Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
Изучить процесс разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2010 год;
Внести предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и система денежно-кредитной политики..10
1.2. Направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства………………………………………11
Глава 2. Анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………………...17
2.1.Влияние мирового кризиса на денежно-кредитную политику РБ……………………………………………………………………………17 2.2. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 год……………………………………………………………………………19
глава 3. Перспективы развития ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………..23
3.1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов………………………………………………………………………….23
3.2. Предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………………….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………36-37
В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки Беларуси реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
Нацбанк продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Нацбанк может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Нацбанк будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежнокредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Особое значение Нацбанк придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.[14]
3.2. Предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе
Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Поэтому действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на обеспечение прогноза социально-экономического развития, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса.
Особую важность представляет разработка системы мер по регулированию двух противоречивых макроэкономических тенденций: с одной стороны, укрощение инфляции, с другой стороны, обеспечение роста ВВП и уменьшение безработицы. В отличие от классических западных подходов, которые решают раздельно или проблему инфляции, или проблему роста объема производства и сокращения безработицы, гибкое сочетание денежно- кредитной политики «дорогих» денег и селективного подхода к использованию политики «дешевых» денег (только в целях обеспечения инвестиций и воспроизводства) позволит регулировать процессы увеличения ВВП, снижения безработицы и инфляции. [2, с.7-8].
Комплекс мер по оптимизации механизма применения инструментов денежно-кредитной политики включает рекомендации по совершенствованию учетной ставки, операций на открытом рынке, политики в области валютного курса, норм обязательных резервов и экономических нормативов
Научно обоснованное изменение Национальным банком учетной ставки, гибкость которой определяется фактическим состоянием развития экономики, является механизмом регулирования экономического поведения коммерческих банков и, соответственно, субъектов хозяйствования. Учетная политика должна быть сориентирована на поддержание положительного значения реальных процентных ставок. Это может быть достигнуто за счет перехода к практике ежемесячного установления ставки рефинансирования Национального банка на уровне, незначительно превышающем темпы инфляции и с учетом результатов регулирования при помощи иных инструментов денежно-кредитной политики.
Механизм рыночного рефинансирования коммерческих банков через механизм резервного и ломбардного кредита по ставкам, несколько превышающим ставку рефинансирования, отказ от практики прямого и косвенного финансирования дефицита государственного бюджета Национальным банком путем предоставления кредитов или выкупа ГКО, выдачи эмиссионных кредитов коммерческим банкам на цели финансирования государственных программ позволят достигнуть положительных значений реальных процентных ставок по депозитам физических лиц. Это, в свою очередь, предоставит возможность в короткий срок снизить степень долларизации экономики, давление на валютный курс и обеспечит прирост ресурсной базы банков «пригодной» для инвестиционного кредитования, в том числе, и за счет роста доли белорусского рубля в платежном обороте [10, с.4-6].
Максимальное использование растущего кредитного потенциала банковской системы (за счет притока вкладов населения, роста экспорта в условиях либерализации валютного рынка) предлагается обеспечить путем активного проведения операций на открытом рынке. Главной целью открытого рынка становится обеспечение в условиях отсутствия притока в систему «эмиссионной ликвидности» стабильности (отсутствия резких колебаний) процентных ставок на денежном рынке. В этой связи предлагается перейти к рыночному рефинансированию банковской системы через операции РЕПО, СВОП, ломбардного и резервного кредитования, приема средств банков в депозиты Национального банка, выпуск и операции с ценными бумагами Национального банка. При этом развитие финансового рынка предлагается осуществить путем вовлечения в инфраструктуру белорусского вторичного рынка мощных учреждений и, прежде всего, коммерческих банков. Аргументировано положение о том, что рынок ценных бумаг является эффективным инструментом регулирования денежного обращения лишь тогда, когда он взаимосвязан не только с процентной политикой Национального банка, но с ситуацией во всей денежно-кредитной сфере, а также с налоговой политикой государства. В целях избежания построения финансовых пирамид необходимо оптимизировать объем рынка ценных бумаг, его взаимосвязи с товарным обеспечением (покрытием) [11, с.70].
Для стабилизации валютного рынка следует посредством активизации экспортного потенциала республики устранить в ближайшей перспективе множественность валютных курсов, отказаться от всех форм обязательной продажи валюты, либерализовать межбанковский валютный рынок. При этом первоначальный инфляционный шок должен быть погашен за счет внешних источников финансирования.
Следует доработать механизм применения обязательных экономических нормативов в целях регулирования банковской деятельности. Система обязательных экономических нормативов должна обеспечить соблюдение банками принципов безопасного ведения дела и за счет оптимизации рисков повысить ее эффективность. Предлагается приблизить норматив платежеспособности к Базельским стандартам, что позволит этому нормативу в более полной мере консолидировать в себе требования к структуре активов и достаточности капитала и превратить его в центральный и сильный инструмент, формирующий направленность активных операций банков. Более высокая степень рисков для активов в странах, не принадлежащих к ОЭСР (кроме России как стратегического партнера, интеграция с которой является важной задачей), с одной стороны, а также низкий уровень процентных ставок в развитых странах и либеральный режим на внутреннем валютном рынке, с другой, позволят не допустить на первоначальном этапе оттока капитала на внешние финансовые рынки. Ресурсный потенциал будет полнее вовлечен в процесс воспроизводства. Наряду с этим норматив платежеспособности должен учитывать процентные валютные риски и механизмы, заложенные в существующем коэффициенте ликвидности (расчет разрыва ликвидности) и нормативе открытой валютной позиции. [10, с.8-10].
В целях повышения эффективности функционирования банковской деятельности предлагается шире использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь. В этой связи представляется целесообразным при сохранении статуса Национального банка в предусмотренном законодательством режиме найти решение проблемы механизма взаимодействия его с правительством, министерствами и ведомствами, не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.
В заключение данного вопроса отметим, что осуществление предложенной системы мер по совершенствованию денежно-кредитного механизма должно обеспечить устойчивый рост ВВП, минимизацию инфляционных процессов, избежать несоответствия по основным макроэкономическим показателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, необходимо еще раз напомнить, что денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью всей экономической политики государства, и поэтому ее нецелесообразно применять обособленно от остальной экономической программы правительства. Т.е. следует отметить, что хоть Национальный Банк должен быть независим от правительства, их действия должны быть согласованы.
Подобно фискальной политике, денежно-кредитная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Путем грамотного управления денежно-кредитной политикой можно регулировать важнейшие экономические и социальные процессы в Республике Беларусь.
В этой связи предстоит активизировать направление банковских кредитных ресурсов на обслуживание реального сектора экономики посредством использования дифференцированных норм резервирования, льготного налогообложения прибыли, страхования рисков, формирование соответствующей системы ответственности и гарантий.
Проведенный анализ денежно-кредитной сферы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием Республики Беларусь показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год.
В 2008 году обеспечены: защита и устойчивость обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; замедление инфляционных процессов; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь.
Развитие денежно-кредитной сферы Республики Беларусь в 2009 году соответствует Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год. Достигнутые в I полугодии 2009 года социально-экономические показатели свидетельствуют о росте эффективности проводимой денежно-кредитной политики.
Необходимо добавить, что наряду с достижением основных целей денежно-кредитной политики ее инструментами в настоящее время решаются важные народнохозяйственные задачи: расширение участия банковской системы в кредитовании реального сектора экономики, увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования.
Отметим, что проведение денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение предсказуемой, плавной динамики обменного курса белорусского рубля, формирование цивилизованных принципов функционирования валютного рынка, развитие и укрепление банковской способствует достижению позитивных тенденций в развитии реального сектора экономики и росте реальных доходов населения.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В заключение работы автором приведен ряд предложений по совершенствованию денежно-кредитного механизма, что должно обеспечить устойчивый рост ВВП, минимизацию инфляционных процессов, избежать несоответствия по основным макроэкономическим показателям.
Список использованных источников
1. Вардеванян Г., Ярошенко А. Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси // Банкаўскі веснік. -2004. -№ 1. -C.7-8.
2. Государственные финансы: Учеб. пособие / Г.К.Мультан, Е.Ф.Киреева, О.А.Пузанкевич. Мн.: БГЭУ, 2005.
3. Зеленкевич М.Л. Денежно-кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№ 3. -C.24-30.
4. Лобанов А. Денежно-кредитная политика, как система // Банковский вестник. -2004. -№1. -С.36-39.
5. Махотаева М.Ю., Николаев М.А. Практика применения денежно-кредитных инструментов // Деньги и кредит. -2003. -№ 10. -C.31-36.
6. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. -М.: Экономистъ, 2005. -652с.
7. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год: Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. №438 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004. -№143. -1/5845).
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год // Деньги и кредит. -2004. -№ 11. -C.3-29.
9. Полоник С.С. Методы государственного регулирования денежно-кредитных и финансово-бюджетных отношений // Белорусский экономический журнал. -2003. -№ 1. -C.56-64.
10. Полоник С.С. Финансовая безопасность Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути решения // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. -2004. -№2. -С.2-12.
11. Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ
12. Раковец А.А. Состояние и проблемы развития денежно-кредитного механизма регулирования экономики Республики Беларусь // Вестник Белорусского государственного университета. -1999. -№3. -С.68-76.
13. Рогова О., Храменков В. Денежно-кредитная политика, деформация денежно-кредитной системы // Экономист. -2003. -№ 3. -C.41-55.
14. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике: Международный валютный фонд, 2000.
15. Сурков М.С. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики: учеб. пособие. / Сурков М.С., Яремчук Н.В. -М.: Городец, 2004. -256с.
16. Таксир К.И. Бюджетные технологии // Финансы. -2003. -№1. -С.26-27.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь