Денежно-кредитное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ методов денежно-кредитной политики в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
-Изучение понятия «денежно-кредитная политика»;
-Рассмотрение основных методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, которые необходимо применять в условиях России;
-Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-2012 г.

Работа содержит 1 файл

Курсовая да.docx

— 61.07 Кб (Скачать)

Введение. 

Одним из необходимых условий устойчивого  равновесного развития народного хозяйства  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень  демократичный инструмент воздействия  на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов  системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная  политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная  политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это  происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе. Механизм воздействия денежно-кредитной  политики на основные переменные народнохозяйственного  комплекса, а также результат  корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный  банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В  некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет  целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный  финансовый орган играет одну из ведущих  ролей в государственном регулировании  рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный  банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая  деятельность Цетрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда зароботной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Кредитно-денежная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процесам нужного государству направления развития.

Механизм  регулирования включает методы, инструменты  регулирования наличных и безналичных  банковских операций и конкретные формы  контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макроуровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная  политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить  роста безработицы. Несмотря на всю  ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств, существенно пополнить  валютные резервы страны. 

Целью работы является анализ методов денежно-кредитной политики в современных условиях.

Задачами  при написании данной курсовой работы являются:

  -Изучение понятия «денежно-кредитная политика»;

  -Рассмотрение основных методов и инструментов денежно-кредитного       регулирования, которые необходимо применять в условиях России;

  -Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011-2012 г.

Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  тем, что, в настоящее время, главной  задачей кредитно-денежной политики центрального банка является поддержание  стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В  то же Предметом исследования данной курсовой работы является действия Центрального Банка России по проведению денежно-кредитной  политики государства.

Объектом  – методы денежно-кредитного регулирования  экономики страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Денежно-кредитная  политика России.

        1.1 Цели и задачи ДКП

   Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это  политика государства, воздействующая на количество денег в обращении  с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения  и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный  банк.

      Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

    Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

      Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

       Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

   Денежно-кредитная  политика, проводимая Центральным банком, как правило, имеет 6 основных целей:

  • высокий уровень занятости;
  • экономический рост;
  • стабильность цен;
  • стабильность ставки процента;
  • стабильность на финансовых рынках;
  • стабильность валютного рынка.

   Начиная с начала девяностых годов, Банк России считал главным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике снижение инфляции. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень  государственного долга подрывает  доверие к политике Центрального банка и к банковской системе  в целом даже при достижении минимального темпа инфляции. К тому же жесткая  антиинфляционная политика провоцирует  углубление экономического спада. Поэтому  в 1999 г. цели денежно-кредитной политики были скорректированы: “При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России следует учитывать  тенденции динамики ВВП, уровня безработицы  и состояния платежного баланса”.

   В краткосрочном периоде часто  возникает конфликт целей - например, высокий уровень занятости и  стабильная ставка процента могут противоречить  поддержанию стабильных цен.

   Борьба  с инфляцией требует проведения рестрикционной монетарной политики, направленной на повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. При спаде экономической активности, напротив, Центральный банк должен проводить стимулирующую кредитно-денежную политику, означающую расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за увеличением денежного предложения и понижение процентных ставок. Теоретически передаточный механизм денежно-кредитной политики действует следующим образом - при увеличении (уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спроса на деньги уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результате возрастают (сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонент совокупного спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства и занятости в экономике.

   В реальности, однако, данный механизм не всегда работает адекватно. Помимо необходимости сопоставления чувствительности спроса на деньги и чувствительности инвестиционных расходов к ставке процента для оценки эффективности денежно-кредитной политики, надо учитывать такие ограничения, как уровень государственного долга, степень доверия экономических агентов к банковской системе, наличие долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, возможности альтернативных инвестиций в финансовом секторе и, наконец, кредитоспособность предприятий реального сектора.

   Центральный банк не может напрямую воздействовать на параметры конечных целей. Поэтому  он определяет промежуточные и операционные цели. Промежуточными целями денежно-кредитной  политики являются:

  • денежные агрегаты  (М1, М2 или М3);
  • ставка процента (краткосрочная или долгосрочная).

   Надо  отметить, что цели поддержания стабильности и денежных агрегатов и процентной ставки одновременно несовместимы. Поэтому  приходится выбирать одну из промежуточных  целей в соответствии с критериями измеримости, управляемости и предсказуемости  влияния на конечные цели. В различных  странах в разные периоды времени  выбирался тот или иной целевой  параметр. Так, в 80-х гг. Федеральная  Резервная Система (ФРС) США пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой связи между колебаниями  М1 и уровня экономической активности. В результате ФРС стала ориентироваться не на денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний процентной ставки. В Великобритании промежуточным целевым параметром является значение денежной базы М0, в Германии - денежный агрегат М3, в Японии (М2+объем депозитных сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, и другого целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти все страны стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к. поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменению денежного предложения, а кредитно-денежная политика должна, напротив, играть стабилизирующую роль1.

   Операционными (непосредственно достижимыми) целями денежно-кредитной политики являются уровень резервов или ставки процента (межбанковские или по краткосрочным  государственным ценным бумагам). 

   1.2 Центральный Банк  РФ и его функции

    Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.

    Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска  денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную  величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет  им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области  эмиссии, кредита, денежного обращения.

    Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России как публично-правовой организации  законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

    Принцип независимости – ключевой элемент  статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов  государственной власти и выступает  как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах.

    Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование