывалось влияние коммерческого риска. Учетный срок векселей устанавливался в 6 месяцев с возможностью продления в исключительных случаях до 12 мес. Кредитоспособность заемщика определял Учетно-ссудный комитет, действовавший в каждом отделении Государственного банка. Став в 1897 г. центральным эмиссионным банком страны, Государственный банк, в отличие от зарубежных центральных банков, сохранил и положение главного коммерческого банка. К 1900 г. Государственный банк учел векселей на 233 млн. руб., выдал ссуд: под залог ценных бумаг - на 72 млн. руб., под товары - на 26 млн., промышленным предприятиям - на 23 млн., землевладельцам - на 8 млн. руб. В начале XX в. Государственный банк отказывается от приоритета прямого кредитования промышленности и торговли и переходит к усиленному кредитованию акционерных коммерческих банков, выполняя традиционную для центрального банка функцию "банка банков". Так, накануне I мировой войны Банк выдал акционерным коммерческим банкам кредитов на сумму 338 млн. руб.

  В СССР Госбанк фактически не имел возможности  проводить самостоятельную политику, находясь в жесткой зависимости  от административно-командной системы. Его главной задачей стало  льготное кредитование и финансирование государственных предприятий, денежное предложение формировалось исходя из плановых потребностей экономики. В 1988 г. началось восстановление банковской системы, в 1990 г. был принят закон "О  Центральном банке РСФСР (Банке  России)".

  Основной  формой кредитования коммерческих банков в 90-е гг. являлся ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг, а также стабилизационные кредиты в период банковского  кризиса 1998 г. Положение ЦБР № 65-П  от 30.12.98г. "О проведении Банком России переучетных операций" устанавливает  достаточно жесткие нормы для  принятия векселей к переучету.

  В современной практике Центральный  банк, регулируя уровень ставок рефинансирования, влияет на величину денежной базы. В  случае повышенного спроса на кредитные  ресурсы и опасности "перегрева" экономики Центральный банк проводит политику "дорогих денег", повышая  ставку рефинансирования. Увеличение учетной ставки понижает спрос коммерческих банков на кредитные ресурсы, предоставляемые  через "дисконтное окно" и уменьшает  сумму на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке (денежную базу). Изменения денежной базы приводят к соответствующим изменениям денежного  предложения, усиленным с эффектом денежного мультипликатора. В связи  с ростом стоимости кредита сокращается спрос на инвестиции, замедляется рост производства и инфляция, увеличивается безработица.

  В случае спада экономической активности, стагнации производства Центральный  банк, напротив, проводит политику "дешевых  денег", понижая ставку рефинансирования, тем самым, расширяя объем кредитования, стимулируя инвестиции и рост производства. При этом возрастает опасность роста  цен.

  Поскольку объем кредитов, получаемых через "дисконтное окно" в настоящее время достаточно незначителен, ставка рефинансирования выполняет скорее роль индикатора намерений  Центрального банка относительно будущей  денежно-кредитной политики, косвенно воздействуя на уровень рыночных процентных ставок ("эффект сигнала").

  В современных условиях в большинстве  развитых стран считается, что изменение  ставки рефинансирования - не очень  эффективный инструмент денежно-кредитной  политики, т.к., во-первых, объемы рефинансирования не полностью контролируются Центральным  банком, во-вторых, механизм применения достаточно громоздкий, последствия  не всегда предсказуемы и труднообратимы. 

      2.5 Метод таргетирование инфляции 

 В  течение ряда лет российские  власти придерживались тактики,  согласно которой они стремились  сдерживать инфляцию и в то  же время не допускать слишком  быстрого укрепления рубля. Главным уроком использования фиксированных обменных курсов в конце XX в. стало понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно-кредитной I и бюджетно-налоговой политике, увеличение объемов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается, в то время как использование плавающего курса становится более оправданным и приводит к ускорению экономической динамики.

Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию.  

        Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в России 

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Наиболее ярким примером здесь является Китай. Контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортно-ориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста, увеличения внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.

Что касается России, то особенностью нашей экономики  является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье  укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности  ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля  все равно ограничены, так как  перед ним стоит задача обеспечения  стабильности цеп, а поддержание  неизменного обменного курса  приводит к росту денежного предложения  и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление  импортного оборудования и. технологий. Наконец, огромную

Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных  инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние  на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при  купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Денежно-кредитная  политика России  на современном  этапе

     3.1 Приоритетные методы изменения кредитной политики

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%,в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование