Денежно-кредитная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Отечественной кредитно-денежной системе не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во-второстепенные, а кредитная система полностью не соответствовала кредитным системам промышленно развитых стран. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

Содержание

I. Теоретический вопрос 3
Введение 3
1. Денежная система 4
1.1. Типы и структура денежных систем 4
1.2. Денежная система промышленно развитых стран 9
1.3. Состояние и перспективы развития денежной системы в России
и её регулирование государством
11
2. Кредитная система 13
2.1. Структура современной кредитно-денежной системы
Кредитная система промышленно развитых стран
13
2.2. Механизм функционирования кредитной системы 15
2.3. Основные направления кредитно-денежной политики
Центрального банка. Регулирование кредитно-денежной

системы государством.
18
2.4. Проблемы формирования кредитной системы в России 22
3. Заключение 25
II. Тест 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

дкб.rtf

— 280.92 Кб (Скачать)

     В соответствии с указанием Центрального банка РФ от 6 августа 2002 г. №1185-У с 7 августа 2002 года устанавливается ставка рефинансирования (учетная ставка) в размере 21% годовых.

      Основной формой кредитования коммерческих банков Центральным банком Российской Федерации на сегодня  является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

     2. Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов.

     Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки  обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.

     3. Операции на открытом рынке являются  важнейшим направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.

     Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок  государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада). В России до финансового кризиса 1998г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

     4. Четвертой формой является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему  путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применение санкций за их нарушение.

     Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального  банка России сформулированы в ст.35 Закона о Банке России:

     1) процентные ставки  по операциям Банка России;

     2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

     3) операции на открытом рынке;

     4) рефинансирование кредитных организаций;

     5) валютные интервенции;

     6) установление ориентиров роста денежной массы;

     7) прямые количественные ограничения;

     8) эмиссия облигаций от своего имени.

     Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной  валюты против  российской на межбанковском или биржевом рынках для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговые и внутренние цены.

     Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций.

     Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой дешевых денег), когда Центральный банк:

     а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками  и увеличивает денежную массу.

     б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

     в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики.

     Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

     Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой дорогих денег), когда Центральный банк:

     а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования  коммерческими банками  и сокращает денежную массу.

     б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

     в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.

     Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и  может использоваться для противодействия инфляции.

     Рассмотренные примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла.

     Однако в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В стремлении добиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением (таргетирование) денежной массы или контроль над динамикой процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

     Недостатками дискреционной  кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать  так называемая автоматическая кредитно-денежная политика.  Ее смысл сводится к монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными  потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

     В заключении нужно отметить, что на практике правительство и Центральные  банки промышленно-развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х  - начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции  - менее предсказуемой, центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента. 

     2.4. Проблемы формирования кредитной системы в России. 

     Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный исторический период.

     За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

     -Госбанк СССР;

     -Стройбанк СССР;

     -Банк для внешней торговли;

     -Система Гострудсберкасс;

     -Госстрах и Ингосстрах,                                                          

     т.е. господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

     Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

     В середине 80-х годов была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную систему.

     На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне - пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

     В качестве ответа на последствия этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

     В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

     В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

     1. Центральный банк России.

     2. Банковская система:

          - коммерческие банки;

          - Сберегательный банк России;

          - иные специализированные банки.

     3. Специализированные кредитно-финансовые институты:

          - страховые компании;

          - негосударственные пенсионные фонды;

          - инвестиционные компании;

          - финансово-строительные компании.

     Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

     Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России является Сберегательный банк. Его собственный капитал к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. - 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России - 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала The Banker  Сбербанк входит в первые две сотни крупнейших банков в мире.

     В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

     - продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

     - монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;

     - главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

     - отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных  ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

     - отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

     Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

Информация о работе Денежно-кредитная система