Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа
Целью работы является анализ методов денежно-кредитной политики в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
-Изучение понятия «денежно-кредитная политика»;
-Рассмотрение основных методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, которые необходимо применять в условиях России;
-Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-2012 г.
Среди
инструментов монетарного регулирования
в странах с развитой смешанной
экономикой учетная ставка является
вторым по значению инструментом после
операций на открытом рынке. А в некоторых
странах именно учетная политика
является основной составляющей набора
денежно-кредитных методов. Важно
проанализировать, как же взаимодействуют
операции на открытом рынке и учетная
политика, формируя единую стратегию
и тактику монетарного
В случае,
когда Центральный банк пытается
сократить денежное предложение
путем продаж государственных облигаций
на открытом рынке, при неизменной официальной
процентной ставке объемы учетных операций
резко возрастут. В эти периоды
учетные операции будут действовать
в противоположном направлении,
нежели операции на открытом рынке, а
не усиливать последние. Механизм учета
в этом случае играет роль своеобразного
предохранительного клапана. Поэтому
необходимо координировать действия на
открытом рынке с учетной политикой,
что сейчас и реализуется при
осуществлении монетарного
При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.
Учетная
(дисконтная) политика является старейшим
методом кредитного регулирования:
она активно применяется с
середины XIX в. Возникновение этого
метода было связано с превращением
центрального банка в кредитора
коммерческих банков. Последние переучитывали
у него свои векселя или получали
кредиты под собственные
Термин "учетная политика" возник в банковском деле тогда, когда основной формой кредитования банков был переучет их векселей по ставке процента, получившей название "учетной". Эта практика была наиболее распространена с конца XIX в. до I Мировой войны2. Так, ФРС создавалась в 1913 г. как структура, аккумулирующая резервы коммерческих банков и предоставляющая им кредиты в случае осложнения финансового состояния в рамках процедуры рефинансирования с целью предотвращения массовых банковских банкротств. В тот период изменение учетной ставки служило основным инструментом денежно-кредитной политики. Главным был следующий принцип: до тех пор, пока кредиты берутся для производственных целей, т.е. для поддержки производства товаров и услуг, предоставление дополнительных резервов банковской системе для выдачи подобных кредитов не приведет к инфляции (так называемая доктрина целевых кредитов). Банки кредитовали фирмы, учитывая их векселя, а ФРС затем переучитывала эти же векселя у банков. Однако к концу Первой Мировой войны политика ФРС по переучету векселей и поддержанию низких процентных ставок, призванная помочь Казначейству в финансировании военных расходов, привела к повышению темпов инфляции (в 1919 и 1920 гг. - до 14%, что считалось существенным). Поэтому с 20-х гг. ФРС отказалась от доктрины целевых кредитов и впервые повысила учетную ставку с 4 до 7%. Результатом стало резкое уменьшение денежного предложения и кратковременная рецессия 1920-21 гг., затем сменившаяся бурным экономическим развитием.
В современной практике ФРС предоставляет банкам 3 типа кредитов по учетной ставке:
При предоставлении своих кредитов ФРС исходит из правила: использование дисконтного окна - это привилегия, а не право.
В
российской практике роль переучетных
операций также была существенной.
Так, основанный в 1860 г. Государственный
банк ставил на первое место среди
активных операций именно учетно-ссудные
операции. Однако в период с 1860-1895 гг.
деятельность Государственного банка
носила в основном коммерческий характер
(учет краткосрочных торговых векселей).
Прямое государственное вмешательство
приводило к оттоку капиталов
от производственных целей на субсидирование
ипотечного кредита и накопление
золотого запаса. С 1895 г. в ходе денежной
реформы С.Витте были расширены
операции банка. В соответствии с
новым уставом целью
В
СССР Госбанк фактически не имел возможности
проводить самостоятельную
Основной
формой кредитования коммерческих банков
в 90-е гг. являлся ломбардный кредит
под залог государственных
В современной практике Центральный банк, регулируя уровень ставок рефинансирования, влияет на величину денежной базы. В случае повышенного спроса на кредитные ресурсы и опасности "перегрева" экономики Центральный банк проводит политику "дорогих денег", повышая ставку рефинансирования. Увеличение учетной ставки понижает спрос коммерческих банков на кредитные ресурсы, предоставляемые через "дисконтное окно" и уменьшает сумму на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке (денежную базу). Изменения денежной базы приводят к соответствующим изменениям денежного предложения, усиленным с эффектом денежного мультипликатора. В связи с ростом стоимости кредита сокращается спрос на инвестиции, замедляется рост производства и инфляция, увеличивается безработица.
В
случае спада экономической
Поскольку объем кредитов, получаемых через "дисконтное окно" в настоящее время достаточно незначителен, ставка рефинансирования выполняет скорее роль индикатора намерений Центрального банка относительно будущей денежно-кредитной политики, косвенно воздействуя на уровень рыночных процентных ставок ("эффект сигнала").
В
современных условиях в большинстве
развитых стран считается, что изменение
ставки рефинансирования - не очень
эффективный инструмент денежно-кредитной
политики, т.к., во-первых, объемы рефинансирования
не полностью контролируются Центральным
банком, во-вторых, механизм применения
достаточно громоздкий, последствия
не всегда предсказуемы и труднообратимы.
2.5 Метод таргетирование
инфляции
В
течение ряда лет российские
власти придерживались тактики,
Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.
На протяжении
ближайших лет число стран, использующих
режим инфляционного таргетирования
будет расти. Опрос, проведенный экспертами
МВФ среди представителей денежных властей
88 развивающихся стран и стран с переходной
экономикой, показал, что более половины
этих стран скорее всего перейдут в ближайшее
время к инфляционному таргетированию.
Перспективы перехода
к режиму таргетирования
инфляции в России
Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Наиболее ярким примером здесь является Китай. Контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортно-ориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста, увеличения внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.
Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цеп, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и. технологий. Наконец, огромную
Гораздо
более серьезной проблемой
3. Денежно-кредитная политика России на современном этапе
3.1 Приоритетные методы изменения кредитной политики
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%,в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.