Денежно-кредитное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методов денежно-кредитной политики в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
-Изучение понятия «денежно-кредитная политика»;
-Рассмотрение основных методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, которые необходимо применять в условиях России;
-Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-2012 г.

Работа содержит 1 файл

Курсовая да.docx

— 61.07 Кб (Скачать)

  В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов. 

  2.3. Операции на открытом рынке.

    Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке. Под этим понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) на открытом рынке - то есть у финансовых посредников и населения. Сюда не входят непосредственные действия центрального банка по финансированию дефицита государственного бюджета (как, например, скупка ГКО Центробанком после неудачного для Минфина аукциона на ММВБ) . Да и на первичных аукционах по размещению ГКО Центробанк выступает главным образом в роли генерального агента Минфина, а не участника торгов облигациями, хотя ему и предоставлено право в исключительных случаях покупать государственные ценные бумаги при первичном размещении.

В последнем  случае происходит кредитование дефицита федерального бюджета.

Под определение  операций на открытом рынке вторичном  подпадают действия с долгами  государства, уже находящимися в  обращении и имеющими форму облигаций (а не суррогата денег типа КО) . Только когда облигации (в России - ГКО) приобретут своего первого владельца, они смогут выступать в качестве объекта операций Центрального банка на открытом рынке.

Предположим, центральный банк собирается купить облигации на открытом рынке. Каковы его потенциальные контрагенты? Их можно разбить на 2 группы: финансовые посредники (главным образом коммерческие банки) и участники делового оборота, не являющиеся финансовыми посредниками (любые юридические и физические лица) .

Покупка у них облигаций вызовет увеличение предложения денег, однако происходить  это будет по-разному.

Предположим, центральный банк покупает облигации  у какого-то коммерческого банка. Естественно, он не станет платить наличностью. Центробанк произведет оплату увеличением  резервов коммерческого банка на сумму покупки. В результате возрастет  способность банка к кредитованию.

Теперь  рассмотрим другой случай. Частному лицу или фирме центральный банк заплатит выписанным на себя чеком. Получивший чек контрагент вкладывает его на трансакционный депозит в свой банк; банк же посылает этот чек в центральный банк для учета. В результате коммерческий банк увеличивает свои резервы, а значит и способность к кредитованию.  

Однако  налицо существенная разница в результатах  этих многоступенчатых сделок. В первом случае увеличиваются лишь резервы  коммерческого банка (которые, правда, он может использовать в качестве покрытия для кредитов) . Во втором случае помимо резервов увеличиваются и  чековые вклады, то есть сразу же возрастает денежная масса М Рассмотрим это различие более подробно при помощи математических уравнений.

Пусть ^ М - изменение денежного предложения, F - сумма, уплаченная центральным банком за облигации, BM - банковский мультипликатор. Тогда получаем для первого случая: ^ M = F * BM ; для второго случая: ^ M = F + F * (1 - 1 / BM) * BM = F * BM.

Получается, что денежное предложение одинаково  изменилось как в первом, так и  во втором случае. Однако структура  денежной массы в этих ситуациях  изменилась неодинаково: в первом случае чековые вклады в банках увеличиваются  только за счет кредитной эмиссии  коммерческих банков; во втором случае денежная масса изменилась на F (что  составляет долю 1 / BM в общем увеличении агрегата М1) за счет того, что покупатель облигации вкладывает чек на текущий счет в своем банке, а остальная часть увеличения денежного предложения вызвана кредитной эмиссией банковской системы.

Естественно, скупка ценных бумаг не является единственной возможностью Центробанка на открытом рынке. Он может не только покупать, но и продавать государственные  облигации. Механизм этой операции таков.

При продаже  Центральным банком ценных бумаг  коммерческим банкам те выписывают чеки на свои корреспондентские счета  в Центробанке. Национальный банк учитывает  эти чеки, уменьшая резервы банков на соответствующие суммы.

При продаже  государственных облигаций юридическим  лицам, не являющимся коммерческими  банками, и населению, получается, в  сущности, аналогичный результат. Покупатели оплачивают ценные бумаги чеками на свои банки. Центральный банк уменьшает  на эту сумму резервы, а коммерческий банк покупателя - его трансакционный депозит. В результате происходит изъятие резервов из банковской системы.

Важно отметить, что уменьшение объема денежной массы в экономике происходит в этих двух случаях не совсем одинаково. При продаже ценных бумаг коммерческому  банку уменьшаются его резервы; при продаже облигаций иным участникам делового оборота сокращаются не только резервы, но и непосредственно  в ходе операции - их депозитные счета. Проиллюстрируем это математически.

в первом случае: ^ M = F * BM ; во втором случае: ^ M = F - F * (1 - 1 / BM) * BM = - F * BM.

Как видно  из этих уравнений, главные результаты продаж Центральным банком ценных бумаг (вне зависимости от типа рыночного  контрагента) будут одинаковыми. Произойдет изъятие резервов из системы коммерческих банков (прямо пропорционально банковскому  мультипликатору) . Денежное предложение снизится.

Ведущую роль в операциях на открытом рынке  играют коммерческие банки и иные финансовые институты. Частные лица практически не заключают сделок напрямую с Центральным банком.

Но что  же заставляет коммерческие банки и  население идти на покупку или  продажу государственных облигаций  и заключать сделки с Центральным  банком? Дело заключается в тривиальном  взаимодействии спроса и предложения. Когда Центробанк решает покупать ценные бумаги, спрос на них возрастает, цена растет, а процентная ставка падает. Это стимулирует "сброс" облигаций  контрагентами Центробанка. При  продаже бумаг Центробанком увеличивается  предложение, падает цена, растет процентная ставка. Это приводит к активнейшей скупке государственных долговых обязательств.

По форме  проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку либо продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Этот инструмент денежного регулирования чрезвычайно популярен в странах с развитой рыночной экономикой. Так, доля обратных операций (по отношению к совокупному объему операций на открытом рынке) для центральных банков ведущих промышленно развитых стран составляет от 82 до 99,6%.

Обратные  операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими  банками о покупке государственных  ценных бумаг с обязательством их обратной продажи через определенный срок (обычно один или два месяца) по заранее оговоренной цене.

Обратные  операции осуществляются Центральным  банком в строго определенный день недели. День покупки совпадает с  днем обратной продажи ценных бумаг. В данных операциях получают право  участвовать отнюдь не все банки, а лишь те, которые открыли в  Центробанке специальные счета  по хранению и учету ценных бумаг.

Суть  операций заключается в том, что  Центральный банк предлагает рыночным контрагентам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством их обратной продажи через несколько  недель. Причем все процентные выплаты  по ценным бумагам получают исключительно  контрагенты Центробанка.

Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за пользование  денежными средствами, полученными  от продажи облигаций на срок. Таким  образом, обратные операции на открытом рынке представляют собой аналог кредита под залог ценных бумаг - ломбардного кредита. В этом случае Центробанк - кредитор в последней инстанции - использует механизм, сходный с учетной операцией. С экономической, а не юридической точки зрения, разница заключается в том, что ставку процента при обратных операциях определяет не только Центральный банк, но и все коммерческие банки, участвующие в аукционе.

В настоящее  время в мировой экономической  практике именно операции на открытом рынке являются основным средством  регулирования денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

В России рынок государственных облигаций  высоко развит (правда, скорее количественно, нежели качественно) . Правда, их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

 

    2.4 Изменение учетной ставки

Центральные банки, как правило, проводят учетную  политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений) .

Ставка  рефинансирования, или уровень платы  за кредитные ресурсы, предоставляемые  Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в терминологии США - федеральных фондов) . Он в полной мере стремится играть роль "кредитора в последней инстанции".

Политику  переучетных операций как метод  монетарного регулирования Центральный  банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод) , либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод) , а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод) .

При проведении государственной учетной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок) , но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям) , установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как  правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита  в большинстве случаев не превышает  полугода.

Обычно  в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

К переучету, а также в качестве залога при  предоставлении ломбардного кредита  могут быть приняты лишь самые  надежные ценные бумаги. Сюда входят государственные  облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

Одними  из методов денежно-кредитной политики являются также определение квот переучета, а также условий предоставления ломбардного кредита. В дальнейшем все меры, предпринимаемые Центральным  банком при кредитовании им коммерческих банков, будем называть учетной политикой (изменением учетной ставки) . При этом под учетной ставкой будем понимать "универсальный" процент, по которому Центральный банк взыскивает процентные платежи по предоставляемым им ссудам.

Коммерческий  банк, берущий у Центрального банка  ссуды, увеличивает тем самым  совокупные резервы банковской системы  и тем самым мультипликативно расширяет денежную массу.

Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, которые  приносит приобретение резервов у Центробанка. Следовательно, падение учетной  ставки поощряет банки второго уровня к заимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новые  резервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение. Увеличение государственными денежными властями официальной процентной ставки приведет к сокращению заимствований со стороны  банков второго уровня у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется  в случае проведения Центральным  банком жесткой рестрикционной кредитно-денежной политики (так называемой политики дорогих денег) .

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование